Октябрьский районный суд г.Владимира в составе:
председательствующего судьи Веселовой А.О.
при секретаре Касаткиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску прокурора города Владимира в интересах Колобовой К. А. к администрации города Владимира, администрации Владимирской области о возложении на администрацию города Владимира обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения за счет средств бюджета Владимирской области
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Владимира обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, в интересах Колобовой К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации города Владимира, администрации Владимирской области, в котором просил обязать администрацию города Владимира предоставить Колобовой К.А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 26 кв.м в границах города Владимира за счет средств бюджета Владимирской области.
В обоснование иска указал, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в силу ч.2 ст.57 ЖК РФ имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Колобова К.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ она находилась на воспитании в различных государственных учреждениях Владимирской области, зарегистрирована до настоящего времени по месту жительства при детском доме. Ее мать не имела постоянного места жительства, а с ДД.ММ.ГГГГ находится в розыске. Решением Фрунзенского районного суда г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ мать Колобовой К.А. признана безвестно отсутствующей. Колобова К.А. окончила обучение в "..."" и состоит на очереди как лицо, нуждающееся в жилом помещении. Закрепленного или своего собственного жилья Колобова К.А. не имеет. Поскольку финансирование расходов на приобретение жилья осуществляется в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год на приобретение, реконструкцию и строительство жилья, обязанность по предоставлению жилого помещения Колобовой К.А. за счет средств, предусмотренных в бюджете Владимирской области на данные цели, лежит на администрации города Владимира.
В качестве правового обоснования заявленных требований прокурор сослался на закон Владимирской области от 28.12.2005г. "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на Федеральный закон от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", закон Владимирской области от 03.12.2004г. "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В судебном заседании помощник прокурора города Владимира по доверенности Смирнова А.В., Колобова К.А. - поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации города Владимира по доверенности Лебедева С.В. просила оставить исковые требования без удовлетворения, указав, что с их стороны отсутствует нарушение прав истца. Администрация города Владимира в пределах полученных из бюджета Владимирской области средств надлежащим образом исполняет государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С учетом п.5 "Порядка предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения" (утв. Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005г.N 398) предоставление жилых помещений указанной категории лиц осуществляется исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Колобова К.А. обратилась в администрацию города Владимира с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет на получение жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации города Владимира от 15.04.2011г. N195 Колобова К.А. в соответствии с п.1.ч.1 ст.51 ЖК РФ принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по единому списку и списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно справке управления по учету и распределению жилой площади администрации города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### Колобова К.А. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ###. В настоящее время администрация не располагает жилыми помещениями для предоставления данной категории граждан за счет средств Владимирской области, ранее переданные квартиры на эти цели распределены указанной категории граждан. Колобова К.А. в установленном порядке не признана малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Представитель ответчика администрации Владимирской области и представитель третьего лица - Департамента образования администрации Владимирской области - по доверенности Быкова Л.В. указала, что администрация Владимирской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Положения областного закона, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом Владимирской области об областном бюджете Владимирской области на очередной финансовый год при условии, если законом Владимирской области об областном бюджете предусмотрено предоставление субвенций органам местного самоуправления на осуществление переданных законом государственных полномочий. Законом Владимирской области от 23.12.2011г. N122-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" на реализацию в 2012 году государственного полномочия муниципальному образованию выделены субвенции в сумме ###. рублей. Бюджетные средства 2012 года доведены до получателей - органов местного самоуправления через департамент образования администрации области на счета получателей. Правом самостоятельно устанавливать бюджетные расходные обязательства Владимирской области и размер субвенций муниципальных образований на выполнение переданных им государственных полномочий администрация области не наделена. Департамент образования является исполнительным органом, основная функция которого - выделение полученных средств получателям.
Представитель третьего лица - Управления образования администрации города Владимира - по доверенности Степанова Н.А. оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Согласно ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996г. N 159-ФЗ (в редакции от 17.12.2009 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 2 Закона Владимирской области N 226-ОЗ от 03.12.2004 г. ( в ред. 03.11.2010г.) "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", полномочия по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) являются расходными обязательствами Владимирской области.
