судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Киселевой А.А.
судей Охременко О.В., Тихоновой Т.В.
при секретаре Бухаровой Е.Н.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Тихоновой Т.В.
гражданское дело по иску Савченко N к Муниципальному бюджетному учреждению "Комплексный центр социального обслуживания населения" о возложении обязанности по выплате выходного пособия,
по апелляционной жалобе директора МБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Поляковой У.В.
на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 21 июня 2012 г., которым постановлено:
"Удовлетворить исковые требования Савченко N.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения" выплатить выходное пособие Савченко N в связи с расторжением трудового договора по сокращению численности за третий, четвертый и пятый месяцы с 11 марта 2012 года по 10 июня 2012 года.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" в пользу Савченко N компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Савченко Н.И. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Муниципальному бюджетному учреждению "Комплексный центр социального обслуживания населения" об обязании выплатить ему средний заработок за март, апрель и июнь 2012 года, взыскать компенсацию морального вреда 15000 рублей.
Требования мотивированы тем, что он работал в МБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" инженером по охране труда.
10 января 2012 года был уволен по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ по сокращению численности работников организации с выплатой выходного пособия. За январь и февраль 2012 года ему выплачен средний заработок. В марте 2012 года он обратился за выплатой среднего заработка, представив трудовую книжку о том, что он не трудоустроен, но ему было отказано в выплате в связи с тем, что он не представил справку из центра занятости населения. С отказом в выплате среднего заработка за три и последующие месяцы с момента увольнения истец не согласился, полагая, что имеет право на получение среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем за 6 месяцев в соответствии с п.4 ст.7 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании".
В ходе рассмотрения дела Савченко Н.И. уточнил свои исковые требования и просил суд обязать ответчика.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе директор МБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Полякова У.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований Савченко Н.И.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в силу ч.1 ст.327-1 ГПК РФ, заслушав объяснения представителя МБУ "Комплексный центр социального Родину Н.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п.1 ст.81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст.81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с учетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч.2 ст.178 ТК РФ).
На основании ч.4 ст.7 Закона РФ от 14.07.1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" за работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.
Как следует из материалов дела, на основании приказа N 426 от 21 декабря 2011 года Савченко Н.И.уволен из Муниципального бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ по сокращению численности работников организации с 10 января 2012 года. При увольнении по указанному основанию ему выплачено выходное пособие, средний заработок с 11.01.2012 года по 10.02.2012г года в размере 19 234,67 руб. и с 11.02.2012 года по 10.03.2012 года в размере 14 068,18 руб., что подтверждается платежными поручениями. 12 января 2012 года Савченко Н.И. обратился в Центр занятости населения ЗАТО г.Зеленогорска, а 18 января 2012 года снялся с учета по личному заявлению, вновь обратился в ЦЗН 5 апреля 2012 года и зарегистрирован в целях поиска подходящей работы по настоящее время, что подтверждается справками Центра занятости.
В выплате среднего заработка за третий и последующие месяцы Савченко Н.И. работодателем было отказано ввиду непредоставления им справки из Центра занятости населения.
Разрешая при изложенных обстоятельствах спор, суд первой инстанции исходил из того, что распространять порядок, предусмотренный ст.178 ТК РФ о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца только в исключительных случаях, при наличии определенных условий - обращения в 2-недельный срок в службу занятости и наличия решения этого органа - на работников, увольняемых по сокращению численности или штата в закрытых административно-территориальных образованиях нельзя, поскольку закон о ЗАТО не содержит требования об исключительности сохранения заработка на третий и последующие месяцы. Применение порядка, предусмотренного ч.1 ст.178 ТК РФ на дополнительные льготы, установленные ст.7 Закона о ЗАТО, ущемляет права увольняемых работников на территории ЗАТО, поскольку вводятся дополнительные, не предусмотренные этим Законом, условия для сохранения среднего заработка.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неверном толковании действующего законодательства. Так, обращение в двухнедельный срок после увольнения в центр занятости населения и факт нетрудоустройства положениями ч.2 ст.178 ТК РФ предусмотрены в качестве обязательных условий, соблюдение которых необходимо для сохранения за работником заработка в течение третьего месяца со дня увольнения. А Законом РФ от 14.07.1992 года "О закрытом административно-территориальном образовании" установлена дополнительная гарантия для работников организаций, расположенных на территории ЗАТО, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, в виде сохранения на период трудоустройства (но не более шести месяцев) средней заработной платы с учетом месячного выходного пособия и непрерывного трудового стажа.
Таким образом, специальная норма - закон о ЗАТО - ни в коей мере не подменяет общую норму, содержащуюся в Трудовом кодексе РФ (ст.178 ТК РФ), а лишь дополняет предусмотренные ст.178 ТК РФ гарантии работников, высвобождаемых из организаций, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, продлевая срок выплаты сохраненного среднего заработка до 6 месяцев при наличии общеустановленных условий, обязательных для всех без исключения работников.
Учитывая изложенное и исходя из положений вышеуказанных норм, судебная коллегия полагает, что истец не может рассчитывать на дополнительные гарантии, установленные Законом "О закрытых административно-территориальных обществах", поскольку им не соблюдены обязательные условия, установленные статьей 178 ТК РФ для сохранения среднего заработка в течение третьего и последующих месяцев (но не более 6 месяцев) на период трудоустройства, в связи с чем заявленные Савченко Н.И. требования удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение не может быть признано законным, подлежит отмене с вынесением нового решения, которым в удовлетворении исковых требований Савченко Н.И. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 21 июня 2012 года отменить, по делу постановить новое решение, которым оставить без удовлетворения исковые требования Савченко N к Муниципальному бюджетному учреждению "Комплексный центр социального обслуживания населения" о возложении обязанности по выплате выходного пособия
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.