Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,
с участием помощника прокурора Ломоносовского района Ленинградской области Дмитриенко Т.В.,
при секретаре Никитиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Ломоносовского района Ленинградской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим п.п.10 п.4.1 Положения о конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности главы местной администрации муниципального образования Кипенское сельское поселение Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Кипенское сельское поселение от 02.02.2010 года N27, и обязании привести в соответствие с действующим законодательством п.п.10 п.4.1 Положения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с заявлением, поданным в порядке производства по делам возникающим из публичных правоотношений, при этом просит признать не действующим с момента издания подп. 10 п. 4.1 "Положения о конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности главы местной администрации муниципального образования Кипенское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области" (далее - Положение), утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Кипенское сельское поселение (далее - СД МО Кипенское СП) от 02 февраля 2010 года N 27 "Об утверждении "Положения о конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности главы местной администрации муниципального образования Кипенское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области". Кроме того, прокурор просит обязать СД Кипенское СП привести подп. 10 п. 4.1 Положения в соответствие с требованиями законодательства.
В обоснование заявления прокурор ссылался на те обстоятельства, что 15 февраля 2010 года в газете "Ломоносовский районный вестник" N 5/1 было опубликовано решение N 27 "Об утверждении "Положения о конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности главы местной администрации муниципального образования Кипенское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области", принятое 02 февраля 2010 года СД МО Кипенское СП. По мнению прокурора, указанное Положение не соответствует требованиям действующего законодательства в части указания в п.п. 10 п. 4.1 Положения на необходимость иметь претенденту на должность главы местной администрации не менее трех лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее пяти лет стаж работы на руководящих должностях в организациях и предприятиях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Оспариваемая часть нормативного правового акта, как указывает прокурор, противоречит Федеральному закону от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Областному закону Ленинградской области от 11 марта 2008 года N 14-оз "О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области", устанавливающим требования к претенденту на должность главы местной администрации о наличии у такого претендента высшего профессионального образования, не менее четырех лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее пяти лет стажа работы по специальности. По мнению прокурора, оспариваемая часть нормативного правового акта сопряжена с нарушением прав неопределенного круга лиц, а также нарушением общих принципов единства основных требований к муниципальной службе, установленных ст. 4 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п.3 ст.6 Федерального закона от 5 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". В этой связи прокурор Ломоносовского района находит наличие оснований для судебного вмешательства в нормативный правовой акт в части (л.д.3-7).
Прокурор Дмитриенко Т.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по мотивам, изложенным в заявлении.
Представитель Совета депутатов МО Кипенское сельское поселение Ломако Ю.С., действующая на основании доверенности (л.д.69), в судебном заседании не согласилась с заявлением прокурора, поддержав письменный отзыв, по смыслу которого оспариваемый пункт Положения предусматривает дополнительные требования, предъявляемые к кандидатам на замещение должности главы администрации, что допускается ч.4 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.3 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также соответствует Уставу МО Кипенское сельское поселение. Кроме того, Ломако Ю.С. полагает, что прокурором пропущен срок обращения в суд с момента издания оспариваемого Положения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 251 ГПК РФ прокурору в пределах своей компетенции предоставлено право обращения в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами и должностными лицами. На основании пункта 3 статьи 22 указанного закона обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству, недействительным является одним из полномочий прокурора, осуществляемым в целях защиты государственных интересов.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов МО Кипенское сельское поселение от 02 февраля 2010 года за N 27 утверждено "Положения о конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности главы местной администрации муниципального образования Кипенское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области" (л.д. 11).
В силу положений ч.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, в связи с чем оспариваемая часть Положения подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении прокурора, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" указал, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части по существу, суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
В связи с чем, суд считает необходимым не ограничиваться исследованием вопроса соответствия части Положения нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, а также исследовать вопрос процедуры принятия оспариваемого прокурором нормативного акта.
В соответствии с ч.2 ст. 35 Федерального Закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
В силу ч.10,11 ст. 35 ФЗ N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 43 вышеназванного ФЗ N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
В статье 17 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" указано, что порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.
Как следует из абз.10 ч.2 ст.25 Устава МО Кипенское сельское поселение Совет депутатов устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации (л.д.26об.).
Таким образом, Советом депутатов МО решение от 02.02.2010 года N27, которым утверждено Положение, принято в пределах компетенции представительного органа местного самоуправления, каковым является Совет депутатов МО Кипенское сельское поселение.
Оспариваемое прокурором Положение являющееся неотъемлемой частью решения Совета депутатов МО Кипенское сельское поселение N 27 от 02.02.2010 года, является муниципальным правовым актом.
В соответствии со ст.47 вышеназванного ФЗ N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования.
В Уставе МО Кипенское сельское поселение в п.9 ст.61 также указано на необходимость официального опубликования правого акта, затрагивающего права и свободы человека и гражданина, которое должно быть опубликовано не позднее чем через 10 дней со дня его принятия (л.д.34об.).
