Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 14 мая 2012 г.
(Извлечение)
Центральный районный суд г. Тольятти, в составе:
председательствующего Волковой М.В.
с участием прокурора Слепцовой Е.В.,
при секретаре Хасановой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску прокурора Автозаводского района г.о. Тольятти, действующего в интересах ФИО1 к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Автозаводского района г.о. Тольятти обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди жилое помещение по договору социального найма на состав семьи один человек, по тем основаниям, что ФИО1 является лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители ФИО1: мать - ФИО5 и отец - ФИО6 лишены родительских прав в отношении дочери. Закрепленного жилья ФИО1 не имеет, распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти N- N от 03.10.20011 года ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
В судебном заседании помощник прокурора Автозаводского района г.Тольятти - Слепцова Е.В., действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала, обстоятельства изложенные в иске поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что ФИО1 должна быть обеспечена квартирой по договору социального найма, в связи с чем, просила обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение на состав семьи один человек и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Истец - ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель мэрии городского округа Тольятти - Пачурина Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, доводы изложенные в письменных возражениях на иск поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что в силу прямого указания закона (пп.2.п.2 с.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") ФИО1 жилое помещение может быть предоставлено только по наступлению его очереди. Кроме того, считает, что полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан обладает Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в пределах, перечисленных из областного бюджета финансовых средств и материальных ресурсов. В удовлетворении иска просила отказать.
Представитель третьего лица Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется письменные возражения на иск, с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно
ст. 6 ФЗ РФ N 189 от 29 декабря 2004 года "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со
ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со
ст.10 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Статьей
35 ФЗ "О прокуратуре РФ" установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении.
Мать - ФИО1 решением Автозаводского районного суда от 19.10.2007г. лишена родительских права в отношении дочери, отец - ФИО6 решением Автозаводского районного суда от 25.12.2007г. лишен родительских прав в отношении дочери, что подтверждается копиями решений судов.
Распоряжением от 12.04.2007г. N над ФИО1 была установлена опека. Опекуном назначена - ФИО8
Из справки администрации муниципального образования Староалександровского сельсовета "адрес" от 18.08.2011г. N усматривается, что ФИО1 ФИО13 в период с 26.08.2003г. по 07.05.2007г. проживала и была зарегистрирована по адресу: "адрес", принадлежащем ФИО9 на праве собственности. ФИО1 не имеет на территории Староалександровского сельсовета в собственности жилья.
Постановлением муниципального образования "адрес" N от 19.08.2011г. ФИО1 снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на территории "адрес", в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование.
Из справки ТГУ N от 15.03.2012г. усматривается, что в период с 01.09.2010г. по настоящее время ФИО1 обучается в Тольяттинском государственном университете, по очной форме обучения.
Из выписки распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти от 03.10.2010г. N усматривается, что ФИО1 зарегистрирована в квартире по адресу: "адрес". ФИО1 закрепленного жилья не имеет, что не оспаривается ответчиком.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 03.10.2010г. N ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи один человек.
Представитель ответчика не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение ФИО1 должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории.
Суд не может согласиться с доводами представителя мэрии г.о. Тольятти, так как они не имеют под собой правового обоснования, поскольку право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2 ст.57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч.2 ст.57 ЖК РФ право ФИО1 на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет в качестве нуждающихся.
Суд также не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что в случае предоставления истцу жилого помещения будут нарушены права других очередников, поскольку его право не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц. Кроме того, лица, имеющие право на внеочередное получение жилья также вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
Обеспечение жилой площадью производится органом исполнительной власти по месту жительства ребенка (абз.2 а.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей").
В соответствии со ст. 37 п.8 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций, а поскольку денежные средства не перечислены, следовательно, жилое помещение истцу должно быть предоставлено Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как в соответствии с Жилищным законодательством РФ именно на органы местного самоуправления возложены обязанности по предоставлению жилья малоимущим гражданам по договорам социального найма, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению ФИО1 жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.
Доводы представителя ответчика о том, что ФИО1 в настоящее время обучается, в связи с чем, ее право на предоставление жилого помещения в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей" возникает только после окончания ее пребывания в учреждении профессионального образования, суд считает необоснованными поскольку противоречат действующему законодательству (части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В развитие названных конституционных положений ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации).
По смыслу выше приведенных правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов:окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
В соответствии со ст.14 Закона Самарской области "О жилище" жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются заявителям и членам их семей, состоящим на учете, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев.
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ФИО1 жилое помещение на состав семьи один человек вне очереди по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства не ниже установленных социальных норм на состав семьи один человек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Волкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.