Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 15 октября 2012 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф., Орловой И.А.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании 15 октября 2012 года дело по апелляционной жалобе ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 8 августа 2012 года, по которому
требования и.о. прокурора города Ухты, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены;
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" обязано в срок до 31 декабря 2012 года создать или выделить 9 (девять) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, направить информацию о созданных или выделенных рабочих местах в ГКУ РК "Центр занятости населения г. Ухты";
с общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" взыскана госпошлина в доход бюджета МОГО "Ухта" в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., прокурора Ковригину О.Н., полагавшую решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Ухты в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" об обязании создать или выделить девять рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, направить информацию о созданных или выделенных местах в ГУ РК "Центр занятости населения г.Ухты", указав в обоснование требований, что в нарушение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ответчиком не соблюдается установленная квота для приема на работу инвалидов: вместо 12 рабочих мест фактически создано для инвалидов три рабочих места, девять рабочих мест для инвалидов не организовано.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, уточнив их в части срока устранения нарушений - до ... года.
Ответчик иск не признал, пояснив, что производство на предприятии с вредными и опасными факторами, в связи с чем создать рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой не представляется возможным.
Представитель ГКУ РК "Центр занятости населения г.Ухты" исковые требования поддержал.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" не согласно с решением суда и просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими значение, и положениями закона.
Содействие в трудоустройстве инвалидов является одной из мер социальной поддержки и реабилитации инвалидов, предусмотренной ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ.
В соответствии со ст.20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, к числу которых, в частности, относится установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Порядок определения квоты предусмотрен статьей 21 указанного Федерального закона, согласно которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2004 года 3276 "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов" с 1 января 2005 года для организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процента к среднесписочной численности работников организации.
В силу ст.24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В соответствии с ч.3 ст.25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что среднесписочная численность работников ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" составляет ... человек; количество фактически работающих инвалидов - три человека, однако при указанной численности работников квота для приема инвалидов составляет 12 рабочих мест.
Данное нарушение влечет за собой ограничение гражданских, экономических и политических прав и свобод инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении ответчиком вышеприведенных положений закона и правомерно удовлетворил заявленные требования.
При этом суд обоснованно не принял во внимание ссылки ответчика на наличие на предприятии вредных и опасных производственных факторов и условий труда, не позволяющих принимать на работу инвалидов, так как Федеральный закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает каких-либо исключений в установлении квоты для приема на работу инвалидов, а также различных подходов к её установлению в зависимости от отраслевой принадлежности работодателя и характера условий труда на предприятии.
Ни суду первой, ни апелляционной инстанций не представлено доказательств того, что с учетом специфики предприятия и недостаточности производственных площадей невозможно создать или выделить рабочие места для инвалидов.
Суд правильно указал в решении, что для трудоустройства инвалидов создаются специальные рабочие места путем адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы.
Доводы апелляционной жалобы о наличии вредных производственных факторов аналогичны доводам, выдвигавшимся ответчиком в суде первой инстанции; несостоятельность этих доводов приведена в решении суда и в настоящем определении; в жалобе не содержится ссылок на факты и обстоятельства, опровергающие выводы суда.
Указание в жалобе на то, что квота для приема на работу инвалидов должна устанавливаться не от среднесписочной численности работников, а от количества имеющихся у работодателя мест без вредных условий труда (2% от 162 рабочих мест без вредных условий труда), не основано на законе и не может быть принято во внимание.
С учетом изложенных обстоятельств принятое по делу решение следует признать законным, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, - необоснованными.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 8 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.