Как следует их материалов гражданского дела решение Совета депутатов N 27 от 02.02.2010 года опубликовано 15 февраля 2010 года в газете "Ломоносовский районный вестник" N 5/1 (л.д. 9, 11).
Таким образом, судом установлено, что процедура принятия решения Совета депутатов МО Кипенское сельское поселение от 02.02.2010 года N 27 Советом депутатов и порядка его вступления в законную силу соблюдена.
Как следует из оспариваемой части 4.1 Положения в п.п. 10 указаны требования к претенденту на должность главы местной администрации, а именно он должен иметь: "не менее трех лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее пяти лет стаж работы на руководящих должностях в организациях и предприятиях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности" (л.д.11об.).
В ст. 15 Конституции РФ указано, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
В статье 19 Конституции РФ установлено равенство прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 4 ФЗ от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" основными принципами муниципальной службы являются равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего; профессионализм и компетентность муниципальных служащих.
Вышеназванным Федеральным законом N 25-ФЗ также урегулированы вопросы, касающиеся основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы (ст.9).
Так согласно ч.2, 3 ст. 9 ФЗ N 25-ФЗ квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) -уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
Таким образом, федеральный закон устанавливает возможность предъявления дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации.
Такие дополнительные требования, касающиеся именно наличия у претендента стажа работы, установлены в части 6 ст. 5 Областного закона Ленинградской области от 11.03.2008 N 14-оз "О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области", согласно которой кандидат на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) должен иметь стаж работы на должностях руководителей в организациях, учреждениях и предприятиях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не менее пяти лет на дату проведения конкурса.
Такая же формулировка требований предъявляемых к претенденту на должность главы местной администрации содержится и в части оспариваемого Положения.
Однако, как следует из ФЗ N 25-ФЗ такие требования, предъявляемые к претенденту на должность главы местной администрации аналогичные указанным в п.п.10 п.4 Положения относятся к претендентам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа), но не главы администрации МО сельских поселений.
При определении квалификационных требований предъявляемых к претендентам на должность главы местной администрации сельского поселения следует руководствоваться Типовыми квалификационными требованиями для замещения должностей муниципальной службы в Ленинградской области утвержденными Областным законом от 11.03.2008 года N 14-оз (приложение 2), согласно которым к кандидату на должность главы местной администрации предъявляются иные требования относительно необходимости наличия стажа.
Претендент на должность главы администрации сельского поселения, относящейся к категории "Руководители" высшей группы должностей муниципальной службы, должен иметь не менее четырех лет стажа муниципальной (государственной) службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности.
Положения п.2 ч.1 ст.55 Устава МО Кипенское сельское поселение, содержащие требования к претенденту на должность главы местной администрации сельского поселения, решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 23.01.2012 года признаны недействительными (л.д. 33, 38-41).
Таким образом, следует признать, что названная норма, содержащаяся в оспариваемой части Положения противоречит положениям Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Областного закона Ленинградской области от 11.03.2008 N 14-оз "О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области", в связи с чем суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Подпункт 10 п. 4.1 Положения следует признать недействующим со дня вступления решения в законную силу, поскольку как усматривается из содержания решения Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 18.04.2011 года, обжалуемая норма Положения применялась при проведении конкурса на должность главы местной администрации МО Кипенское сельское поселение и на основании этого акта были реализованы права граждан.
В связи с чем, суд считает необходимым признать п.п. 10 п. 4.1 Положения недействующим именно со дня вступления решения в законную силу, а не с момента его издания, как требует прокурор.
Доводы представителя заинтересованного лица Совета депутатов МО Кипенское сельское поселение о том, что прокурором пропущен срок на подачу заявления, являются несостоятельными, поскольку закон не устанавливает сроков для подачи заявления об оспаривании нормативных правовых актов.
Что касается требований прокурора о возложении на представительный орган местного самоуправления обязанности по приведению обжалуемой части Положения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, то они не подлежат удовлетворению, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не содержит положений, позволяющих суду возложить на представительный орган местного самоуправления, вышеуказанные обязанности.
В силу принципа разделения властей суд не может обязать законодательный орган субъекта Российской Федерации, равно как представительный орган местного самоуправления изменить, дополнить, принять или привести какой-либо закон в соответствие с другим нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
При этом в силу ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
С учетом факта принятия правового акта представительным органом местного самоуправления следует учитывать положения ст. 12 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
По смыслу приведенных правовых конституционных норм органы законодательной и судебной власти, а также местное самоуправление не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Суд, действуя в соответствии с п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (аналогия закона), лишь вправе согласно ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" проверить по заявлению заинтересованных лиц соответствие нормативного правового акта федеральному законодательству.
Принимая во внимание положения части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", то после вступления в законную силу настоящего решения, оно подлежит направлению в газету "Ломоносовский районный вестник", где было официально опубликовано оспариваемое Положение, для публикации сообщения о решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Прокурора Ломоносовского района Ленинградской области удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу п.п.10 п.4.1 Положения о конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности главы местной администрации муниципального образования Кипенское сельское поселение Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Кипенское сельское поселение от 02.02.2010 года N27.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2012 года.
Судья: А.С. Смирнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.