Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Г.И. Лазовской,
с участием представителя истца по доверенности от 23.04.2012 г. Храмовой М.А., представителя ответчика - Главы администрации Ястребовского сельского совета Тимошенко Е.Н.,
при секретаре Полозове Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Храмовой В.В. к Администрации Ястребовского сельского совета Ачинского района Красноярского края об обжалования действий и обязывании принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Храмова В.В. первоначально обратилась в суд с иском к Администрации Ачинского района об обжалования действий и обязывании принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, мотивируя свои требования тем, что с 1965 года она проживает в жилом помещении по адресу: Красноярский край, Ачинский район. Указанное помещение принадлежало ей на праве собственности. Однако, в силу возраста и состояния здоровья поддержание состояния жилого дома стало невозможным, она 29.07.2010 г. подарила свою квартиру своей дочери Храмовой М.А. Считает, что дом не пригоден для проживания и его износ составляет около 70 %, является неблагоустроенным. Храмова В.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет соответствующее удостоверение, позволяющее ей пользоваться социальными гарантиями для данной категории граждан, в том числе предоставление жилых помещений. В жилищную комиссию ею было подано заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако, решением от 07 ноября 2011 года в принятии ее на учет было отказано с мотивацией о том, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия в связи с отчуждением квартиры и не истек срок, предусмотренный п.1 ст.4 Закона Красноярского края N18-4751 от 23.05.2006 г. Однако, истец полагает, что никакого ухудшения своих жилищных условий с ее стороны допущено не было, поскольку жилое помещение, где она проживала и проживает в настоящее время и ранее принадлежащее ей на праве собственности, изначально являлось неблагоустроенным и проживание в нем для истца, как человека пожилого, является невозможным. Кроме того, она, как вдова ветерана ВОВ, относится к определенной категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Хромова М.А. членом ее семьи не является, по смыслу ст.ст. 30,69 ЖК РФ, поскольку они не ведут с ней совместного хозяйства. Считает дом непригодным для проживания, поскольку, в нарушение требований п.12 Положения о признании помещения жилым помещением. Не пригодным для проживания в многоквартирном доме аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N47, дом не оснащен и не обеспечен хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением и канализацией. Вследствие чего, на основании п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ она могла быть принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как лицо, проживающее в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям и независимо от своего имущественного положения. Просит признать отказ муниципального органа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и обязать ответчика принять ее на такой учет (л.д.4).
В ходе рассмотрения дела от представителя истицы по доверенности поступило заявление о прекращении производства по дела в части исковых требований к Администрации Ачинского района в связи с отказом истца в данных требований, поскольку обжалуемое решение об отказе Храмовой В.В. в постановке на учет было принято администрацией Ястребовского сельского совета Ачинского района, которого просит привлечь к участию в деле в качестве надлежащего ответчика.
В связи с этим, судом было прекращено производство по делу в части исковых требований к Администрации Ачинского района и в качестве надлежащего ответчика к участию в деле привлечена администрация Ястребовского сельского совета.
Истица Храмова В.В., будучи уведомленной должным образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 4 оборот).
Представитель истицы Храмова М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям аналогичным изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - глава Ястребовского сельского совета Ачинского района Тимошенко Е.Н. в судебном заседании против исковых требований Храмовой В.В. возражала, пояснив, что при решении вопроса об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и вынесении постановления от 7.11.2011 года N89-П, администрация Ястребовского сельсовета действовала в соответствии с действующим законодательством, согласно которого Храмова В.В. не подлежала постановке на учет, поскольку намеренно ухудшила свои жилищные условия в связи с отчуждением квартиры и после этого не истек 5-летний срок, предусмотренный п.1 ст.4 Закона Красноярского края N18-4751 от 23.05.2006 г. Квартира, в которой проживает истец и до настоящего времени находится в кирпичном жилом доме, действительно является неблагоустроенной с печным отоплением, в квартиру подведено холодное водоснабжение, однако, с. Ястребово не оснащено какими-либо объектами инфраструктуры, позволяющими бы провести канализацию, централизованное отопление либо горячее водоснабжение в квартиру, где проживает Храмова В.В., дом не признан в установленном законом порядке аварийным или не пригодным для проживания, согласно технического паспорта объекта его износ составляет 30 %, заявлений от собственников о признании дома аварийным или не пригодным для проживания до настоящего времени не поступало, в связи с чем у администрации Ястребовского сельского совета не было оснований для создания межведомственной комиссии и оснований для постановки Храмовой В.В. на учет.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Храмовой В.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено по делу Храмова В.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны А.Г., признававшегося инвалидом вследствие общего заболевания (л.д.6).
