Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Гареевой Е.Б., Славской Л.А.,
с участием прокурора Жилкина П.А.
при секретаре Сафине Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кежемского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Богучанская ГЭС" о признании бездействия незаконным и устранении нарушений
по апелляционному представлению помощника прокурора Кежемского района Гуселетовой Н.В.
на решение Кежемского районного суда Красноярского края от 31 мая 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурора Кежемского района в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Богучанская ГЭС" о признании бездействия незаконным и устранении нарушений отказать".
Заслушав доклад судьи Славской Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кежемского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику, с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по проведению оценки воздействия на окружающую среду строящимся объектом - Богучанской ГЭС, и обязать ответчика устранить нарушение природоохранного законодательства в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование требований (с учетом уточнений) указал, что ответчик является заказчиком и застройщиком объекта "Строительство Богучанской ГЭС на реке Ангара", а также собственником и организацией, эксплуатирующей электростанцию. Разрешение на строительство Богучанской ГЭС получено 13.04.2007 года в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего в тот период времени. Объект капитального строительства "Богучанская ГЭС" относится к особо опасным и технически сложным, в связи с чем проектная документация данного объекта подлежит государственной экспертизе. Проектная документация "Богучанской ГЭС" была утверждена в 1979 году. В период 2006-2011 года в проектную документацию Богучанской ГЭС были внесены изменения - состав сооружений компоновки гидроузла по сравнению с утвержденным проектом 1979-85 годов отличается двумя конструктивными элементами, входящими в состав напорного фронта: водосброс N 2 (секция бетонной плотины NN 20,21,22), секция бетонной плотины N 0. Поскольку первоначальный технический проект был дополнен новыми конструктивными элементами, процедура оценки воздействия на окружающую среду для ответчика является обязательной на основании требований природоохранного законодательства. В 2009 году проектная документация была утверждена ответчиком в нарушение требований градостроительного и природоохранного законодательства в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы, процедура оценки воздействия на окружающую среду не проводилась, меры к ее проведению не принимаются. Следствие указанных нарушений может быть реализация проекта с серьезными конструктивными просчетами, которые могут повлечь техногенные аварии. Кроме того, строительство Богучанской ГЭС в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10.11.2007 года N 1596-р осуществляется в рамках инвестиционного проекта, реализуемого при государственной поддержке. В соответствии с ФЗ "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов. В соответствии с Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы и ФЗ "Об охране окружающей среды" материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе, являются частью документации, предоставляемой заказчиком на экологическую экспертизу.
Определениями суда к участию в деле привлечены Енисейское управление Ростехнадзора, ГКУ "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС", ФГУ "Управление эксплуатации Богучанского водохранилища".
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционном представлении помощником прокурора Кежемского района Гуселетовой Н.В. ставится вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм процессуального права.
В представленных возражениях ОАО "Богучанская ГЭС", указывая на необоснованность доводов представления, просит решение оставить без изменения.
В судебное заседание не явились надлежаще извещенные представители Енисейского управления Ростехнадзора, ФГУ "Управление эксплуатации Богучанского водохранилища", о причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, проверив решение суда согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов представления, выслушав мнение прокурора Жилкина П.А., не поддержавшего доводы представления, объяснения представителей ОАО "Богучанская ГЭС" - Корчагина А.А., Гиниборг О.В., представителя ГКУ "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС" - Курбановой М.Д., возражавших по доводам представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды" оценка воздействия на окружающую среду - это вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.
Статьей 32 этого же закона предусмотрено, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.
Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью проектной документации (п. 8 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, пп. "а" п. 25 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87).
В соответствии с п. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
В силу ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ гидроэлектростанции отнесены к особо опасным и технически сложным объектам.
Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация особо опасных и технически сложных объектов подлежит государственной экспертизе (п.3.4); предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий - требованиям технических регламентов (п.5); не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, искусственных земельных участков на водных объектах (п.6).
Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 11 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 44 Положения "Об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, допускается проведение повторной государственной экспертизы.
