Апелляционная инстанция Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,
Судей: Ледовских И.В., Андриановой И.В.
При секретаре Юдаевой М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кустовой А.Е. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Тамбовской области об исчислении льготного трудового стажа и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Тамбовской области на решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 4 июля 2012 года,
заслушав доклад судьи Ледовских И.В.,
УСТАНОВИЛА:
Кустова А.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Тамбовской области (далее ГУ УПФ РФ в Сосновском районе Тамбовской области) об исчислении льготного трудового стажа и назначении досрочной пенсии по старости лет, указав, что ее медицинский стаж на 16.04.2012 г. составил более 25 лет. При обращении в ГУ-УПФ РФ в Сосновском районе Тамбовской области в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья, ей было отказано, по причине отсутствия необходимого стажа дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии. Период ее работы в качестве медицинской сестры хирургического отделения стационара Сосновского ТМО с 01.11.1999г. по 15.08.2000г. не был включен в ее трудовой стаж. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 03.04.1994г. по 01.05.1994г., с 01.02.1999г. по 03.03.1999г., с 10.04.2006г. по 24.04.2006г., с 24.05.2006г. по 10.06.2006г., с 30.09.2001г. по 01.11.2011г. не засчитаны в льготный стаж. Период нахождения в отпуске по беременности и родам с 24.12.1991г. по 11.05.1992г., период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 12.05.1992г. по 30.04.1993г. исчислены календарно, то есть 1 год вместо 1 года и 6 месяцев, с чем она не согласна. Просила обязать ответчика засчитать в ее стаж работы по специальности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по стрости вышеуказанные периоды работы в ТМО; периоды нахождения на курсах повышения квалификации; период отпуска по беременности и родам и период отпуска по уходу за ребенком - с зачетом работы за 1 год как 1 год и 6 месяцев и назначить пенсию с 16.04.2012 года.
Решением Сосновского районного суда Тамбовской области от 4 июля 2012 года исковые требования Кустовой А.Е. удовлетворены.
На указанное решение суда ГУ УПФ РФ в Сосновском районе Тамбовской области подана апелляционная жалоба с просьбой о его отмене. Указав, что при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173-ФЗ необходимо, чтобы работа протекала в учреждениях здравоохранения в соответствии со Списком, наименование должности было предусмотрено Списком, и стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения должен составлять не менее 25 лет.
Период работы Кустовой А.Е. в должности медицинской сестры хирургического отделения Сосновского ТМО не может быть включен в специальный стаж, поскольку указанное учреждение не предусмотрено Списком. Также полагает, что в льготный стаж возможно засчитать периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком только до 06.10.1992 г. и только в календарном исчислении. Ссылается на то, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает включение в стаж на соответствующих видах работ периодов отпуска по уходу за ребенком, так как право на назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях определяется продолжительностью специального стажа, а не общего. Период отпуска по уходу за ребенком по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность с вытекающими отсюда правовыми последствиями в части льготного исчисления указанного периода. Отмечает, что разъяснением Минтруда России от 22.05.1996 г. N 5 и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ N 516, не предусмотрено применение к периодам отпуска по беременности и родам льготного исчисления. Нормы Закона СССР от 14.07.1956г. "О государственных пенсиях" устанавливают исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на пенсию на льготных основаниях, и не относят пенсии за выслугу лет педагогическим и медицинским работникам к пенсиям на льготных условиях, а также не предусматривают им назначение пенсий в льготных размерах. Кроме того, в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды работы в течение полного рабочего дня, а включение в него периода нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не предусмотрено. Считает, что одной уплаты страховых взносов работодателем за указанные периоды недостаточно, так как помимо ст. 10 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" существуют нормы, которые регулируют порядок исчисления стажа.
В возражениях на апелляционную жалобу Кустова А.Е. считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ГУ УПФ РФ в Сосновском районе Тамбовской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Кустова А.Е. в судебном заседании просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав Кустову А.Е., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из норм пенсионного законодательства, регулирующего назначение пенсии на льготных условиях в спорные периоды.
Согласно подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
При этом в соответствующий стаж засчитываются только периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, применяются определенные правила. Указанные Списки и Правила утверждаются постановлением Правительства РФ.
Включая в специальный стаж Кустовой А.Е. период ее работы в должности медицинской сестры хирургического отделения стационара Сосновского ТМО, суд обоснованно исходил из того, что Сосновская ЦРБ, в которой работала истица была переименована в Сосновское ТМО с сохранением тех же функциональных обязанностей, как самого медицинского учреждения, так и должностных обязанностей истицы по осуществлению лечебной деятельности.
Также обоснованно судом включены в стаж Кустовой А.Е. в льготном исчислении периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 24.12.1991г. по 11.05.1992г., и в отпуске по уходу за ребенком с 12.05.1992г. по 30.04.1993г.
Порядок исчисления стажа регламентируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781, и Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев. В соответствии с указанными нормативными актами к такой категории относятся медицинские сестры хирургического отделения стационара больниц всех наименований, в данном случае истец.
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
В силу п.2 постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. N464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ N25 от 20.12.2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно п.7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. N375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Из вышеизложенного следует, что периоды нахождения Кустовой А.Е. в отпуске по беременности и родам с 24.12.1991г. по 11.05.1992г., в отпуске по уходу за ребенком с 12.05.1992г. по 30.04.1993г. также подлежат включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении, поскольку были предоставлены до 06.10.1992 г. и в период работы, которая включается в трудовой стаж истца в льготном исчислении.
Выводы суда в этой части полно мотивированы со ссылками на нормы материального права, которые подлежат применению в данном случае, и доводами апелляционной жалобы не опровергаются, поскольку они основаны на неправильном толковании примененных судом норм.
Также суд первой инстанции обоснованно включил в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения ее на курсах повышения квалификации с 03.04.1994г. по 01.05.1994г., с 01.02.1999г. по 03.03.1999г., с 10.04.2006г. по 24.04.2006г., с 24.05.2006г. по 10.06.2006г., с 30.09.2001г. по 01.11.2011г., поскольку на момент нахождения Кустовой А.Е. на курсах, трудовые отношения с ней не прекращались, за ней сохранялись место работы и средняя заработная плата, работодателем производились отчисления в ПФ РФ.
Довод жалобы о том, что одних отчислений для включения периодов в льготный стаж, не опровергает вывод суда о необходимости включения данных периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, так как повышение квалификации является обязательным условием осуществления лечебной деятельности. Действующими в спорные периоды Кодексом законов о труде РФ и Трудовым кодексом РФ работникам, совмещающим труд с обучением, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время (ст. 187 КЗоТ РФ, ст.ст.187, 196 ТК РФ).
Так как установлено, что при включении спорных периодов в специальный стаж истца, Кустова А.Е. на момент ее обращения в ГУ УПФ РФ в Сосновском районе Тамбовской области за назначением пенсии по старости досрочно 16.04.2012 года имела право на назначение пенсии, а потому обоснованно в силу ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" суд обязал ГУ УПФ РФ в Сосновском районе Тамбовской области назначить Кустовой Е.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 16.04.2012 года.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует установленным по делу обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда основаны на неправильном толковании закона и сводятся к переоценке исследованных судом первой инстанции доказательств, и правильность выводов суда первой инстанции не опровергают.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 4 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.