Решение Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 01 августа 2012 г.
(Извлечение)
Бутурлинский районный суд Нижегородской области в составе:
судьи Зиминой Е.Е.
при секретаре Кашиной С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в р. "адрес" гражданское дело по иску ФИО1 к главе местного самоуправления Гагинского муниципального района о признании незаконным и отмене распоряжения главы местного самоуправления Гагинского муниципального района от 26 марта 2012 г. N 9 "О ежемесячном денежном поощрении"
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к главе местного самоуправления Гагинского муниципального района, в котором просит:
Признать незаконным и отменить полностью распоряжение главы местного самоуправления Гагинского муниципального района Нижегородской области от 26 марта 2012 года N 9 "О ежемесячном денежном поощрении".
Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением главы местного самоуправления Гагинского муниципального района Нижегородской области от 26 марта 2012 года N 9 "О ежемесячном денежном поощрении" ФИО1, являясь главой администрации Гагинского муниципального района "адрес" был лишен ежемесячного денежного поощрения за март 2012 года в размере 25% от должностного оклада в связи с допущенным и не устраненным нарушением ч. 4 ст. 32 пункта 15 Устава Гагинского муниципального района "адрес".
О наличии данного распоряжения он узнал, когда ознакомился с заявлением главы местного самоуправления Гагинского муниципального района о досрочном расторжении с ним контракта от 27 апреля 2010 года как с лицом, назначаемым на должность главы администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области, которое являлось приложением к данному заявлению, поступившего от Бутурлинского районного суда Нижегородской области 01 июня 2012 года по судебному извещению.
Считает данное распоряжение незаконным по следующим основаниям.
1.Решением Земского собрания Гагинского муниципального района Нижегородской области от 27 апреля 2010 года N15 "О назначении главы администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области" он был назначен на должность главы администрации района в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 13 статьи 18 Устава, статьей 5-1 Регламента Земского собрания района, утвержденного постановлением Земского собрания района от 22 февраля 2006 года N41, разделом 6 Положения о порядке проведения конкурса и назначения на должность главы администрации района, утвержденного решением Земского собрания района от 24 марта 2010 года N5.
Во исполнение Решения Земского собрания района от 27 апреля 2010 года N15 "О назначении главы администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области" (п.4 Решения) 27 апреля 2010 года с ним был заключен контракт как с лицом, назначаемым на должность главы администрации района. Названное Решение Земского собрания района послужило основанием для внесения в его трудовую книжку записи об исполнении им обязанностей главы местной администрации района с 27 апреля 2010 года.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона N131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
На основании с части 3 статьи 37 Федерального закона N131-ФЗ условия контракта для главы местной администрации поселения подлежат утверждению представительным органом поселения.
Условия контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) согласно данной части подлежат утверждению:
в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, - представительным органом муниципального района (городского округа);
в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, - законом субъекта РФ.
Как представляется, под условиями контракта с главой местной администрации следует понимать полномочия, права и обязанности главы местной администрации, основания наступления ответственности и основания расторжения контракта с главой местной администрации.
Согласно части 6 названной нормы, лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования и представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
В силу пункта 7 статьи 16 этого же Закона порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом N131-ФЗ. Аналогичные положения содержатся в Законе Нижегородской области от 03 августа 2007 года N99-З "О муниципальной службе в Нижегородской области" (пункт 2 статьи 1, пункт 7 статьи 15).
Из указанных выше правовых норм следует, что работодателем для главы местной администрации является представительный орган, назначивший его по результатам конкурса и тайного голосования.
Таким образом, глава местного самоуправления Гагинского района не может единолично выполнять функции работодателя по отношению к главе администрации.
2. Полномочия главы муниципального образования в отношении главы местной администрации прямо определены в Федеральном законе N 131-ФЗ.
В отношении главы местной администрации глава муниципального образования реализует следующие полномочия:
- заключает с главой местной администрации контракт на основании решения представительного органа о назначении главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса;
- вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном расторжении контакта с главой местной администрации.
Иных полномочий главе муниципального образования в отношении главы местной администрации федеральным законодательством не предоставлено.
В соответствии с частью 4 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, а также издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Федеральным законом N 25-ФЗ (часть 3 статьи 9, часть 2 статьи 11 и др.) глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых, как следует из статьи 3 (часть 2) данного Федерального закона и статьи 11 (часть седьмая) Трудового кодекса Российской Федерации, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим же Федеральным законом.
