Решение Саянского районного суда Красноярского края от 29 июля 2011 г.
(Извлечение)
Саянский районный суд Красноярского края в с. Агинское в составе:
председательствующего судьи Захаровой Л.В.,
с участием исполняющего обязанности прокурора Саянского района Красноярского края Рябцевой Г.А.,
при секретаре Астаниной Т.С.,
а также с участием представителя ответчика председателя Совета депутатов главы Среднеагинского сельсовета Столбовского А.И.,
рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела N 2-197/2011 по заявлению прокурора Саянского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах населения Среднеагинского сельсовета Саянского района о признании положений ч.3 и ч.5 ст. 36, п. "а" ч.1 ст. 37 Устава Среднеагинского сельсовета Саянского района ( в редакции решения сельского Совета депутатов N 12 от 17.11.2010 г.) противоречащими федеральному законодательству и законодательству Красноярского края и недействующими с момента вынесения решения судом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Саянского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании противоречащими законодательству и недействующими с момента вынесения решения судом положений ч.3 и ч.5 ст. 36, п. "а" ч.1 ст. 37 Устава Среднеагинского сельсовета Саянского района ( в редакции решения сельского Совета депутатов N 12 от 17.11.2010 г.), мотивируя свои требования тем, что отдельные положения принятого на сходе граждан 05 августа 2002 года Устава Среднеагинского сельсовета Саянского района с последующими изменениями и дополнениями, действующего в редакции решения сельского Совета депутатов N 12 от 17.11.2010 года, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю 02.12.2010 года и опубликованного 08.12.2010 года противоречат действующему законодательству.
В соответствии с ч.ч.3 и 5 ст. 36 Устава Среднеагинского сельсовета срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет 4 года, а количество членов комиссии с правом решающего голоса- 5 человек, что противоречит ч.5 и ч. 6 ст. 24 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ( в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 г. N 357-ФЗ, от 04.06.2010 N 117-ФЗ), согласно ч.5 ст. 24 Закона срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет; согласно ч.6 ст. 24 указанного Закона избирательная комиссии поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
Таким образом, положения статьи 36 Устава прямо противоречат законодательству.
Кроме того, п. "а" ч.3 ст. 37 устава Среднеагинского сельсовета предусматривает, что решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по инициативе, выдвинутой 1% жителей сельсовета, имеющих право на участие в местном референдуме, но не менее 25 человек.
Данные положения в части определения процентов числа участников, поддержавших инициативу проведения местного референдума, противоречит действующему законодательству. В соответствии со ст. 7 и ст. 11 Закона Красноярского края " О референдумах в Красноярском крае" для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан РФ в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума в количестве не менее 10 человек для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан РФ, имеющие право на участие в референдуме.
В поддержку инициативы проведения местного референдума необходимо собрать 1 % подписей от числа участников местного референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не менее 25 подписей.
Таким образом, для выдвижения инициативы проведения местного референдума достаточно 10 человек, а требования о поддержке инициативы 1% -ом подписей, но не менее 25 человек, относится к поддержке инициативы проведения местного референдума.
По состоянию на 28.06.2011 г. Среднеагинским сельским Советом депутатов и главой сельсовета меры по приведению Устава в соответствие с законодательством по протесту прокурора не приняты.
Просит суд признать противоречащими федеральному законодательству и законодательству Красноярского края и недействующими с момента вынесения решения судом:
- части 3 и 5 ст.36, п. "а" части 1 ст. 37 Устава Среднеагинского сельсовета Саянского района ( в редакции решения сельского Совета депутатов N 12 от 17.11. 2010 г.).
В судебном заседании исполняющий обязанности прокурора Саянского района Рябцева Г.А. поддержала заявление. Просит признать противоречащими законодательству Российской Федерации и законодательству Красноярского края и недействующими с момента вынесения решения судом: - часть 3 и часть 5 ст.36, п. "а" части 1 ст. 37 Устава Среднеагинского сельсовета Саянского района ( в редакции решения сельского Совета депутатов N 12 от 17.11. 2010 г.) по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Среднеагинского сельского Совета депутатов, глава сельсовета Столбовский А.И. заявление прокурора признал, суду пояснил, что в настоящее время принимаются меры по устранению нарушений законодательства.