Кроме того, 11.09.2006 года ей выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, предоставляющее ей социальные льготы, установленные ст. 20 Федерального закона "О ветеранах" (л.д.6).
Так, согласно ст. 20 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) "О ветеранах",меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 21 ФЗ "О ветеранах", предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие
на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем
в соответствии с жилищным
законодательством
Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
В силу ст. 3 Закона Красноярского края от 18.02.2010 N 10-4386 (ред. от 06.10.2011) "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (подписан Губернатором Красноярского края 27.02.2010), принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном Законом края от 23 мая 2006 года N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края".
На основании ст. 2 указанного Закона, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам
при условии,
что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона. Предоставление ветерану меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется один раз.
Обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.
Как установлено по делу, Храмова В.В. и ее дочь Храмова М.А. на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 13.07.1992 года являлись сособственниками по 1\2 доли каждая жилого помещения по адресу: Ачинский район, с. Ястребово (л.д.30-31). 16.10.2002 года Храмова М.А. на основании договора дарения, подарила свою 1\2 доли в указанном жилом помещении своей матери Храмовой В.В., 1923 года рождения (л.д.32) и договор прошел государственную регистрацию, в связи с чем Храмова В.В. стала собственником жилого помещения в целом. 29 июля 2010 года Храмова В.В. также на основании договора дарения подарила квартиру по указанному адресу дочери Храмовой М.А. (л.д.25).
При этом, одариваемая Храмова М.А. и на момент заключения данного договора, и в настоящее время проживала и проживает по месту своей регистрации в Московской области Ленинском районе, что Храмовой М.А. в судебном заседании не отрицалось.
Необходимость заключения указанного договора дарения от 29.07.2010 года, была объяснена Храмовой М.А., представляющей интересы истца в судебном заседании, тем, что ее мать Храмова В.В. является престарелым человеком и не в состоянии обслуживать жилое помещение.
Вместе с тем, данные доводы суд считает неубедительными, с учетом ранее состоявшихся договоров, в том числе договора дарения от 16.10.2002 года, которым Храмова М.А. подарила свою долю Храмовой В.В. без учета ее возраста. Кроме того, у суда вызывают сомнения необходимость приобретения Храмовой М.А., проживающей в Московской области, жилого помещения в с. Ястребово Ачинского района Красноярского края и ее возможность, в связи с этим, должным образом содержать его в надлежащем состоянии.
Каких-либо иных убедительных доводов и доказательств необходимости отчуждения Храмовой В.В. своего жилого помещения в 2010 году, стороной истца суду не представлено. При этом суд также учитывает, что Храмова В.В. по прежнему осталась проживать в подаренной ею квартире и иного жилья не имеет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Храмова В.В. действительно намеренно ухудшила свои жилищные условия, заключив с дочерью договор дарения от 29.07.2010 г., поскольку непосредственно после этого, Храмова В.В. обратилась в Ястребовский сельский совет Ачинского района для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, при разрешении поступившего в администрацию Ястребовского сельского совета заявления Храмовой В.В., указанный орган, в соответствии с требованиями ч.2 Закона Красноярского края от 18.02.2010 N 10-4386 (ред. от 06.10.2011) "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (подписан Губернатором Красноярского края 27.02.2010), а также п.4 ч.1 ст. 21 ФЗ "О ветеранах", обязан был также руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ, устанавливающего основания для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся, в том числе ст. 51 ЖК РФ, поскольку для ветеранов ВОВ и членов их семей, подавших заявления о постановке на учет после 01 марта 2005 года, законом установлен общий порядок признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Постановлением Администрации Ястребовского сельсовета Ачинского района Красноярского края от 07 ноября 2011 г. N89-П, в постановке Храмовой В.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, было отказано в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный п.1 ст.4 Закона Красноярского края N18-4751 от 23.05.2006 г. (л.д.8).