Свои обязанности муниципальный служащий исполняет в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 10 Федерального закона N 25-ФЗ).
Как видно из приведенной нормы, к особенностям исполнения муниципальным служащим своих обязанностей, предусмотренным Федеральным законом N 25-ФЗ является их исполнение в том порядке, который установлен муниципальными правовыми актами.
Полномочия главы муниципального образования в отношении главы местной администрации закреплены в муниципальных правовых актах Гагинского района, а именно:
- пункт 4 статьи 23 Устава Гагинского района в соответствии, с которым полномочия Главы местного самоуправления определяются настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области;
- пункт 6 статьи 23 Устава Гагинского района в соответствии, с которым Глава местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Нижегородской области, а также настоящим Уставом, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования;
- статья 28 Устава Гагинского района в соответствии, с которой Глава местного самоуправления осуществляет следующие полномочия:
1) представляет район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени района;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, решения, принятые Земским собранием;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;
6) осуществляет руководство подготовкой заседаний Земского собрания и вопросов, вносимых на рассмотрение Земского собрания;
7) созывает заседания Земского собрания, доводит до сведения депутатов Земского собрания время и место их проведения, а также проект повестки дня;
8) ведет заседания Земского собрания;
9) осуществляет общее руководство работой аппарата Земского собрания;
10) оказывает содействие депутатам Земского собрания в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;
11) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Земского собрания;
12) подписывает протоколы заседаний и другие документы Земского собрания;
13) проводит личный прием граждан не реже одного раза в месяц, рассматривает предложения, заявления и жалобы, принимает по ним решения в пределах своих полномочий;
14) в соответствии с законодательством о труде пользуется правом найма и увольнения работников аппарата Земского собрания, применяет меры дисциплинарной, материальной и иной ответственности к работникам аппарата, решает вопросы об их поощрении;
15) координирует деятельность постоянных комиссий, депутатских групп, фракций;
16) от имени Земского собрания заключает договоры на обслуживание лицевого счета и договоры банковского счета;
17) распоряжается бюджетными средствами по расходам, предусмотренным отдельной строкой в бюджете района на подготовку и проведение заседания Земского собрания, работу аппарата и его содержание, и по другим расходам, связанным с деятельностью Земского собрания и депутатов;
18) заключает контракт с главой администрации района по решению Земского собрания;
19) обладает правом внесения в Земское собрание проектов решений;
20) вносит на рассмотрение Земского собрания изменения в Устав района;
21) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области, настоящим Уставом, Регламентом Земского собрания района;
- пункт 6 статьи 32.1 Устава Гагинского района в соответствии, с которым Контракт с главой администрации района заключается главой местного самоуправления по типовой форме, утвержденной законом Нижегородской области;
- подпункт 1 пункта 2 статьи 34 Устава Гагинского района в соответствии, с которым Контракт с главой администрации района может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления Земского собрания или главы местного самоуправления - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения. Решение Земского собрания по данному вопросу принимается не менее 2/3 от установленного числа депутатов Земского собрания;
- пункт 8 статьи 5-1 Регламента Земского собрания района, в соответствии с которым на основании решения Земского собрания района о назначении на должность главы администрации Гагинского муниципального района глава местного самоуправления Гагинского муниципального района заключает с ним контракт;
- абзац 1 статьи 13 Положения о Земском собрании района, в соответствии с которым Глава местного самоуправления района, председатель Земского собрания осуществляет следующие полномочия:
1) представляет район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени района;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, решения, принятые Земским собранием;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;
6) осуществляет руководство подготовкой заседаний Земского собрания и вопросов, вносимых на рассмотрение Земского собрания;
7) созывает заседания Земского собрания, доводит до сведения депутатов Земского собрания время и место их проведения, а также проект повестки дня;
8) ведет заседания Земского собрания;
9) осуществляет общее руководство работой аппарата Земского собрания;
10) оказывает содействие депутатам Земского собрания в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;
11) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Земского собрания;
12) подписывает протоколы заседаний и другие документы Земского собрания;
13) проводит личный прием граждан не реже одного раза в месяц, рассматривает предложения, заявления и жалобы, принимает по ним решения в пределах своих полномочий;
14) в соответствии с законодательством о труде пользуется правом найма и увольнения работников аппарата Земского собрания, применяет меры дисциплинарной, материальной и иной ответственности к работникам аппарата, решает вопросы об их поощрении;
15) координирует деятельность постоянных комиссий, депутатских групп, фракций;
16) от имени Земского собрания заключает договоры на обслуживание лицевого счета и договоры банковского счета;
17) распоряжается бюджетными средствами по расходам, предусмотренным отдельной строкой в бюджете района на подготовку и проведение заседаний Земского собрания, работу аппарата и его содержание, и по другим расходам, связанным с деятельностью Земского собрания и депутатов;
18) заключает контракт с главой администрации района по решению Земского собрания;
19) обладает правом внесения в Земское собрание проектов решений;
20) вносит на рассмотрение Земского собрания изменения в Устав района;
21) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области, настоящим Уставом, Регламентом Земского собрания района;
- абзац 2 пункта 4.4. Положения об администрации района в соответствии, с которым Контракт с главой администрации района заключается главой местного самоуправления;
- подпункт 1 пункта 6.2. Положения об администрации района в соответствии, с которым Контракт с главой администрации района может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления Земского собрания или главы местного самоуправления - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 статьи 37 Федерального закона от N 131-ФЗ.
