РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2012 года Октябрьский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4124/12 по иску Овчинников В.Г. о признании незаконными решения Департамента управления имуществом г.о.Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Овчинников В.Г. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что дата Овчинников В.Г. обратился в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении ему в собственности земельного участка площадью *** кв.м., государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: адрес, с целью использования указанного участка под часть жилого дома с приусадебным участком. Часть жилого дома, расположенного по адресу: адрес, принадлежит заявителю на праве собственности с дата. дата заявитель получил уведомление Министерства имущественных отношений по Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка, в качестве причин невозможности предоставления было указано заключение Департамента управления имуществом г.о.Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в связи с тем, что земельный участок находится в зоне деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района и что он, согласно градостроительному регламенту указанной зоны, не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков, установленного для данной территориальной зоны.
Просит суд признать решение Министерства имущественных отношений Самарской области от дата и заключение Департамента управления имуществом г.о.Самара от дата недействительными, незаконными и необоснованными, признать действия (бездействия) Министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента управления имуществом г.о.Самара незаконными, обязать заинтересованных лиц, без требования предоставления дополнительных документов от заявителя, устранить в полном объеме допущенные ими нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно: обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара утвердить схему расположения земельного участка заявителя площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, на кадастровой карте в кадастровом квартале N..., обязать Министерство имущественных отношений адрес предоставить заявителю в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по указанному адресу, с целью использования данного участка - под часть жилого дома с приусадебным участком.
В судебном заседании представитель заявителя Махов О.П.. действующий на основании доверенности от дата, уточнил заявленные требования, просит суд признать решение (заключение) Департамента управления имуществом г.о.Самара от дата об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории недействительным, незаконным и необоснованным, признать решение Министерства имущественных отношений Самарской области от дата об отказе заявителю в предоставлении ему в собственность земельного участка, всецело основанного на заключении Департамента управления имуществом г.о.Самара от дата недействительным, необоснованным, незаконным, признать действия Министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента управления имуществом г.о.Самара, связанные с неоднократным нарушением сроков рассмотрения заявления Овчинникова В.Г. от дата о бесплатном предоставлении ему в собственность испрашиваемого земельного участка и сроков принятия ими, соответственно, решения от дата и заключения от дата, незаконными, обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара устранить в полном объеме допущенное им нарушение прав и законных интересов заявителя, а именно - утвердить схему расположения земельного участка заявителя площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, на кадастровой карте территории в кадастровом квартале N..., предоставить ее в установленный судом срок заявителю с тем, чтобы он имел возможность приложить данную схему к новому заявлению в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области о бесплатном предоставлении ему в собственность испрашиваемого участка для дальнейшего рассмотрения Министерством имущественных отношений Самарской области в срок, установленный судом.
В последствие в ходе судебного заседания представитель заявителя уточнил требования, конкретизировав требования, указанные в заявлении от дата: просит суд признать незаконным решение Департамента управления имуществом г.о.Самара от дата об в утверждении схемы расположения земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: адрес, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории; признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области от дата об в предоставлении в собственности бесплатно земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: адрес; обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: адрес на кадастровом плане (карте) соответствующей территории; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять к рассмотрению заявление от дата о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: адрес.
Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений Самарской области, Департамента управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Овчинникову В.Г. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от дата, заочного решения Ленинского районного суда г.Самара от дата, определения Ленинского районного суда г.Самара от дата принадлежит на праве собственности часть жилого дома площадью *** кв.м, расположенного по адресу: адрес, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права, серии N..., выданное дата (л.д.12).
Овчинниковым В.Г. опубликовано извещение о проведении собрания заинтересованных лиц по поводу согласования местоположения границ испрашиваемого участка дата в газете "Самарская газета" с правообладателями смежных участков (л.д.16).
В результате выполнения ООО ЮА " ***" кадастровых работ и согласования местоположения границ была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории в кадастровом квартале N... (л.д.13).
дата Овчинников В.Г. обратился в Министерство имущественных отношений по Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м, бесплатно в собственность, предполагаемая цель использования земельного участка - под часть жилого дома, с приложением правоустанавливающих документов на часть жилого дома, расположенного на испрашиваемом участке, а также схемы расположения земельного участка с координатами земельного участка (л.д.10).
Согласно ответа Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от дата на обращение Департамента управления имуществом г.о.Самара от дата земельный участок площадью *** кв.м., расположенный по адресу: адрес, вид использования - под часть жилого дома, расположен в зоне деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района по Карте правового зонирования, действующих Правил застройки и землепользования в г.о.Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от дата N.... В указанной зоне одним из разрешенных видов использования земельных участков, которые требуют специального согласования, в том числе, является использование под одноэтажные жилые дома. Объект в границах красных линий не находится, к территории общего пользования не принадлежит. Вид использования объекта не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне (л.д. ).
дата Департаментом управления имуществом г.о.Самара отказано Министерству имущественных отношений Самарской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, с указанием, что использование испрашиваемого земельного участка под часть жилого дома с приусадебным участком, согласно градостроительному регламенту указанной зоны, не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков, установленным для данной территориальной зоны, возможно в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, которые требуют специального согласования (л.д. ).
