Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Купцовой Г.В.
истца Шилова А.И.,
при секретаре судебного заседания Красновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шилова А. И. к войсковой части 03340, Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ о признании права на получение государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконными и нарушающими его права на обеспечение жилым помещением в форме выдачи государственного жилищного сертификата в порядке, определенном законодательством - путем передачи сведений о включении в списки на получение государственного жилищного сертификата - действия восковой части 03340, выразившееся в непредставлении сведений о включении его и членов его семьи с 2000года в списки на получение указанного сертификата уполномоченному органу Министерства Обороны РФ, обязать войсковую часть 03340 предоставить такие сведения в Департамент жилищного обеспечения МО РФ, а также признать за ним право на обеспечение его и членов его семьи жилым помещением за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата, обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ обеспечить его жилым помещением за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата.
Свои требования истец мотивирует тем, что приказом командира в/ч "номер" от "дата" "номер" он был уволен с воинской службы по достижению предельного возраста и "дата" был исключен из списков личного состава части с направлением до обеспечении жилым помещением для постановки на временный воинский учет в Серпуховский ОВК Московской области. На момент его увольнения срок выслуги составлял "данные изъяты". До настоящего времени жилым помещением он не обеспечен. Вместе с ним проживает члены семьи, на которых он также имеет право получение государственного жилищного сертификата: дочь - Ш., дочь - Л., жена - В., внук - С., внук - Ц., внук - П.. На его (истца) обращение в Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ по вопросу получения государственного жилищного сертификата был получен ответ от 10.02.2012г., в котором сообщалось, что по данным Департамента жилищного обеспечения МО РФ он (истец) не состоит в Едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениям. Тем же ответом было разъяснено, что очередность граждан, ранее вставших на учет для переселения из закрытых военных городков и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат определяется датой регистрации заявления в воинской части. Как следует из справки в/ч 03340 от 21.03.2012г. "номер", куда он (истец) обратился в связи с указанным ответом, регистрация его (истца) заявления на получение государственного жилищного сертификата была произведена в/ч 03340 и был включен в списки на получение государственного жилищного сертификата еще с 2000г. Таким образом, сведения о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях и изъявивших желание получить сертификат в связи с увольнением для переселения из закрытых военных городков, которые имелись в в/ч 03340, согласно выданной справке, в нарушение установленного порядка, на который ссылается Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ в указанном письме не были переданы в Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ, что послужило формальным поводом для отказа в получении им государственного жилищного сертификата. Поскольку им (истцом) были выполнены все предусмотренные законодательством действия, необходимые для установления факта нуждаемости в обеспечении жилым помещением и постановки на учет граждан, уволенных с военной службы и изъявивших желание получить сертификат, отказ Департамента жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ является незаконным. Также являются незаконными и действий в/ч 03340, выразившееся в не выполнении обязанностей по предоставлению уполномоченному Министром Обороны РФ органу сведений о включении его (истца) и членов его семьи в списки на получение государственного жилищного сертификата, которые имелись в в/ч 03340 с 2000года.
Истец Шилов А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. Не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик - представитель войсковой части 03340 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, возражений против заявленных требований не представил.
Ответчик - представитель Департамента жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, возражений против заявленных требований не представил.
Суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствии ответчиков в порядке заочного производства, в соответствии с требованиями ст. 233 ГПК РФ.
Выслушав истца, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела Шилов А.И., проходящий военную службу по контракту, был уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части "номер" по личному составу "номер" от "дата" (л.д. 20).
Согласно справке от 06.03.2012г. военного комиссариата МО по г. Серпухов, Пущино, Протвино и Серпуховскому району выслуга лет на момент увольнения из ВС РФ Шилова А.И. в календарном исчислении составляет "данные изъяты" (л.д. 19).
Из справки военного комиссариата МО по г. Серпухов, Пущино, Протвино и Серпуховскому району от 06.03.2012г. видно, что в личном деле Шилова А.И. в графе 21 (семейное положение) записано:
- жена В., "дата" рождения,
- дочь Л., "дата" рождения,
- дочь Ш., "дата" рождения (л.д. 21).
