Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Игнатовича М.С.
при секретаре Дорофеевой Е.В.
с участием:
представителя истца Рожкова И.В. - Мержиевской Н.В., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,
представителя ответчика УВД по Владимирской области Кнутовой А.О., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ### сроком в течение трех лет,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Рожкова И. В. к УМВД по Владимирской области о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации,
УСТАНОВИЛ:
Рожков И.В. обратился в суд с уточненным иском к УМВД по Владимирской области о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца и индексации указанной суммы, признании права на повышение пенсии.
В обоснование иска указал, что является сыном ветерана боевых действий, умершего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей в г. Муроме ФИО1.
В период ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 неоднократно направлялся на территорию Чеченской Республики, где принимал участие в боевых действиях, имел ряд наград.
С декабря 1994 года боевые действия на территории Чеченской Республики включены в раздел 111 Федерального закона "О ветеранах", следовательно, на сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах".
Пенсия по случаю потери кормильца истцу была назначена с ДД.ММ.ГГГГ и выплачивалась по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец полагает, что ответчик должен был выплачивать пенсию в повышенном размере в соответствии с п. "г" ст.45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей", согласно которой участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил взыскать с УМВД по Владимирской области в свою пользу недополученную часть пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации в размере ### рублей 80 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца Мержиевская Н.В исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика УВД по Владимирской области Кнутова А.О. исковые требования не признала, указала, что в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размером пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более, чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии, пояснила, что статус ФИО1 как ветерана боевых действий не подтвержден документально, вина ответчика в недоначислении пенсии в данном случае отсутствует.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, производится на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон).
Указанный Закон предусматривает пенсию по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих, пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы.
Выплата пенсии по случаю потери кормильца предусмотрена ч.2 ст.5 Закона: в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно пункту "г" ч.1 ст.45 Закона РФ N 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Как следует из пояснений сторон, и не оспорено в судебном заседании, что истец являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без установленных повышений и надбавок.
В силу ст. 51 Закона лица, указанные в статье 1 указанного Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", обращаются в территориальные отделы (управления) социальной защиты населения по месту их жительства.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы (органы социальной защиты населения) вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Согласно ст. 54 Закона днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
На основании ст. 55 Закона при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
В соответствии с п.38 Приказа МВД РФ от 27 мая 2005 г. N 418
"Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" если пенсионер приобрел право на повышение пенсии и обратился за реализацией этого права несвоевременно, разница в пенсии ему может быть выплачена не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии. Если задержка с перерасчетом пенсии была допущена по вине пенсионного органа, разница в пенсии выплачивается без ограничения предельным сроком.
В судебном заседании не оспорено, что истец с заявлением о перерасчете пенсии не обращался, равно как и не представил документов, подтверждающих наличие статуса ФИО1 как ветерана боевых действий, что также подтверждается показаниями свидетеля ФИО5
Свидетель ФИО8 - мать истца в судебном заседании показала, что обращалась за перерасчетом пенсии, однако в какой период и к кому именно не пояснила, письменных тому подтверждений не представила.
Согласно п.п. 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Имеющиеся в материалах дела копия приказа Командира войсковой части ### МВД России от ДД.ММ.ГГГГ ### с\ч, (параграф), копии удостоверений к наградам, архивные выписки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, подтверждают факт участия ФИО1 в боевых действиях на территории Чеченской Республики.
Между тем, указанные документы отсутствуют в материалах пенсионного дела, которое неоднократно обозревалось судом, что и не оспаривалось участниками процесса.
Судом в ходе судебного разбирательства неоднократно предлагалось уточнить исковые требования.
Представитель истца настаивала на заявленных требованиях, полагая факт участия ФИО1 в боевых действиях на территории Чеченской Республики и его статуса "ветерана боевых действий", равно как и вину ответчика в невыплате пенсии установленными.
Субъекты получения пенсии по случаю потери кормильца определены в ст. 29 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которой предусмотрено, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении. Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи. Нетрудоспособными членами семьи считаются отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм следует, что надбавка к пенсии, предусмотренная пунктом "г" ч.1 ст.45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.
Судом установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что истец являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как сын умершего при исполнении обязанностей военной службы в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Однако Рожков И.В. своевременно за перерасчетом пенсии не обращался, на заявленных исковых требованиях настаивал.
Согласно ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
С учетом вышеизложенного требование признать за истцом, право на повышение пенсии по случаю потери кормильца согласно п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, равно как и требования о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации не подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах, исковые требования Рожкова И.В. подлежат отклонению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рожкова И. В. к УМВД по Владимирской области о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.С.Игнатович
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2012 года
Судья М.С.Игнатович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.