Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
В составе:
Ельчаниновой Г.А.,
Хряпиной Е.П., Ениславской О.Л.,
При секретаре:Барановой И.Б.,
Рассмотрела в судебном заседании 16 октября 2012 года дело по апелляционной жалобе Администрации Островского района на решение Островского городского суда Псковской области от 16 августа 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Николаева А.В. к Администрации Островского района Псковской области удовлетворить.
Восстановить Николаеву А.В. пропущенный срок для принятия Администрацией Островского района на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Администрацию Островского района Псковско области принять Николаева А.В., (дата) рождения, уроженца "адрес", на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на состав семьи 1 (один) человек.
Заслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., объяснения представителя Администрации Островского района - Мурашкевича С.И., судебная коллегия областного суда
УСТАНОВИЛА:
Николаев А.В. обратился в суд с иском к Администрации Островского района Псковской области о восстановлении пропущенного срока и возложении обязанности по принятию его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилья во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование требований указал, что в несовершеннолетнем возрасте он остался без попечения родителей, поскольку его мать - Н.Г.И. (дата)2002 года умерла, а отец - Н.В.В. решением суда от (дата)2005 года признан безвестно отсутствующим с (дата)2003 года. В связи с этими обстоятельствами постановлением Администрации Островского района от (дата).2004 года над ним было установлено попечительство в лице дяди И. В период с (дата) по (дата) он проходил обучение в ПУ N г. Острова и находился на полном государственном обеспечении. После окончания училища он работал по специальности в городе Острове, с (дата) по (дата) год проходил срочную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом при пересылке документов по окончании службы в армии был утерян его паспорт, который был восстановлен (дата)2010 года. В этом же году он узнал о наличии у него закрепленного жилья по адресу: д. Рубилово, "адрес" (в настоящее время дом N), которое является собственностью ОАО " ....". Проживание в указанном жилом помещении невозможно, поскольку оно нуждается в проведении капитального ремонта, осуществить который за счет средств ОАО " ...." и собственных средств не представляется возможным. Другого жилого помещения, пригодного для проживания, в собственности он не имеет, проживает в съемном жилье. В возрасте до 23-х лет, а именно (дата) 2010 года, он обращался к Главе Островского района с письменным заявлением по вопросу обеспечения его жильем, однако для этого ему предложили представить пакет документов, в том числе заключение межведомственной комиссии о непригодности жилья для проживания, что без оказания содействия в этом со стороны Администрации было невозможно сделать своевременно. В частности, у него отсутствовали правоустанавливающие документы на жилье. В результате жилое помещение было обследовано комиссией лишь (дата) 2011 года. Данное жилое помещение расположено в 12-ти квартирном двухэтажном доме, в котором только две квартиры являются жилыми. Водоснабжение отсутствует, на стенах плесень, конструкции дома разрушаются, крыша течет, отсутствуют приборы отопления, самодельная печка требует ремонта, электропроводка отсутствует.
Представитель ответчика - Администрации Островского района Псковской области - Мурашкевич С.И. исковые требования не признал и пояснил, что истец действительно обращался в Администрацию района с заявлением о предоставлении ему жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако в связи с отсутствием ряда документов сделать это не представилось возможным. Также пояснил, что межведомственная комиссия производит обследование жилых помещений на предмет их пригодности или непригодности для проживания на основании письменного заявления и представленных правоустанавливающих документов на жилье либо их нотариально заверенных копий; оказание содействия в обследовании жилья не входит в обязанности Администрации Островского района.
Представитель третьего лица - Территориального управления Островского района Главного государственного управления социального развития Псковской области - П. исковые требования Николаева А.В. поддержала, пояснив, что на момент закрепления за истцом жилого помещения оно уже находилось в состоянии, не соответствующем техническим требованиям. Полагала, что в силу объективных причин истец не смог своевременно встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем его требования подлежат удовлетворению.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Администрации Островского района ставится вопрос об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального права. В частности, апеллятор полагает, что требования Николаева А.В. не могут быть удовлетворены, поскольку вопрос о предоставлении жилья был поставлен, когда истец утратил статус ребенка-сироты.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Островского района доводы апелляционной жалобы поддержал.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Николаева А.В., суд обоснованно исходил из того, что его жилищные права подлежат судебной защите в силу статьи 8 Федерального Закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которой предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право, а не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Положениями части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Законом Псковской области от 03.06.2011 N1082-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан наделены органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе и муниципального образования "Островский район".
Наличие обстоятельств, дающих право на предоставление соответствующей меры социальной поддержки Николаеву А.В., подтверждается собранными по делу доказательствами.