В дело представлена выписка из домовой книги "адрес", в соответствии с которой в указанном жилом помещении зарегистрированы: Шилов А.И. с 01.04.1982г., В. с 27.10.1998г., Ш. с 30.01.1983г., Л. с 16.07.1998г., С. с 12.09.2001г., Ц. с 29.11.2005г., П. с 21.09.2010г. (л.д. 5-6), что также подтверждается справкой командира войсковой части "номер" от 21.03.2012г. (л.д. 26).
Согласно лицевому счету "номер" задолженности по оплате коммунальных услуг и квартплаты за жилое помещение, расположенной "адрес", нет (л.д. 7).
В деле имеется ответ Департамента жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ от 10.02.2012г., в соответствии с которым на обращение Шилова А.И. по вопросу получения государственного жилищного сертификата, сообщает, что он ( Шилова А.И.) уволен из ВС РФ "дата". По данным Департамента, в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, он ( Шилов А.И.) не состоит. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, предусмотрено право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом. Приказом Министра обороны РФ от 08.11.2011г. N2050 утвержден Порядок формирования списков граждан- участников подпрограммы, состоящих на учете в Министерстве Обороны РФ и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в ВС РФ согласно которому очередность для граждан, ранее вставших в воинских частях на учет для переселения из закрытых военных городков определяется по дате регистрации заявления в воинской части (л.д. 27).
Согласно ответу ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны РФ "номер" от 29.12.2011г. для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма необходимо в кратчайшие сроки представить документы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. N153 и Приказом Министра Обороны РФ от 30.09.2010г. N1280, Приказом Министра Обороны РФ от 15.04.2011г. N509 "О внесении изменений в Приказ Министра Обороны РФ от 30.09.2010г. N1280, также Протокол заседания Жилищной комиссии о признании его ( Шилова А.И.) нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д. 28).
В деле имеется уведомление ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны РФ "номер" от 31.05.2012г., из которого усматривается, что Шилову А.И., "дата" рождения, было отказано в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015г. по Министерству Обороны РФ, поскольку в соответствии с представленными документами Шиловым А.И. ни к одной из перечисленных категорий граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, он не относится, а также г. "адрес" не входит в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ и органов федеральной службы безопасности, квартира "адрес" относится к специализированному жилому фонду Министерства Обороны РФ и является служебной (л.д. 42).
Согласно справке командира войсковой части 03340 "номер" от 21.03.2012года Шилов А.И. включен в списки на получение Государственного жилищного сертификата по закрытому военному городку "адрес" с "дата". (л.д. 25).
В дело представлена копия списка "номер" от "дата" граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2011году по войсковой части 03340, закрытому военному городку "номер", где указано, что Шилов А.И. и члены его семьи В., Л., Ш., С. стоят на учете с "дата" (л.д. 55-56).
Из справки войсковой части 03340 "номер" от 25.09.2012г. Шилов А.И. и члены его семьи: жена - В., дочь - Ш. "дата" рождения, дочь - Ш. "дата" рождения, были признаны нуждающимися в получении жилых помещений и включены в списки участников программы на получение Государственных жилищных сертификатов по закрытому военному городку "адрес" с "дата". Выписка из заседания жилищной комиссии предоставлена быть не может по причине того, что в журналах протоколов заседаний жилищных комиссий с 1998г. факт признания нуждающимися военнослужащих и граждан, проживающих в закрытом военном городке "адрес" не фиксировался, составлялись списки кандидатов на получение Государственных жилищных сертификатов, которые отправлялись на утверждение по команде в установленные законодательством сроки (л.д. 48).
Согласно ответу командира войсковой части 03340 "номер" на обращение Шилова А.И. от "дата" сообщается, что "дата" на основании Приказа Министра обороны РФ от "дата" "номер", деятельность жилищной комиссии войсковой части 03340 была упразднена. Тогда же списки граждан-претендентов на получение государственного жилищного сертификата по закрытому военному городку "адрес" были направлены в адрес командира войсковой части "номер" (л.д. 30).
