Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Войты И.В.,
судей - Михайлинского О.Н., Данцевой Т.Н.,
при секретаре - Хлынцевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
гражданское дело по заявлению прокурора Каратузского района Красноярского края к Правительству Красноярского края о возложении обязанности привести в соответствие места захоронения биологических отходов
по апелляционной жалобе представителя Правительства Красноярского края - Бородавкина С.В.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 26 апреля 2012 года, которым постановлено:
"Обязать Правительство Красноярского края привести в соответствие с требованиями п.п. 5.6-5.10 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" места захоронении биологических отходов, не отвечающие ветеринарно-санитарным требованиям, места с захоронением трупов животных в земляные ямы следующих объектов:
1. скотомогильник, расположенный на расстоянии 2 километра от с. Сагайское, координаты N;
2. скотомогильник, расположенный на расстоянии 2 километра от д. Средний Кужебар, координаты N;
3. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Старая Копь, координаты N;
4. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Качулька, координаты N;
5. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Ширыштык, координаты N;
6. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Верхний Кужебар, координаты N;
7. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Лебедевка, координаты N;
8. скотомогильник, расположенный на расстоянии 2 километра от с. Каратузское, координаты N;
9. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Каратузское, координаты N;
10. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Верхний Кужебар, координаты N;
11. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от д. Нижняя Буланка, координаты N;
12. скотомогильник, расположенный на расстоянии 2 километра от с. Моторское, координаты N;
13. скотомогильник, расположенный на расстоянии 2 километра от с. Моторское, координаты N;
14. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от д. Старомолино, координаты N;
15. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Шалагино, координаты N;
16. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Верхний Суэтук, координаты N;
17. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Верхний Суэтук, координаты N".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Каратузского района Красноярского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Правительству Красноярского края о возложении обязанности привести в соответствие места захоронения биологических отходов.
В обоснование своих требований сослался на то, что прокуратурой Каратузского района совместно с Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору была проведена проверка на предмет соблюдения положений законодательства, направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По результатам выполнения данного мероприятия установлено, что на территории Каратузского района Красноярского края находится 22 скотомогильника, не отвечающих требованиям раздела 5 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, а именно:
1. скотомогильник, расположенный на расстоянии 2 километра от с. Сагайское, координаты N;
2. скотомогильник, расположенный на расстоянии 2 километра от д. Средний Кужебар, координаты N;
3. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Старая Копь, координаты N;
4. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Качулька, координаты N;
5. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Ширыштык, координаты N;
6. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Верхний Кужебар, координаты N;
7. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Лебедевка, координаты N;
8. скотомогильник, расположенный на расстоянии 2 километра от с. Каратузское, координаты N;
9. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Каратузское, координаты N;
10. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Верхний Кужебар, координаты N;
11. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от д. Нижняя Буланка, координаты N;
12. скотомогильник, расположенный на расстоянии 2 километра от с. Моторское, координаты N;
13. скотомогильник, расположенный на расстоянии 2 километра от с. Моторское, координаты N;
14. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от д. Старомолино, координаты N;
15. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Шалагино, координаты N;
16. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Верхний Суэтук, координаты N;
17. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Верхний Суэтук, координаты N;
18. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Таяты, координаты N;
19. скотомогильник, расположенный на расстоянии 1 километр от с. Каратузское, координаты N;
20. скотомогильник, расположенный в с. Таскино, местоположение установлено ориентировочно, координаты N;
21. скотомогильник, расположенный в с. Черемушка-д. Шалагино, местоположение установлено ориентировочно, координаты N;
22. скотомогильник, расположенный в д. Куркино, местоположение установлено ориентировочно, координаты N.
На момент осуществления проверки собственник объектов не установлен. Таким образом, указанные скотомогильники, являясь потенциально опасными, создают угрозу возникновения и распространения инфекций, могут причинить вред здоровью граждан и окружающей среде.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В своей апелляционной жалобе представитель Правительства Красноярского края - Бородавкин С.В. просит состоявшийся судебный акт отменить как незаконный и необоснованный.