В силу положений ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство является документом, подтверждающим соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающим застройщику право осуществлять строительство.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходя из того, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой (намечаемой) хозяйственной деятельности и является составной частью документации, представляемой на государственную экспертизу, принимая во внимание, что Технический проект на строительство Богучанской ГЭС на реке Ангара, в составе которого имеется раздел "Водохранилище и охрана окружающей среды", в соответствии с ранее действовавшим законодательством одобрен Главгосэкспертизой Госстроя СССР заключением от 29.06.1979 года N 215, а также установив, что внесенными в первоначальный технический проект изменениями не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, в связи с чем повторная государственная экспертиза проектной документации не требуется, пришел к выводу об отсутствии у ответчика обязанности в проведении государственной экспертизы измененной проектной документации и соответственно отсутствии в связи с этим обязанности по проведению процедуры оценки воздействия на окружающую среду. С учетом того, что оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, тогда как строительство объекта Богучанской ГЭС осуществляется с 1979 года, в связи с чем строящаяся гидроэлектростанция не является объектом государственной экологической экспертизы, суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что проведение процедуры оценки воздействия на окружающую среду не требуется и в связи с отсутствием обязанности проводить экологическую экспертизу.
Выводы суда судебная коллегия считает правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах закона, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, из которых видно следующее.
13.04.2007 года ОАО "Богучанская ГЭС" выдано разрешение на строительство объекта "Богучанская ГЭС" в соответствии с техническим проектом на строительство, утвержденным распоряжением Совета Министров СССР от 7.12.1979 года N 2699.
Технический проект на строительство Богучанской ГЭС на реке Ангара одобрен заключением Главгосэкспертизы Госстроя СССР от 29.06.1979 года N 215.
Распоряжением Совета Министров СССР от 30.04.1980 года N 798р утвержден проект на строительство Богучанской ГЭС, строительство ГЭС было включено в титульный список вновь начинаемых в 1980 году строек.
В 2007 году ОАО "Институт Гидропроект" разработано "Уточнение технических решений проекта строительства Богучанской ГЭС с НПК 208 м", которое было утверждено заказчиком - ОАО "Богучанская ГЭС" и включено в состав технического проекта, как приложение.
Из представленных ответчиком заключений ОАО "НИЦ Строительство", ОАО "Проектно-изыскательского и научно-исследовательского института "Гидропроект" по проектной работе "Уточнение технических решений проекта строительства Богучанской ГЭС с НПУ 208 м" следует, что данные изменения и дополнения (достройка секций NN 20, 21, 22 с устройством водосброса N 2) не изменяют технических решений, влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта, ранее утвержденного Технического проекта 1979-1985 годов,
5.09.2011 года Ростехнадзором отменено предписание, касающееся необходимости проведения дополнительной государственной экспертизы проекта строительства Богучанской ГЭС.
Согласно письму Главгосэкспертизы России от 3.03.2010 года проведение дополнительной государственной экспертизы изменений, вносимых в ранее утвержденный технический проект в части устройства водосброса N 2 в связи с введением в действие новых нормативных требований, не требуется.
При указанных обстоятельствах, учитывая наличие у ответчика разрешения на строительство объекта Богучанской ГЭС в соответствии с проектной документацией, прошедшей в ранее установленном порядке государственную экспертизу, принимая во внимание, что строительство объекта Богучанской ГЭС находится в стадии реализации, а также с учетом того, что действующее законодательство предусматривает проведение оценки воздействия на окружающую среду только в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии у ответчика обязанности по проведению в настоящее время оценки воздействия на окружающую среду строящимся объектом Богучанская ГЭС и соответственно отсутствии правовых оснований для признания бездействия в данной части незаконным.
Доводы жалобы о том, что строительство Богучанской ГЭС, осуществляемое в рамках инвестиционного проекта "Комплексное развитие Нижнего Приангарья", реализуемого при государственной поддержке, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня, судебная коллегия отклоняет, как несостоятельные, основанные на неверном толковании положений закона, поскольку вопреки доводам представления распоряжениями Правительства РФ от 30.11.2006 года N 1708-р, от 10.11.2007 года N 1596-р строительство Богучанской ГЭС не входит в перечень инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке в рамках инвестиционного проекта "Комплексное развитие Нижнего Приангарья". Кроме того, согласно ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" объектом указанной экспертизы является только проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, строительство, которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, чего по рассматриваемому делу не имеется. Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, действующим законодательством не предусмотрено проведение экологической экспертизы в отношении строящегося в соответствии с утвержденной проектной документацией объекта капитального строительства.
Других доводов, опровергающих выводы суда, апелляционное представление не содержит. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не установлено. Оснований для отмены решения по доводам представления не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кежемского районного суда Красноярского края от 31 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление помощника прокурора Кежемского района Гуселетовой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.