В силу ст. 8 Закона Владимирской области N 226-ОЗ от 03.12.2004 г. (в редакции от 03.11.2010 г.), жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.
В соответствии со п. 8 ч.1 ст. 1 Закона Владимирской области N 201-ОЗ от 28.12.2005 г. (в редакции от 14.07.2010 г.) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст. 4 Закона Владимирской области N 201-ОЗ от 28.12.2005 г. органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Владимирской области.
В соответствии с п.5 Постановления Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 N 398 (ред. от 26.04.2010) "О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения" (вместе с "Порядком предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения") Департамент образования на основании полученных сведений в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует для распределения средств областного бюджета на очередной финансовый год сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по форме согласно приложению N 2 к Порядку; определяет объем расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год.
Статьей 18 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Норма, закрепленная в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривает необходимость внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также направлен на оказание целевой поддержки именно указанным категориям социально незащищенных граждан.
Право истца на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением, как лица, из числа детей-сирот и детей оставшегося без попечения родителей, возникло у нее с момента приобретения данного статуса, и поэтому такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких-либо условий, в том числе от хронологии включения в список на получение жилья указанной категории граждан. При этом необходимость признания истца малоимущей отсутствует, поскольку истец относится к определенной категории граждан (лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), принята на учет и состоит на нем по данному основанию( ст. 52 ч.2 ЖК РФ).
Судом установлено, что Колобова К. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С ДД.ММ.ГГГГ Колобова К.А. находилась на воспитании в различных государственных учреждениях Владимирской области для детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации Фрунзенского района г.Владимира ### от ДД.ММ.ГГГГ попечителем над несовершеннолетней Колобовой К.А. назначен ФИО7
Постановлением главы города Владимира ### от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 освобожден от обязанностей попечителя над Колобовой К.А., Колобова К.А. передана на воспитание в государственное учреждение несовершеннолетних.
Решением Фрунзенского районного суда г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ одинокая мать Колобовой К.А. признана безвестно отсутствующей.
Постановлением главы города Владимира ### от ДД.ММ.ГГГГ "О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в постановления главы города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ###, от ДД.ММ.ГГГГ ###" Колобова К. А. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за ### по единому списку ###. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Колобова К.А. значится в указанном списке за ###.
В ДД.ММ.ГГГГ Колобова К.А. получила среднее общее образование.
В ДД.ММ.ГГГГ Колобова К.А. получила начальное профессиональное образование, окончив обучение в "..." по специальности продавец, контролер- кассир.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Колобова К.А. временно зарегистрирована в приюте при Свято-Успенском Княгинином женском монастыре по адресу: "...".
Своего собственного жилья Колобова К.А. не имеет. Нуждаемость истца в жилье является очевидной.
В силу ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Владимирской области от 28.12.2005 г. N 201-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации города Владимира, но за счет средств областного бюджета. Последнее вытекает из требований ст. 5 ФЗ-159 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 4 Закона Владимирской области от 28.12.2005 г. N 201-ОЗ, Закона Владимирской области от 03.12.2004 г. N 226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования обоснованными и полагает возложить обязанность по предоставлению жилого помещения истцу на администрацию г.Владимира за счет средств областного бюджета.
Принимая во внимание, что истцом не заявлено самостоятельных требований, возлагающих на администрацию области выполнение какой-либо обязанности, доказательств неисполнения администрацией Владимирской области какого-либо закона или иного нормативного правового акта, регулирующего спорные правоотношения, суду не представлено, в удовлетворении исковых требований к администрации Владимирской области надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора города Владимира удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Владимира предоставить вне очереди по договору социального найма Колобовой К. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв.м в границах г.Владимира за счет средств бюджета Владимирской области.
В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.О. Веселова
Справка: Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2012 года
Судья А.О. Веселова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.