Из анализа вышеприведенных норм муниципальных правовых актов Гагинского района видно, что отсутствуют положения о том, что глава местного самоуправления от имени Работодателя заключает контракт с главой местной администрации и ему делегированы полномочия Работодателя. Таким образом, глава местного самоуправления не наделен функциями Работодателя по отношению к главе администрации. Более того, в муниципальных правовых актах Гагинского района отсутствуют положения, которые бы наделяли главу местного самоуправления в соответствии с законодательством о труде полномочиями по принятию мер дисциплинарной, материальной и иной ответственности за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение должностных обязанностей главой администрации, а также решения вопроса о поощрении.
Муниципальный правовой акт, регулировавший бы порядок привлечения главы администрации к дисциплинарной, материальной и иной ответственности в соответствии с трудовым законодательством, а также решения вопроса о поощрении, не принят.
Нормами муниципальных правовых актов Гагинского района не установлено что глава местного самоуправления вправе давать какие - либо служебные поручения главе администрации.
Так, согласно заключенному контракту (пункт 4.1) глава муниципального образования обязуется обеспечить главе администрации условия для исполнения полномочий, имея при этом право:
- требовать от главы администрации соблюдения законодательства и Устава Гагинского района, иных нормативных правовых актов;
-осуществлять контроль за надлежащим исполнением Главой администрации обязанностей, установленных настоящим контрактом, иными нормативными правовыми актами.
Следовательно, право главы местного самоуправления в части привлечения к дисциплинарной, материальной и иной ответственности за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение должностных обязанностей главой администрации, а также решения вопроса о поощрении ограничено.
3. Предметом контракта является наделение гражданина Российской Федерации, назначенного на должность главы администрации, исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленных Уставом муниципального образования и отнесенных к компетенции администрации, и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами области.
Должностные обязанности главы администрации указаны в разделе 5 контракта:
- в соответствии с уставом муниципального образования и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами представительного органа о статусе исполнительно-распорядительного органа к обязанностям главы администрации относится обеспечение осуществления местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области;
- на главу администрации распространяются права, обязанности, ограничения и запреты, установленные Федеральными законами "О муниципальной службе в Российской Федерации", "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;
- глава администрации обязан представлять представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;
- права и обязанности главы администрации и иные условия контракта в части осуществления отдельных государственных полномочий определяются соответствующими федеральными законами и законами области.
Полномочия по замещаемой должности указаны в Уставе Гагинского района. Однако в распоряжении не указано, за неисполнение, ненадлежащее или недобросовестное исполнение каких именно полномочий, перечисленных в контракте, снижено ежемесячное денежное содержание.
4. Глава муниципального образования полагает, что, поскольку он имеет право требовать от главы администрации соблюдения Конституции РФ, федеральных законов, законов Нижегородской области, Устава Гагинского района и иных нормативных правовых актов при исполнении им своих обязанностей, то он имеет право и привлекать главу администрации к дисциплинарной ответственности за нарушение закона, в данном случае - Трудового кодекса Российской Федерации. С таким толкований условий контракта нельзя согласиться.
Статьи 56 - 57 Трудового кодекса Российской Федерации определяют трудовой договор как соглашение между работником и работодателем, по которому работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции (конкретный вид поручаемой работы).
