Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу Айдаровой С.Ф. на решение судьи Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 21 августа 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Айдаровой С.Ф.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Северо-Енисейского района Красноярского края по пожарному надзору от 12 июля 2012 г. Айдарова С.Ф.- специалист администрации Северо-Енисейского района привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное в условиях особого противопожарного режима.
Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Как следует из постановления, в ходе внеплановой проверки, проводившейся отделением надзорной деятельности по Северо-Енисейскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю в период с 21 июня 2012 г. по 6 июля 2012 г., в здании администрации Северо-Енисейского района, расположенном в р.п. Северо-Енисейский, ул. Ленина д. 48, были выявлены следующие нарушения требования пожарной безопасности:
- не проводятся не реже 1 раза в полугодие практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, по отработке инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (нарушен п.12 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
- не проводится проверка качества огнезащитной обработки горючих конструкции чердака с периодичностью не реже 2-х раз в год (нарушен п.21 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
- на первом этаже здания запасные эвакуационные выходы (проходы к выходам) загромождены различными материалами (нарушен п.36 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации").
Айдарова С.Ф. привлечена к ответственности как лицо, ответственное за соблюдение в здании администрации требований пожарной безопасности, ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей.
Решением судьи Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 21 августа 2012 г. жалоба Айдаровой С.Ф. на постановление по делу об административном правонарушении оставлена без удовлетворения.
В жалобе, с которой обратилась в Красноярский краевой суд в соответствии с положениями ст.ст. 30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ, Айдарова С.Ф. просит решение суда отменить, указывая, что комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Северо-Енисейского района была неправомочна устанавливать на территории района особый противопожарный режим, в связи с чем законные основания для проведения отделением надзорной деятельности по Северо-Енисейскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю внеплановой проверки администрации на предмет соблюдения требований пожарной безопасности отсутствовали, она не является субъектом административного правонарушения, так как исходя из положений п.п.12,21 и 462 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", обеспечить соблюдение выявленных нарушений должен был руководитель, она же к должностным лицам не относится.
Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежаще извещенные о рассмотрении дела Красноярским краевым судом, в судебное заседание не явились, ходатайств о его отложении не заявили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что решение судьи, а также постановление по делу об административном правонарушении в отношении Айдаровой С.Ф. являются законными и обоснованными и отмене либо изменению не подлежат.
Вопреки доводам жалобы, вина Айдаровой С.Ф. как ответственного должностного лица в нарушении требований пожарной безопасности в объеме, установленном постановлением по делу об административном правонарушении, и в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, установлена правильно.
Наличие на момент проверки, проводившейся отделением надзорной деятельности по Северо-Енисейскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю, в здании администрации Северо-Енисейского района, расположенном в р.п. Северо-Енисейский, ул. Ленина д. 48, нарушений требований пожарной безопасности, предусмотренных п.п. 12, 21, 36 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, в жалобе не оспаривается и подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки N 39 (л.д. 39), протоколом об административном правонарушении.
При том, что обязанность по проведению не реже 1 раза в полугодие тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, по отработке инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, по проведению проверки качества огнезащитной обработки горючих конструкции чердака с периодичностью не реже 2-х раз в год, а также и запрет на загромождение эвакуационных выходов какими либо предметами, были предусмотрены как перечисленными выше положениями "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", так и ранее действовавшими "Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (п.п.16,36,53), к моменту проверки необходимые мероприятия не проводились, запасные эвакуационные выходы (проходы к выходам) были загромождены.
Таким образом, объективная сторона правонарушения в ходе производства по делу установлена правильно и сомнений не вызывает.
Несостоятельны доводы жалобы и о том, что противопожарный режим на территории района установлен неправомочным органом, в связи с чем проверка в администрации района соблюдения требований пожарной безопасности незаконна.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности", в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
Из дела следует, что противопожарный режим на территории Северо-Енисейского района был установлен решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Северо-Енисейского района от 10 июня 2012 г. Данное решение подписано главой района И.М. Гайнутдиновым. Суд, анализируя обстоятельства дела пришел к обоснованному выводу о том, что данное решение фактически является решением органа местного самоуправления, изданным в пределах его компетенции и в соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона "О пожарной безопасности". Основании считать, что решение юридически ничтожно, как на это указывается в жалобе, не имеется.
При этом, как установлено ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, основанием для проведения внеплановой проверки является наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории.
Таким образом, внеплановая проверка администрации района отделением надзорной деятельности по Северо-Енисейскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю проведена при наличии к тому законных оснований, в связи с чем результаты проверки являются допустимыми доказательствами по делу.
Несостоятельны также и доводы жалобы о том, что Айдарова С.Ф. не является надлежащим субъектом административной ответственности.
В соответствии с положениями ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно материалам дела, распоряжением главы администрации района от 10 июня 2010 г. N 553-ос Айдарова С.Ф. была назначена лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях и гараже администрации Северо-Енисейского района.
На момент вынесения распоряжения право руководителя организации назначить лицо, ответственное за соблюдение требований пожарной безопасности, было прямо предусмотрено п. 8 ППБ 01-03. Аналогичное право руководителя содержится и в п.4 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
Статья 462 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации" оговаривает содержание типовой инструкции о мерах пожарной безопасности, а не определяет объем полномочий лица ответственного за соблюдение требований пожарной безопасности, в связи с чем соответствующий довод жалобы не может быть принят.
Айдарова С.Ф., как ответственное должностное лицо, была обязана обеспечить соблюдение в здании администрации Северо-Енисейского района требованией пожарной безопасности, однако этой своей обязанности не исполнила, в этой связи она обоснованно привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ. Доводы жалобы об обратном несостоятельны.
Наказание Айдаровой С.Ф. назначено с учетом положений закона, в рамках санкции ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ для должностных лиц и снижению не подлежит.
Процессуальные нормы при вынесении решения, постановления по делу об административном правонарушении, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 21 августа 2012 г. и постановление главного государственного инспектора Северо-Енисейского района Красноярского края по пожарному надзору от 12 июля 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Айдаровой С.Ф. оставить без изменения, жалобу Айдаровой С.Ф. - без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда Ю.А. Жихарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.