Так, из материалов дела усматривается, что мать Николаева А.В., (дата) рождения, умерла (дата) 2002 года, а его отец с (дата)2003 года признан безвестно отсутствующим, что свидетельствует о наличии оснований отнести истца к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Администрации Островского района N от (дата)2004 года над несовершеннолетним Николаевым А.В. было установлено попечительство со стороны И.; до этого Николаев А.В. проходил обучение в профессиональном училище N г. Острова и находился на полном государственном обеспечении. В период с (дата) по (дата) истец проходил срочную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Администрации г. Острова и Островского района N от (дата)2004 года за Николаевым А.В. было закреплено жилое помещение по адресу: Псковская область, Островский район, Калининская волость, д. Рубилово, д.2, кв. 11 (в настоящее время дом N), обязанность по сохранению которого была возложена на администрацию "..." волости, АОЗТ " ...." и опекуна И..
При этом из акта обследования помещения от (дата)2011 года и экспертного заключения N от (дата)2012 года видно, что закрепленное за истцом жилое помещение находится в двухэтажном с частичными удобствами 12-ти квартирном кирпичном доме, в котором только две квартиры являются жилыми, одна из которых переоборудована под почтовое отделение. На наружной стене дома (лоджии) наблюдается вертикальная трещина, отсутствует конек, стропильная система поражена гнилью. В закрепленной квартире электроосвещение отсутствует, электропроводка находится в аварийном состоянии и частично отсутствует, самостоятельно установленная печь находится в аварийном состоянии, отсутствует котел и приборы отопления, трубы газоснабжения демонтированы, частично отсутствует остекление, дощатое покрытие полов на кухне требует замены, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение в доме не предусмотрено, для водоснабжения используется расположенная в 100 метрах от дома водопроводная колонка. Данное жилое помещение нуждается в проведении капитального ремонта и не соответствует требованиям к условиям для проживания в жилых зданиях и помещениях.
Кроме того, из материалов дела следует, что собственником указанного жилого помещения является ОАО " ....", то есть истец по делу самостоятельного права на эту жилую площадь не имеет.
Указанное обстоятельство в совокупности с данными о техническом состоянии жилого помещения позволяют сделать вывод о том, что Николаев А.В. фактически не имеет закрепленного жилья в том смысле, какой придается этому положениями Жилищного кодекса РФ, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии у него гарантированного вышеназванными законодательными актами права на обеспечение жильем.
Довод представителя ответчика о том, что иск Николаева А.В. не может быть удовлетворен, поскольку его обращение за реализацией своего права имело место после достижения возраста 23 лет, в то время как в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ социальная поддержка распространяется лишь на детей от 18 до 23 лет, обоснованно получил критическую оценку суда.
Так, из приобщенных к материалам дела документов видно, что (дата)2010 года, то есть до достижения 23-х лет, имел место факт обращения Николаева А.В. в Администрацию Островского района с заявлением о предоставлении жилой площади, в ответ на которое ему было предложено представить ряд документов, включая заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания и правоустанавливающие документы. В целях реализации этих требований потребовалось вмешательство Территориального управления Островского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области, что в конечном итоге не позволило истцу представить в Администрацию района весь необходимый для решения вопроса об обеспечении жильем пакет документов до достижения им возраста 23-х лет.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с суждением суда первой инстанции о том, что поскольку Николаев А.В., являясь лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный срок обратился с заявлением о реализации своего права на обеспечение жильем, но не смог его реализовать в силу объективных причин, соответствующее право подлежат защите.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на опровержение указанного вывода, не могут быть приняты во внимание как противоречащие материалам дела и требованиям закона.
Исходя из установленных судом обстоятельств, свидетельствующих о фактическом отсутствии у Николаева А.В. закрепленного жилья, не могут быть приняты во внимание и доводы апелляционной жалобы о том, что именно истец по делу как наниматель должен был следить за техническим состоянием указанного жилого помещения.
В то же время, несмотря на правильность выводов суда в целом, судебная коллегия считает некорректной формулировку резолютивной части решения суда, поскольку восстановлению подлежат процессуальные сроки; в данном же случае фактически спорным являлся только вопрос права. С учетом изложенного решение суда подлежит уточнению.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Уточнить резолютивную часть решения Островского городского суда Псковской области от 16 августа 2012 года, исключив из нее абзац второй и изложив третий абзац в следующей редакции:
Обязать Администрацию Островского района Псковской области принять Николаева А.В., (дата) года рождения, уроженца д. "адрес", на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи 1 (один) человек, как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
В остальной части решение Островского городского суда Псковской области от 16 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Островского района Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А.Ельчанинова
Судьи: О.Л.Ениславская
Е.П.Хряпина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.