В связи с изложенным следует, что к какой либо ответственности глава администрации может быть привлечен за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, указанных в разделе 5 контракта, т.е. за неисполнение, ненадлежащее или недобросовестное его конкретной трудовой функции.
Из контракта прямо вытекает, что глава администрации берет на себя обязательства по самостоятельному исполнению полномочий на решение вопросов местного значения, отнесенных Уставом к компетенции администрации района, подчиняясь при этом правилам внутреннего трудового распорядка администрации, а глава муниципального образования обязуется обеспечить соответствующие условия для этого.
Право главы муниципального образования давать служебные поручения главе администрации контрактом не предусмотрено.
Более того, условие пункта 4.2.2 контракта, обязывающего главу муниципального образования обеспечить главе администрации условия для исполнения полномочий в соответствии с контрактом, включает в себя и обязанность главы муниципального образования обеспечить главе администрации условия для самостоятельного решения вопросов, отнесенных к его компетенции (пункт 1.5 контракта).
5. В соответствии с Федеральным законом N25-ФЗ (статья 22) оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Аналогичные положения содержаться в законе Нижегородской области от 03 августа 2007 года N99-З "О муниципальной службе в Нижегородской области" (статья 22).
08 июня 2010 года за N33 Земским собранием района принято Положение об оплате труда муниципальных служащих Нижегородской области, замещающих должности муниципальной службы в Гагинском муниципальном районе. Данное Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 03.08.2007 N 99-З "О муниципальной службе в Нижегородской области", Положением о муниципальной службе в Гагинском муниципальном районе Нижегородской области и предусматривает порядок, условия оплаты труда и материального стимулирования муниципальных служащих Нижегородской области, замещающих должности муниципальной службы в Гагинском муниципальном районе Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 2.1 данного Положения оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности муниципальной службы. Денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы и месячного оклада муниципального служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином, а также из ежемесячных надбавок и иных дополнительных выплат.
Снижение ежемесячного денежного содержания не допустимо на основании Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Нижегородской области от 03.08.2007 N 99-З "О муниципальной службе в Нижегородской области", Положения о муниципальной службе в Гагинском муниципальном районе.
6. В силу положений статьи 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статьи 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии с правилами статей 22, 68 ТК РФ истец при заключении контракта не был ознакомлен с какими-либо коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, устанавливающими систему надбавок стимулирующего характера, в том числе, премий.
Сторонами при заключении контракта было достигнуто соглашение о размере ежемесячного денежного содержания, которое состоит из:
Должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в размере 19435 рублей в месяц.
Месячного оклада муниципального служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином в размере (не устанавливается) рублей в месяц.
Ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 30 процентов этого оклада.
Ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия работы в размере 200 процентов этого оклада.
Премии за выполнение особо важных и сложных заданий и иных премий.
Ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 20 процентов этого оклада.
Ежемесячного денежного поощрения в размере 25 процентов этого оклада.
При этом, как в данном пункте, так и во всем контракте, отсутствует указание на условия и порядок начисления премии, ссылка на принятые локальные акты, регламентирующие условия и основания невыплаты премии, удержания, ограничения из заработной платы, а содержатся только условия выплаты заработной платы.
Кроме того, учитывая, что стороны при заключении контракта определили размер премии в виде фиксированного процента, ее выплата не поставлена в зависимость от каких-либо условий, является обязательной, наличие в иных систем доплат и надбавок стимулирующего характера и систем премирования не свидетельствует о нарушении требований законодательства при заключении договора с истцом.
Исходя из изложенного следует, что премия, установленная контрактом, является составной частью денежного содержания и должны быть выплачены в обязательном порядке.
Более того, Положение об оплате труда не только не содержит поименных пунктов, в соответствии с которым возможно оценить правомерность снижения ежемесячного денежного поощрения на основании оспариваемого распоряжения, но и возможность такого снижения.
