Королевский городской суд Московской области в составе судьи Чермашенцевой Т.А., при секретаре Ломовой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Баско Ирины Олеговны об оспаривании решения ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в учете изменений объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Баско И.О. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N N об отказе в учете изменений объекта недвижимости, ссылаясь на то, что она является собственником земельного участка, площадью "данные изъяты" кв. м, по адресу: МО, "адрес", мк "адрес", на основании договора купли-продажи (купчей) земельного участка с жилым строением-дачей, реестровый номер N зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ за N.
В связи с уточнением границ земельного участка с кадастровым номером N и необходимостью внесения записи о правах в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителем был заключен договор на выполнение кадастровых работ с ИП Болобаном Д.Н., которым подготовлен межевой план.
После подготовки всех необходимых документов 29.02.2012 заявитель обратилась в Королевский отдел ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости. В связи с произошедшем сбоем в программе, заявитель повторно сдала документы 18.04.2012 и в мае 2012 года получила отказ в соответствии с п. 2 ч.2, ч.4 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N N "О государственном кадастре недвижимости" (решение от ДД.ММ.ГГГГ N N), обоснованный тем, что в нарушение п.25 Требований копия первого листа печатного издания, содержащего извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка представленного к учету не содержит реквизиты такого печатного издания. В нарушение п. 68 Требований в графе "3" реквизита "6" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" не приведены сведения об адресе для связи с правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером N. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N соответствует требованиям законодательства (определены координаты характерных точек границы с соблюдением необходимой точности). В нарушение порядка уточнения местоположения границ земельного участка, установленного частью 9 статьи 38 во взаимосвязи с Письмом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-ИМ/ "адрес", для учета изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ: в составе межевого плана отсутствуют документы, определяющие местоположение границ обособленного земельного участка N при его образовании (часть 9 статьи 38 Закона); в заключении кадастрового инженера отсутствуют сведения, подтверждающие, в том числе с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, фактическое местоположение границ земельного участка.
Заявитель считает данное решение незаконным и необоснованным, препятствующим в регистрации ее прав, и нарушающим ее права и законные интересы, и просит суд обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области провести государственный кадастровый учет изменений в сведениях о местоположении границы и площади земельного участка с кадастровым номером N по адресу: МО, "адрес", мк "адрес".
В судебном заседании представитель заявителя Болобан Д.Н. поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица - ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Вердян М.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 27 ч.1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
В силу п. 31 "Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных комментируемым Законом оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено названным Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы, в том числе:
- межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 названного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" утверждены "Требования к подготовке межевого плана".
В соответствии с п. 22 вышеназванных Требований межевой план оформляется на основании сведений ГКН в виде кадастровой выписки или кадастрового плана территории. В ходе проведения подготовительных работ кадастровым инженером должны быть сделаны запросы на получение кадастровых выписок на все смежные земельные участки.
Согласно п. 69 Требований при отсутствии в сведениях ГКН, на основе которых подготовлен межевой план, информации о правообладателях смежных земельных участков, указанные в пункте 68 Требований сведения вносятся в межевой план на основании представленных правообладателями смежных земельных участков документов о правах на земельные участки, в том числе выписок о зарегистрированных правах (ограничениях (обременениях) прав), выданных органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с ч. 3 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно ст. 39 указанного Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:
1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;
5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.
Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте б части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.
Из материалов дела следует, что Баско И.О. является собственником земельного участка, площадью "данные изъяты" кв. м, по адресу: МО, "адрес", мк "адрес", на основании договора купли-продажи (купчей) земельного участка с жилым строением-дачей, реестровый номер N зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ за N.
В связи с уточнением границ земельного участка с кадастровым номером N и необходимостью внесения записи о правах в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителем был заключен договор на выполнение кадастровых работ с ИП Болобаном Д.Н., которым подготовлен межевой план.
