Разъяснение
по отдельным вопросам управления государственным социальным страхованием
В последнее время в Верховный Совет, Президенту и Правительству поступают многочисленные обращения не входящих в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР) российский профсоюзов по вопросам неправомерных действий ФНПР и некоторых представителей государственных органов в области регулирования управления государственным социальным страхованием.
В частности, такие обращения поступили от Профсоюзов Российской Федерации "Единение", Независимого профсоюза "Свободный Труд", Независимого профсоюза горняков, Объединения профсоюзов трудящихся кооперативных предприятий, Ассоциации свободных профсоюзов "Маккип", Федерации профсоюзов авиадиспетчеров России, Конфедерации объединений профсоюзов России, Ассоциации летного состава России, Профсоюза независимых журналистов и ряда других.
В первую очередь резкие протесты вызвали неправомерные попытки руководства ФНПР и управляемого ею Фонда социального страхования Российской Федерации монополизировать дело управления социальным страхованием в России и представительство всех трудящихся России по другим вопросам в то время, как большое количество их является членами других, не входящих в состав ФНПР профсоюзов, либо вообще не является членами профсоюзов.
В связи с указанными обращениями считаем необходимым разъяснить следующее:
1. В соответствии с общепризнанными международно-правовыми нормами, Конституцией и законами Российской Федерации профессиональные союзы в Российской Федерации создаются и действуют свободно, государственной регистрации не подлежат и обладают равными правами по всем направлениям своей деятельности, в том числе в области делегированного им государством права на управление государственным социальным страхованием в отношении предприятий, учреждений и организаций, на которых созданы относящиеся к соответствующему профсоюзу профсоюзные организации.
О регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций) и первичных профсоюзных организаций см. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
Данные положения, в частности, закреплены в: статьях 20, 23 Всеобщей декларации прав человека; Всеобщей декларации профсоюзных прав; статьях 8, 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах; Конвенции о свободе ассоциации и защите права на организацию; статьях 6, 7 Конституции Российской Федерации; статьях 225, 226 и 230 Кодекса законов о труде РСФСР; постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 18.12.91 г. N 2057-1 "О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе"; Указе Президента Российской Федерации от 26.10.91 г. "Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике" и ряде других правовых норм.
2. В соответствии с вышеуказанными нормами ни один из действующих на территории Российской Федерации профсоюзов или федерация, конфедерация и иное объединение профсоюзов не могут обладать какими-либо юридическими преимуществами перед другими и не вправе претендовать на это.
Постановление Совета Министров РСФСР и ФНПР от 25.12.90 г.N 600 "О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР", постановление Правительства Российской Федерации и Совета ФНПР от 04.01.92 г. N 5 "О совершенствовании управления Фондом социального страхования Российской Федерации в 1992 году", а также Временное положение об этом Фонде в силу их подписания со стороны профсоюзов лишь руководством ФНПР распространяются только на профсоюзы, входящие в состав ФНПР, либо заключившие с нею специальные договоры (соглашения), в которых оговорены все имеющие значение для сторон взаимные права и обязательства в области управления социальным страхованием. На все другие профсоюзы указанные нормативные акты не распространяются.
См. Положение о Фонде социального страхования РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101
Предприятия, учреждения и организации, в которых нет профсоюзных организаций системы ФНПР, а также фермеры и другие физические лица, занимающиеся индивидуальной (частной) трудовой деятельностью, не являющиеся членами профсоюзов системы ФНПР, вправе самостоятельно выбирать профсоюз, который будет осуществлять в их интересах функцию управления социальным страхованием.
3. Исходя из предусмотренного статьей 226 КЗоТ РСФСР права на управление государственным страхованием каждый из не входящих в состав ФНПР республиканских профсоюзов вправе создавать свой фонд социального страхования, региональные отделения фонда и иметь соответствующие счета в банках, независимые от ФНПР и находящихся под ее управлением Фонда и его отделений.
В соответствии с законодательством Российской Федерации нормативное регулирование деятельности таких фондов необходимо осуществлять путем разработки и принятия по согласованию с Министерством юстиции и Министерством финансов Российской Федерации Положений об этих фондах. Страховой тариф взносов в фонды независимо от их профсоюзной принадлежности следует исчислять применительно к постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О страховом тарифе взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации" от 27.12.91 г. N 2126-1 (5,4 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям).
4. Какие-либо распоряжения и указания банковских и иных органов государственного управления, а также руководящих органов профсоюзов в случае их противоречия действующему законодательству Российской Федерации (в том числе в области монополизации профсоюзной деятельности) исполнению не подлежат, а виновные в их издании лица должны нести установленную законодательством ответственность, включая уголовную по статье 137 Уголовного кодекса РСФСР за нарушение законных прав профсоюзов и воспрепятствование деятельности профсоюзов и их органов.
С 1 января 1997 года введен в действие Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ
5. В связи с тем, что в настоящее время в Верховном Совете и Правительстве Российской Федерации разрабатываются проекты нормативных актов, направленных на совершенствование управления государственным социальным страхованием и правовое обеспечение деятельности профсоюзов (включая приведение законодательства в более полное соответствие с международно-правовыми нормами и регулирование имущественных отношений между профсоюзами и государством), полагали бы целесообразным рекомендовать всем российским профсоюзам принять активное участие в этой работе и направить свои предложения в Комитет по законодательству Верховного Совета и Министерство юстиции Российской Федерации.
Председатель Комитета по законодательству |
М.А.Митюков |
Министр юстиции Российской Федерации |
Н.В.Федоров |
Первый заместитель Председателя Правительства РФ |
Е.Т.Гайдар |
Заместитель Председателя Правительства РФ |
С.М.Шахрай |
30.03.92 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ВС РФ, Министерства юстиции РФ, Минфина РФ и Правительства РФ от 30 марта 1992 г. "Разъяснение по отдельным вопросам управления государственным социальным страхованием"
Текст письма официально опубликован не был