Проверяя законность вынесения данного решения, суд исходит из того, что сторонами в судебном заседании не отрицалось, а следовательно, установлено судом, что Храмова В.В. проживала, будучи собственником, и проживает в настоящее время в квартире общей площадью 48, 9 кв.м. и жилой площадью 38.7 кв.м., расположенной в кирпичном неблагоустроенном доме с печным отоплением, с проведенным в квартиру холодным водоснабжением и отсутствием канализации, горячего водоснабжения и централизованного отопления, однако, с. Ястребово не обеспечено объектами инфраструктуры, позволяющими обеспечить квартиру Храмовой В.В. указанными видами коммуникаций.
Вместе с тем, в силу требований п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007).
Так, согласно п. 12 указанного Положения, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Таким образом, при отсутствии таковых сетей в с. Ястребово Ачинского района, жилое помещение, где проживает Храмова В.В. нельзя признать не соответствующим требованиям, установленным для жилых помещений.
Кроме того, жилое помещение, где проживает истец не признано в установленном порядке не пригодным к проживанию либо аварийным.
Так, в силу требований п.42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007), жилое помещение может быть признано не пригодным для проживания либо аварийным лишь Комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, после проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям.
Вместе с тем, Храмова М.А. в судебном заседании не отрицала, что ни она, ни ее мать Храмова В.В. с соответствующим заявлением о признании их квартиры не пригодной для проживания никогда не обращались, ремонтировали ее самостоятельно, вставили окна, отремонтировали крышу, полы.
Согласно имеющегося в деле технического паспорта жилого помещения от 10.10.2002 г., процент его износа составляет 30 % (л.д.17-20). Иных сведений по износу дома, суду сторонами не представлено.
При таких обстоятельствах, признать доводы истца о необходимости ее постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ее статуса (вдова ВОВ) и неблагоустроенности ее жилого помещения, обоснованными и законными, у суда оснований не имеется.
Указанные обстоятельства также нашли свое отражение в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 января 2010 г. N809-СК\07 "о разъяснении вопросов, связанных с обеспечение жильем Ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей"
Кроме того, суд учитывает, что и иных оснований, предусмотренных ст. 51 Жилищного кодекса РФ для постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, у Храмовой В.В. не имелось.
Так, согласно выписки из похозяйственной книги, в жилом помещении по адресу: Ачинский район, пос. Ястребово, жилой площадью 38, 7 кв.м. и общей площадью 48, 9 кв.м. проживают два человека: Храмова В.В., 1923 года рождения зарегистрирована в помещении 21.08.1965 г., а также Н.Е. (невестка, сноха), зарегистрированная по заявлению 05.02.2004 г. (л.д. 7). Храмова М.А.- собственник данного жилого помещения с 29.07.2010 г. и дочь истца, в указанной квартире на регистрационном учете не состоит и в жилом помещении фактически не проживает. Таким образом, норма предоставления жилой площади соблюдена.
Таким образом, при установленных в судебном заседании обстоятельствах и нормах закона, суд приходит к выводу, что на момент отчуждения жилого помещения по адресу: Ачинский район, с. Ястребово, по договору дарения от 29.07.2010 года, истец Храмова В.В. не являлась лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку являлась собственником данного жилого помещения, отвечающего требованиям, установленным законом для жилых помещений. Следовательно, подарив данную квартиру своей дочери Храмовой М.А., проживающей в Московской области, и оставшись, тем не менее, проживать в указанной квартире, а затем обратившись в Администрацию Ястребовского сельского совета с заявлением о постановке на учет, Храмова В.В. намеренно ухудшила свои жилищные условия, в связи с чем, на основании ст. 53 ЖК РФ и п.1 ст.4 Закона Красноярского края N18-4751 от 23.05.2006 г., она действительно не подлежала принятию ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку не истек пятилетний срок с момента указанных действий по ухудшению жилищных условий.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Храмовой В.В. к Администрации Ястребовского сельского совета Ачинского района Красноярского края об обжалования действий и обязывании принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья Г.И. Лазовская
Мотивированное решение изготовлено 02 мая 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.