Лишение премии не относится к дисциплинарным взысканиям, предусмотренным статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации, в числе которых указаны: замечание, выговор, увольнение.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился. Был уведомлен надлежащим образом о месте и времени его рассмотрения, интересы ФИО1 по доверенности представлял ФИО3
Представитель истца ФИО1 - ФИО3 исковые требования поддержал, по существу исковых требований пояснил, что глава местного самоуправления не может единолично выступать в роли работодателя и лишать премий главу администрации района. Ежемесячное денежное поощрени установлено Контрактом, заключенным с главой администрации Земским собранием Гагинского муниципального района, размер данного поощрения является фиксированной величиной, контрактом не предусмотрена возможность снижения размера данного поощрения. Трудовым законодательством предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение. Согласно распоряжения, ФИО1 был лишен премии за дисциплину труда. В Положении об оплате труда муниципальных служащих в "адрес", отсутствуют нормы, в соответствии с которыми возможно снижение премии, установленной главе администрации Контрактом. Данное Положение было принято после заключения с ФИО1 контракта, но с данным распоряжением Работодатель ФИО1 не ознакомил, дополнительного соглашения к Контракту заключено не было.
ФИО3 пояснил, что правовые основания исковых требований указаны в исковом заявлении.
Ответчик - глава местного самоуправления Гагинского муниципального района "адрес" в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Интересы ответчика представляла на основании доверенности ФИО4
Представитель ответчика ФИО4 исковые требования ФИО1 не признала и пояснила, что глава местного самоуправления ФИО6 подписал контракт, заключенный с главой администрации Гагинского муниципального района ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, данный контракт имеет черты трудового договора (контракта). В соответствии со ст. 20 ТК РФ заключать трудовые договора в качестве работодателей имеют право только физические лица, следовательно, глава местного самоуправления является работодателем по отношению к главе местного самоуправления. Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников, привлекать их к дисциплинарной ответственности, следовательно, глава местного самоуправления был вправе единолично принимать решение о лишении главы администрации премии. Премия главе администрации установлена Контрактом, в соответствии с "адрес" "О муниципальной службе в "адрес"" и Положением о муниципальной службе в Гагинском муниципальном районе устанавливается дифференцировано, следовательно, может быть снижена, в том числе до 0%.
Глава администрации ФИО1 присутствовал на Земском собрании, на котором утверждалось Положение о муниципальной службе в "адрес", следовательно, он о нем знал и был с ним ознакомлен, но изменения в Контракт, заключенный с главой администрации ФИО1, в связи с принятием Положения о муниципальной службе в "адрес", внесены не были.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Земским собранием Гагинского муниципального района было принято решение N "О назначении главы администрации Гагинского муниципального района "адрес"" в соответствии с которым ФИО1 был назначен на должность главы администрации Гагинского муниципального района.
В соответствии с указанным решением Земского собрания Гагинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 был заключен контракт как с лицом, назначаемым на должность главы администрации района. Данный контракт был подписан главой местного самоуправления Гагинского муниципального района ФИО6 и главой администрации Гагинского муниципального района.
Поименованное выше решение Земского собрания послужило основанием для внесения в трудовую книжку ФИО1 записи об исполнении им обязанностей главы администрации Гагинского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 6 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления", лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
В соответствии со ст. 2 ч. 3, ст. 9 ч. 3, ст. 11 ч. 2 Федерального закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации" - глава администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых распространяется действие трудового законодательства, с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В статье 19 Трудового кодекса Российской Федерации сказано, что трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.
Исходя из условий контракта, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 судья приходит к выводу, что данный контракт носит элементы трудового договора (контракта), поскольку он предполагает выполнение ФИО1 определенной трудовой функции.
Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при наличии у них гражданской дееспособности в полном объеме.
Исходя из системного анализа приведенных норм, судья приходит к выводу о том, что глава местного самоуправления Гагинского муниципального района по отношению к главе администрации Гагинского муниципального района выступает в роли работодателя, в связи с возникшими трудовыми правоотношениями.
Трудовым, либо муниципальным законодательством, не предусмотрена возможность получения согласия, либо необходимость получения решения коллегиального органа, в том числе представительного органа муниципального образования, для принятия решения о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, а также при решении вопроса о поощрении работников, либо лишении их премий.
Следовательно, глава местного самоуправления Гагинского муниципального района вправе единолично принимать решение о наказании и поощрении работника.
Согласно статьи 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В статье 135 Трудового кодекса РФ сказано, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Работодателем и работником при заключении контракта ДД.ММ.ГГГГ было достигнуто соглашение о размере ежемесячного денежного содержания ФИО1, которое состоит из:
- должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в размере 19435 рублей в месяц;
- месячного оклада муниципального служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином (размер не установлен);
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 30 процентов оклада;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия работы в размере 200 процентов оклада;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий и иных премии;
- ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 20 процентов этого оклада;
- ежемесячного денежного поощрения в размере 25 процентов оклада.
