Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Августиной И.Д., судей Абдуллаева М.К., Устаевой Н.Х.
при секретаре Ханмурзаеве И.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главного архитектора г.Дербента Гаджиева "." Прокурору "адрес" об оспаривании незаконных действий прокурора
по апелляционному представлению помощника прокурора "адрес" ФИО12 на решение Дербентского городского суда от "дата", которым постановлено:
Заявление ФИО1 частично удовлетворить. Признать незаконными и необоснованными действия прокурора "адрес", выразившиеся во внесении представления в отношении него об устранении им нарушения обязанностей, предусмотренных ст.15 Федерального закона от "дата" N -ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и ст.8 Федерального закона от "дата" N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и недопущению их впредь и требования о привлечении его к дисциплинарной ответственности.
В удовлетворении заявления об обязании прокурора "адрес" отозвать из администрации "адрес" указанное представление в отношении него отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Августиной И.Д., объяснения ФИО1, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании незаконных действий прокурора "адрес", ссылаясь на то, что "дата" прокурором "адрес" в отношении него было внесено представление об устранении им нарушений требований, предусмотренных ст.15 Федерального закона от "дата" N - ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и ст.8 Федерального закона от "дата" N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", недопущению нарушений впредь и привлечении его к дисциплинарной ответственности. В заявлении ФИО1 просит также обязать прокурора "адрес" отозвать из администрации "адрес" указанное представление в отношении него.
Заявление мотивировано тем, что в представлении прокурор в числе других нарушений указал, что руководителем управления архитектуры и градостроительства ФИО1 в справке о доходах не указаны сведения о наличии зарегистрированных за ним автомашин марки "."
Прокурор требует рассмотреть представление и принять меры к устранению отмеченных нарушений законодательства и недопущению их впредь. Рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения закона.
Указанное представление прокурора "адрес" он считает незаконным и нарушающим его права и свободы, препятствующим осуществлению им прав и свобод.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор и его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст.21 данного закона вносит представление об устранении нарушения закона.
В соответствии со ст.1 ФЗ от "дата" за N273-ФЗ "О противодействии коррупции" для целей настоящего закона используются следующие основные понятия: 1) коррупция, а) злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, дача взятки, получения взятки, использования физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег; иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное преставление такой выгоды указанному лицу физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица; 2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлении, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Противодействие коррупции в РФ основывается на следующих принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Пунктом 4 ст.6 данного закона предусмотрены следующие меры профилактики коррупции: установление в качестве основания для увольнения лица, занимающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругу (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии со ст. 8 данного закона невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной ч.1ст.8 данного закона является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от занимаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечения его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством.
В соответствии с п.2 ст. 2 ФЗ "О персональных данных" прокурор вправе требовать предоставления сведений об имуществе муниципального служащего.
Прокурор "адрес" истребовал из МРЭО "адрес" сведения, не указав в своем требовании достоверные персональные данные заявителя: фамилию, имя, отчество, дату рождения, место рождения, место жительства, достоверно позволяющие идентифицировать его как субъекта права и субъекта предполагаемого нарушения.
Указанные в представлении прокурора автомашины марки ГАЗ 3109 за госномером К193ХО и ЛУАЗ 969А за госномером К7149ДА не являются его имуществом, и они не зарегистрированы на его имя. Эти машины являются имуществом Гаджиева "."
Заявитель родился в 1947 году и является уроженцем села "." В справке написано, что автотранспортные средства принадлежат ФИО2, "дата" года рождения, проживающему в селе "адрес".
Кроме того прокурор "адрес" для полной проверки информации в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст.21 ФЗ "О прокуратуре РФ", не вызвал заявителя для получения объяснений по поводу нарушения им порядка представления сведений об имуществе в соответствии со ч.1 ст.8 ФЗ "О противодействии коррупции". В результате прокурор необоснованно внес представление об устранении не допущенных им нарушений и необоснованно требует наказать его.
Выполняя требование прокурора о привлечении его к дисциплинарной ответственности, начальник отдела кадров подготовил проект приказа о применении к нему дисциплинарного наказания в виде выговора.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении помощник прокурора "адрес" ФИО12 просит отменить решение Дербентского городского суда от "дата" в части удовлетворения требований ФИО1 о признании незаконными и необоснованными действий прокурора "адрес" и принять по делу новое решение, по тем основаниям, в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Вместе с тем, из материалов дела, а также самого решения суда не усматривается, какие права и свободы ФИО1 нарушены, какие препятствия созданы к осуществлению его прав и свобод, какая обязанность незаконно возложена на ФИО1 и к какой ответственности он привлечен.