дата заявитель получил уведомление Министерства имущественных отношений по Самарской области N...-с от дата об отказе в предоставлении земельного участка, в котором содержалась информация, что Министерством имущественных отношений Самарской области дата было направлено обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане ли кадастровой карте соответствующей территории в Департамент управления имуществом г.о.Самара, в ответ на которое поступило заключение Департамента управления имуществом г.о.Самара от дата о невозможности утверждения схемы расположения участка на кадастровом плане соответствующей территории в связи с несоответствием заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению и (или) градостроительным регламентам (л.д.17-20).
В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
Согласно ч.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с п.2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. Согласно п.2.6 названного Порядка в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления г.о.Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в п.2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения (в редакции на дату рассмотрения заявления Овчинникова В.Г).
Таким образом, Департаментом управления имуществом г.о.Самара и Министерством имущественных отношений по Самарской области принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и в предоставлении земельного участка в собственность в пределах полномочий, установленных нормативным документом.
Между тем, суд полагает, что Департаментом управления имуществом г.о.Самара и, как следствие, Министерством имущественных отношений Самарской области принято решение без учета обстоятельств дела и в нарушение действующих норм законодательства.
Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9).
В силу п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом абз.2 п.1 данной статьи ЗК РФ предусмотрено исключительное право граждан - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию таких земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии со ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Из статьи 28 ЗК РФ следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В п.4 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как указано выше, Овчинниковым В.Г. право собственности на часть жилого дома приобретено в порядке наследования после смерти матери ПЛН, умершей дата на основании свидетельства о праве на наследство от дата Вследствие чего, он имеет исключительное право на приватизацию испрашиваемого земельного участка, при этом Правила застройки и землепользования в г.Самаре были утверждены Постановлением Самарской Губернской Думы N 61 от 26.04.2001г., т.е. позднее, чем у заявителя возникло право на жилой дом.
В отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории Департамент управления имуществом г.о.Самара указывает на то, что использование испрашиваемого земельного участка под часть жилого дома с приусадебным участком, согласно градостроительному регламенту указанной зоны, не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков, установленным для данной территориальной зоны.
Так, согласно информации, представленной Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара от дата испрашиваемый Овчинниковым В.Г. земельный участок относится к зоне деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района (Ц-1).
В соответствии Правилами застройки и землепользования в г.Самара, утвержденных Постановлением Самарской Губернской Думы N 61 от 26.04.2001г., градостроительный регламент - совокупность установленных настоящими Правилами видов и параметров использования земельных участков и иных объектов недвижимости, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны.
Дополнительные градостроительные регламенты - дополнительные (по отношению к видам разрешенного использования недвижимости и параметрам разрешенного строительства, установленным статьей 30 настоящих Правил) требования и ограничения деятельности на земельных участках, установленные с позиций охраны природной и историко-культурной среды.
Зона (территориальная зона) - территория, применительно к которой (и земельным участкам, там расположенным) устанавливается градостроительный регламент разрешенного использования и строительного изменения объектов недвижимости.
Согласно ст.30 вышеназванных Правил Ц-1 - зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района. Основные разрешенные виды использования земельных участков: (в том числе) - многоквартирные дома 2 - 3 этажей. Виды использования недвижимости, которые требуют специального согласования: (в том числе) - одноэтажные жилые дома.
Таким образом, само размещение индивидуального одноэтажного жилого дома в зоне Ц-1 не противоречит градостроительным регламентам, действующим на территории г.о.Самара.
Кроме того, в соответствии со ст.6 вышеуказанных Правил? объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Предусмотренные указанной нормой исключения Департаментом управления имуществом г.о.Самара не указаны и суду не представлены.
Таким образом, суд полагает, что в соответствии с вышеназванными нормами закона и с учетом обстоятельств дела, решение Департамента управления имуществом г.о.Самара об отказе в утверждении схемы испрашиваемым Овчинниковым В.Г. земельного участка является незаконным и, как следствие является незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка Овчинникову В.Г. При этом, нарушается исключительное право заявителя на приобретение и оформление земельного участка в собственность.
В силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Из отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории Департамента управления имуществом г.о.Самара следует, что иных оснований к отказу утверждения названной схемы не имеется. Вследствие чего, суд полагает, что требование заявителя об обязании Департамента управления имуществом г.о.Самара утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка заявлено обоснованно. А также для восстановления нарушенного права заявителя на Министерство имущественных отношений Самарской области возлагается обязанность по принятию к рассмотрению заявления Овчинникова В.Г.с даты обращения в министерство, в противном случае, министерством заявление Овчинникова В.Г. будет рассматриваться как вновь поступившее в соответствии с требованиями установленного Порядка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Овчинников В.Г. удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента управления имуществом г.о.Самара N... от дата об отказе Овчинников В.Г. в утверждении схемы расположения земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: адрес, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений адрес N...-с от дата об отказе Овчинников В.Г. в предоставлении в собственности бесплатно земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: адрес.
Обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара утвердить схему расположения испрашиваемого Овчинников В.Г. земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: адрес на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Обязать Министерство имущественных отношений адрес принять к рассмотрению заявление Овчинников В.Г. от дата вх. N... о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: адрес.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 28.09.2012г.
Судья Доценко И.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.