В контракте, заключенном с ФИО1, отсутствует указание на условия и порядок начисления премии, отсутствует ссылка на принятые локальные акты, регламентирующие условия и основания невыплаты премии, удержаний из заработной платы, а содержатся лишь условия выплаты заработной платы.
Стороны при заключении контракта определили размер премии в виде фиксированного процента, ее выплата не поставлена в зависимость от каких-либо условий.
В соответствии с Федеральным законом N25-ФЗ от 02 марта 2007 года "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в статье 22 Закона Нижегородской области от 03 августа 2007 года N 99-З "О муниципальной службе в Нижегородской области".
ДД.ММ.ГГГГ за N Земским собранием Гагинского муниципального района принято Положение об оплате труда муниципальных служащих "адрес", замещающих должности муниципальной службы в Гагинском муниципальном районе.
Положение о муниципальной службе в Гагинском муниципальном районе "адрес" предусматривает порядок, условия оплаты труда и материального стимулирования муниципальных служащих "адрес", замещающих должности муниципальной службы в Гагинском муниципальном районе "адрес".
В соответствии с пунктом 2.1 данного Положения оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности муниципальной службы. Денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы и месячного оклада муниципального служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином, а также из ежемесячных надбавок и иных дополнительных выплат.
В п. 3.5 Положения указано, что ежемесячное денежное поощрение устанавливается муниципальному служащему в соответствии с Положением до 25 % от должностного оклада. Конкретный размер ежемесячного денежного поощрения устанавливается дифференцировано лицом, являющимся представителем нанимателя (работодателем) для муниципального служащего.
Согласно распоряжения N от ДД.ММ.ГГГГ "О ежемесячном денежном поощрении" ФИО1 был лишен ежемесячного денежного поощрения за март 2012 года в размере 25% от должностного оклада в связи с допущенным и не устраненным нарушением ч. 4 ст. 32 пункта 15 Устава Гагинского муниципального района.
В ст. "адрес" сказано о полномочиях администрации района, в частности к полномочиям администрация отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Исходя из сути данного распоряжения, усматривается, что глава администрации Гагинского муниципального района ФИО1 был лишен ежемесячного денежного поощрения в связи с осуществлением им его должностных обязанностей.
За ненадлежащее исполнение либо неисполнение трудовых обязанностей статьей 192 Трудового кодекса РФ предусмотрена дисциплинарная ответственность в виде:
- замечания;
- выговора;
- увольнения.
Лишение ежемесячного денежного поощрения статьей 192 Трудового кодекса РФ не отнесено к мерам дисциплинарной ответственности и не может быть применена как таковая.
Согласно Контракта, заключенного с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, размер ежемесячного денежного поощрения установлен по соглашению сторон в виде фиксированного размера - 25 % должностного оклада.
Принятое позже Положение о муниципальной службе в Гагинском муниципальном районе "адрес" (утверждено ДД.ММ.ГГГГ Решением Земского собрания Гагинского муниципального района N) фактически изменяет размер установленной заработной платы ФИО1, так как размер ежемесячного денежного поощрения устанавливается дифференцированно, то есть по сути может быть снижен.
Данное Положение было принято позже заключения Контракта с главой администрации Гагинского муниципального района, но изменения в контракт внесены не были, суду не было представлено дополнительное соглашение об изменении условий контракта в части оплаты труда работника. Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что такого соглашения не принималось.
Доказательств того, что ФИО1, как работник был ознакомлен Работодателем с данным Положением, суду так же представлено не было.
При таких обстоятельствах, у ФИО6 не имелось законных оснований для того, что бы выносить ДД.ММ.ГГГГ распоряжения N и лишать ФИО1 ежемесячного денежного поощрения за март 2012 года в размере 25 % оклада.
Распоряжение Главы местного самоуправления Гагинского муниципального района ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ N является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить распоряжение главы местного самоуправления Гагинского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О ежемесячном денежном поощрении" о лишении главы администрации Гагинского муниципального района "адрес" ФИО1 ежемесячного денежного поощрения за март 2012 года в размере 25% от должностного оклада.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме, в Нижегородский областной суд, через Бутурлинский районный суд.
Судья- Е.Е. Зимина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.