В ходе проведения прокуратурой города в администрации городского округа " "адрес"" проверки исполнения законодательства о муниципальной службе были выявлены нарушения.
В частности, из материалов, представленных МРЭО ГИБДД при УВД России по РД (с дислокацией в "адрес") от "дата" N по запросам прокуратуры "адрес", усматривается, что гр. ФИО3, замещающим должность муниципальной службы, зарегистрировано 2 автотранспортных средства - ТС ГАЗ 331029 за госномером К193ХО05,ЛУАЗ 969А за госномером К7149ДА.
При этом в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего - начальника управления архитектуры и градостроительства ФИО1 за 2011 г. сведения о вышеперечисленных транспортных средствах указаны не были.
В соответствии с ч.7 с.8 Федерального закона "О противодействии коррупции" проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в пунктах 1-3 части 1 настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.
В соответствии со ст.28 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" кадровая работа в муниципальном образовании включает организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, которые установлены статьей 13 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.
Согласно части 4.1. статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
По результатам проверки в адрес главы администрации "дата" внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции.
На момент внесения представления об устранении нарушений закона прокурору не было известно о том, что указанные транспортные средства ФИО14 не принадлежали.
Сведения о зарегистрированных за гр. ФИО3 ТС соответствовали сведениям, полученным из уполномоченного органа - МРЭО ГИБДД при МВД России по РД (с дислокацией в "адрес").
В нарушении требований ст.24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" о результатах рассмотрения представления в письменной форме прокурору города сообщено не было.
Согласно ст.24 названного Закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Учитывая изложенное, обязанность по рассмотрению представления, устранению нарушений и недопущению их впредь была возложена на другое должностное лицо - главу администрации городского округа " "адрес"", который в соответствии со ст. 2 Федерального закона " О муниципальной службе в Российской Федерации" является представителем нанимателя (работодателем).
Кроме того, в указанном представлении прокурор требует не привлечь ФИО1 к ответственности, а рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения закона.
Удовлетворяя требования ФИО1, суд ссылается на тот факт, что в целях привлечения последнего к дисциплинарной ответственности, был подготовлен соответствующий приказ о наказании.
При этом, как усматривается из материалов дела, ФИО1 к дисциплинарной ответственности не привлекался.
В соответствии с. ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного ил муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что "дата" И.о. прокурора "адрес" было внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в адрес Главы администрации "адрес" ФИО13
В представлении содержится требование о принятии мер по устранению нарушений законодательства и рассмотрении вопроса о дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения закона.
Судом также установлено, что в представлении указан руководитель управления архитектуры и градостроительства "адрес" ФИО1, который, как должностное лицо, не указал в справке о своих доходах сведения о наличии зарегистрированных за ним автомашин марки ГАЗ 3109 за госномером К193ХО и ЛУАЗ 969А за госномером К7149ДА.
Указанные в представлении прокурора автомашины марки ГАЗ 3109 за госномером К193ХО и ЛУАЗ 969А за госномером К7149ДА не являются имуществом ФИО14, не зарегистрированы на его имя.
Эти автомашины являются имуществом ФИО1, "дата" года рождения, проживающего в селе "адрес" РД.
Заявитель ФИО1 родился "дата", является уроженцем села "адрес", проживает в "адрес".
Как видно из карточек учета указанных автомобилей N, N, автотранспортные средства принадлежат ФИО2, "дата" года рождения, проживающему в селе "адрес" ( л.д.30,31).
Судом установлено, прокуратурой "адрес" для полной проверки информации в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст.21 ФЗ "О прокуратуре РФ", не было отобрано объяснение у ФИО1 по поводу нарушения им порядка представления сведений об имуществе в соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ "О противодействии коррупции".
При изложенных обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным и необоснованным представление прокуратуры "адрес" в части нарушений, допущенных ФИО1
Судом установлено, что в связи с представлением прокуратуры "адрес" о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, следовательно, ФИО1, начальник отдела кадров подготовил проект приказа о применении к нему дисциплинарного наказания в виде выговора.
Указанным опровергаются доводы апелляционного представления о соответствии требованиям закона и обоснованности представления прокуратуры "адрес" от "дата"
Доводы апелляционного представления относительно того, что действиями прокуратуры "адрес" права и свободы ФИО1 не нарушены, являются несостоятельными.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционное представление помощника прокурора "адрес" ФИО12 не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дербентского городского суда от "дата" оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.