Представители Службы по ветеринарному надзору Красноярского края, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, администрации Каратузского района, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции, не явились, причины неявки суду не сообщили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Правительства Красноярского края - Бородавкина С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Дозорцеву Е.Г., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Согласно ст.ст. 5 и 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий, согласно пп. "ц" п. 2 ст. 26.11 указанного Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на территории Каратузского района Красноярского края выявлено более двадцати мест несанкционированного захоронения трупов животных.
Прокурор Каратузского района Красноярского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Правительству Красноярского края о возложении обязанности привести места захоронения биологических отходов, не отвечающих ветеринарно-санитарным требованиям, места с захоронением трупов животных в земляные ямы в соответствие с требованиями п.п. 5.6-5.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства РФ от 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469 (раздел "Размещение и строительство скотомогильников (биотермических ям)").
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что поскольку вопросы содержания скотомогильников (биотермических ям) возлагаются на собственников этого имущества, а при отсутствии таковых такая обязанность относится к полномочиям Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, учитывая, что вопросы по организации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществлению мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагаются на субъект Российской Федерации, то требования прокурора являются законными и обоснованными.
Таким образом, по мнению прокурора и суда, поддержавшего его позицию, каждое выявленное место с захоронением биологических отходов, трупов животных в земляные ямы субъект Российской Федерации обязан привести в соответствие с требованиями, предъявляемыми к размещению и строительству скотомогильников (биотермических ям), с чем не может согласиться судебная коллегия.
Согласно упомянутым Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, скотомогильник представляет собой сложное техническое сооружение, для строительства которого производится выбор и отвод земельного участка по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора; приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки; все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет и им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка.
Из этого следует, что для строительства скотомогильника требуются значительные финансовые затраты, а место строительства должно отвечать установленным требованиям, то есть не на любом земельном участке возможно разместить скотомогильник..
Постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011 года N 589-п утверждена долгосрочная целевая программа "Утилизация и уничтожение биологических отходов на территории Красноярского края на 2012-2014 годы". Целью данной программы является обеспечение на территории Красноярского края ветеринарно-санитарного благополучия по инфекционным и паразитарным заболеваниям путем нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных, для чего запланировано создание новых объектов по уничтожению биологических отходов и консервация недействующих сибиреязвенных захоронений; оснащение объектов по уничтожению биологических отходов необходимой техникой и технологическим оборудованием с выделением необходимых денежных ресурсов для этого.
Соответственно, субъект Российской Федерации - Красноярский край в пределах предоставленных ему полномочий, определил мероприятия, направленные на обеспечение на территории Красноярского края ветеринарно-санитарного благополучия по инфекционным и паразитарным заболеваниям. В том числе запланировано строительство скотомогильников в необходимых для этого местах и случаях.
При этом действующим законодательством на субъекты РФ не возлагается обязанность в каждом выявленном случае несанкционированного захоронения трупов животных, строить на месте обнаружения скотомогильник (биотермическую яму).
Что касается выявленных ветеринарной службой и прокурором мест захоронения биологических отходов, трупов животных в Каратузском районе, то природоохранным и земельным законодательством предусмотрены иные способы устранения этих нарушений, о чем прокурор в данном иске не просил.
Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. При этом судебная коллегия принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Каратузского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Красноярского края о возложении обязанности привести в соответствие с требованиями п.п. 5.6-5.10 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" места захоронении биологических отходов, не отвечающие ветеринарно-санитарным требованиям, места с захоронением трупов животных в земляные ямы на территории Каратузского района Красноярского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 26 апреля 2012 года отменить.
Разрешить спор по существу.
В удовлетворении требований прокурора Каратузского района Красноярского края к Правительству Красноярского края о возложении обязанности привести в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, места захоронения биологических отходов - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.