Суд, выслушав объяснения исполняющего обязанности прокурора Саянского района Красноярского края Рябцевой Г.А., представителя Среднеагинского сельского Совета депутатов, главу Среднеагинского сельсовета Столбовского А.И., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 43 Федерального Закона N 131- ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме ( сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
В соответствии с ч.4 ст. 7 Федерального Закона N 131- ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям ( уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 44 выше названного закона, порядок принятия Устава муниципального образования и порядок внесения в него изменений и дополнений относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Судом установлено, что Устав Среднеагинского сельсовета Саянского района принят на
сходе граждан 05 августа 2002 года, изменения и дополнения в устав вносились Среднеагинским сельским Советом депутатов. В настоящее время Устав действует в редакции решения сельского Совета депутатов N 12 от 17 ноября 2010 года, что подтверждается публикацией Устава муниципального образования в СМИ - газете "Среднеагинские вести".
В соответствии с ч. 5 и ч.6 ст. 24 Федерального закона N 67- ФЗ от 12.06.2002 г. " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации ( в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 г. N 357-ФЗ, от 04.06.2010 г. N 117-ФЗ) срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет 5 лет. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
Согласно части 3 ст. 36 Устава муниципального образования Среднеагинский сельсовет Саянского района Красноярского края: срок полномочий избирательной комиссии составляет четыре года. Согласно части 5 настоящей статьи - число членов избирательной комиссии с правом решающего голоса составляет 5 человек.
Данные положения Устава в части определения срока полномочий избирательной комиссии и определения числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, противоречат действующему законодательству.
В соответствии с ч.1 ст. 11 ФЗ N 67-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации ( в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 г. N 357-ФЗ, от 04.06.2010 г. N 117-ФЗ)" законодательство Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции ( уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 и ст. 11 Закона Красноярского края N 2-125 от 28.06.2007 г. " О референдумах в Красноярском крае" для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума в количестве не менее 10 человек для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. В поддержку инициативы проведения местного референдума необходимо собрать 1 процент подписей от числа участников местного референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не менее 25 подписей.
Таким образом, законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что для выдвижения инициативы проведения местного референдума достаточно 10 человек, а
количество подписей установлено 1%, поэтому положения Устава Среднеагинского сельского Совет Саянского района Красноярского края в этой части нарушают интересы жителей муниципального образования.
Суд считает, что выше указанные положения Устава Среднеагинского сельсовета Саянского района, противоречащие действующему законодательству, нарушают права жителей, проживающих на территории муниципального образования.
Судом установлено, что прокурором Саянского района в целях приведения Устава Среднеагинского сельсовета Саянского района Красноярского края в соответствие с действующим законодательством, на Устав был принесен протест, в котором указывалось на необходимость приведения отдельных положений Устава в соответствие с действующим законодательством.
Данное обстоятельство не оспаривается сторонами, подтверждается копией протеста прокурора.
Судом установлено, что Устав Среднеагинского сельсовета Саянского района Красноярского края до настоящего времени не приведен в соответствие с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявление прокурора Саянского района о признании противоречащими законодательству и недействующими ч. 3 и ч.5 ст. 36, п. "а" ч.1 ст. 37 Устава Среднеагинского сельсовета Саянского района ( в редакции решения сельского Совета депутатов N 12 от 17.11.2010 года), подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Саянского района Красноярского края удовлетворить.
Признать противоречащими законодательству Российской Федерации и законодательству Красноярского края и недействующими с момента вынесения решения судом:
- часть 3 и часть 5 ст. 36 Устава Среднеагинского сельсовета Саянского района Красноярского края в части
определения срока полномочий избирательной комиссии в 4 года и количества членов избирательной комиссии с правом решающего голоса - 5 человек;
- пункт "а" ч.1 ст. 37 Устава Среднеагинского сельсовета Саянского района Красноярского края в части указания на количество подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума в размере 1% жителей сельсовета, имеющих право на участие в местном референдуме, но не менее 25 человек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Саянский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.