На основании части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусматривается улучшение определенными категориями граждан своих жилищных условий не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездный субсидии на его приобретение, право на получение которых удостоверяется ГЖС.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" в редакции от 22 июля 2002 года N 770, в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, является выпуск и погашение Государственных сертификатов.
Пунктом 3 названного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения ГЖС, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.
Согласно статьи 115 Конституции Российской Федерации, статей 13, 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
В соответствии со статьёй 15 Федерального Закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии со ст. 23 указанного Федерального закона военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 была утверждена целевая программа "Жилище" на 2002 -2010 годы, в состав которой входила Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты", после 2003 года - Подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71, с 2006 года - Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865.
Главной целью указанной Подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации путем предоставления субсидий на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета.
В рамках указанной конституционной нормы, в соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы 21 марта 2006 года приняло Постановление N 153, которым утвердило Правила выпуска и реализации ГЖС.
Согласно подпункта "б" пункта 5 Правил граждане подлежат переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее по тексту поселки) в случае, если поселок включен в Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием субсидии, утвержденной Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Юстиции Российской Федерации, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности и Пограничных войск, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-Р, город "адрес" был отнесен к закрытым военных городкам на момент увольнения истца с военной службы.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Из материалов дела следует, что квартира, которую занимает истец и члены его семьи, расположенная по "адрес", находится на территории закрытого военного городка. В указанной квартире зарегистрированы и проживают: истец, его жена В., две дочери Ш. и Л. и три внука С., Ц. и П. Решением Серпуховского горсуда от 06.05.2008 года Ц. признан членом семьи Шилова А.И., решением Серпуховского горсуда от 24.04.2012 года П. признан членом семьи Шилова А.И. Из выписки из лицевого счета "номер" следует, что лицевой счет на жилое помещение, расположенное "адрес" открыт на имя Шилова А.И.
Располагая представленными доказательствами, суд считает, что требования истца о признании за ним права на обеспечение его и членов его семьи жилым помещением за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата и обязании Департамента жилищного обеспечения МО РФ обеспечить истца и членов его семьи жилым помещением за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата подлежат удовлетворению. Удовлетворяя исковые требования в данной части, суд исходит из того, что Шилов А.И. и члены его семьи были включены в список граждан - получателей ГЖС в 2011 году, жилое помещение, которое занимает истец и члены его семьи, предоставлено в связи со службой Шилова А.И. в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, продолжительность которой составила более "данные изъяты", что свидетельствует о его законно приобретенном праве на получение от государства Российской Федерации безвозмездной субсидии для приобретения жилья.
Также суд считает возможным удовлетворить требования истца и обязать в/ч 03340 предоставить в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ сведения о включении истца и членов его семьи в списки на получение ГЖС, поскольку стороной ответчика не представлено надлежащих доказательств того, что такие списки были направлены в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, т.е. орган, осуществляющий распределение жилых помещений, предоставляемых военнослужащим по договору соцнайма (с формой обеспечения жильем ГСЖ).
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий в/ч 03340, выразившихся в не предоставлении сведений о включении истца в списки на получение ГЖС уполномоченному органу Министерства обороны РФ, поскольку как следует из сообщения командира в/ч 03340, направленного в адрес Шилова А.И., списки граждан - претендентов на получение ГЖС были направлены в адрес командира войсковой части "номер" для утверждения по команде.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шилова А. И. удовлетворить частично.
Признании за Шиловым А. И. права на обеспечение его и членов его семьи жилым помещением за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата и обязать Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ обеспечить Шилова А. И. и членов его семьи жилым помещением за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата.
Обязать войсковую часть 03340 предоставить в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ сведения о включении Шилова А. И. и членов его семьи в списки на получение государственного жилищного сертификата.
В удовлетворении требований о признании незаконными действий в/ч 03340, выразившихся в не предоставлении сведений о включении истца в списки на получение ГЖС уполномоченному органу Министерства обороны РФ, Шилову А. И. отказать.
Ответчики, не присутствовавшие в судебном заседании, вправе подать в Серпуховский городской суд заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения им копии решения, указав в заявлении обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых они не имели возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Купцова Г.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.