После подготовки всех необходимых документов 29.02.2012 заявитель обратилась в Королевский отдел ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости. В связи с произошедшем сбоем в программе, заявитель повторно сдала документы 18.04.2012 и в мае 2012 года получила отказ в соответствии с п. 2 ч.2, ч.4 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (решение от ДД.ММ.ГГГГ N N), обоснованный тем, что в нарушение п.25 Требований копия первого листа печатного издания, содержащего извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка представленного к учету не содержит реквизиты такого печатного издания. В нарушение п. 68 Требований в графе "3" реквизита "6" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" не приведены сведения об адресе для связи с правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером N. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N соответствует требованиям законодательства (определены координаты характерных точек границы с соблюдением необходимой точности). В нарушение порядка уточнения местоположения границ земельного участка, установленного частью 9 статьи 38 во взаимосвязи с Письмом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, для учета изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ: в составе межевого плана отсутствуют документы, определяющие местоположение границ обособленного земельного участка N при его образовании (часть 9 статьи 38 Закона); в заключении кадастрового инженера отсутствуют сведения, подтверждающие, в том числе с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, фактическое местоположение границ земельного участка.
Как следует из материалов дела в подготовленном межевом плане на копии первого листа отражены дата, номер и название печатного издания.
Кроме того, в решение указано, что в нарушение п. 68 Требований в графе "3" реквизита "6" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" не приведены сведения об адресе для связи с правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером N.
В ходе подготовки кадастровым инженером Болобан Д.Н. межевого плана была заказана кадастровая выписка на земельный участок с К N (на принадлежащий заявителю по праву собственности земельный участок) от ДД.ММ.ГГГГ.
Реквизит "6" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" составлен в нарушении п. 68 и п. 69 Требований, не описана граница 1-н5 (не указан правообладатель смежного земельного участка, адрес для связи с правообладателем смежного земельного участка, вид права, не приведены реквизиты документов о правах на смежный земельный участок, в том числе выписок о зарегистрированных правах (ограничениях(обременениях) прав), выданных органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Однако отсутствие данной информации в "6" реквизите не является нарушением и не может являться основаниями к отказу в государственном учете изменений земельного участка в части сведений о местоположении границы и площади.
Кроме того, кадастровая выписка от ДД.ММ.ГГГГ не содержала сведений о правообладателях смежных земельных участков, адресов для связи с правообладателем. Кадастровая выписка на смежный участок с К N от ДД.ММ.ГГГГ имеющий общую часть границы с межуемым участком в точках 2- 3 так же не содержала информации о правообладателе участка, виде права и адресе для связи с правообладателем. Соответственно, в запрошенных сведениях ГКН отсутствует, информация об адресе для связи с правообладателем земельного участка.
В соответствии с п. 68 действующих на момент оформления межевого плана Требований к подготовке межевого плана и п. 69 Требований при отсутствии в сведениях ГКН, на основе которых подготовлен межевой план, информации о правообладателях смежных земельных участков, указанные в п. 68 Требований сведения (т.е фамилия, имя и отчество правообладателя смежного участка, вид права, адрес для связи) вносятся в межевой план, на основании представленных правообладателями смежных участков документов о правах на земельные участки, в том числе выписок из ЕГРП.
Однако правообладатель смежного участка с кадастровым номером N для участия в согласовании границы земельного участка не явился и в Акте согласования есть сведения об этом.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N соответствует требованиям законодательства (определены координаты характерных точек границы с соблюдением необходимой точности).
Согласно письму Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N-ВК "О мероприятиях по сокращению количества принимаемых органами кадастрового учета отрицательных решений" такие несоответствия не могут служить основанием к отказу в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, так как являются формальными причинами, не влияющими на проведение кадастрового учета.
Межевой план был подготовлен 12.08.2011 и представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана или кадастровой выписки соответствующей территории.
Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ было осуществлено кадастровым инженером Болобаном Д.Н. в соответствии со ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Нарушений при опубликовании извещения не допущено, извещение опубликовано в печатном издании - газете "Калининградская правда", являющемся официальным источником опубликования нормативных актов органов исполнительной власти.
Поскольку в установленные законом сроки правообладатели не изъявили желание принять участие в согласовании границ, не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ и не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ внесена соответствующая запись.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N N об отказе в государственном кадастровом учете изменений в сведениях о местоположении границы и площади земельного участка с кадастровым номером N является необоснованным, в связи с чем, заявление Баско И.О. подлежит удовлетворению.
руководствуясь ст.ст. 254, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Баско Ирины Олеговны удовлетворить.
Признать решение ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N N об отказе в государственном кадастровом учете изменений в сведениях о местоположении границы и площади земельного участка с кадастровым N по адресу: "адрес", мк "адрес" необоснованным.
Обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области провести государственный кадастровый учет изменений в сведениях о местоположении границы и площади земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес", мк "адрес".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Королевский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия рения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение составлено: 29.08.2012.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.