Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 30 марта 2012 г.
(Извлечение)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 марта 2012 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Галановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N по иску Прокурора Комсомольского района г. Тольятти в интересах Тимербаевой А.А. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Комсомольского района г. Тольятти в интересах Тимербаевой А.А. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
В судебном заседании пом. прокурора Комсомольского района г. Тольятти ФИО9. исковые требования поддержала, суду пояснила, что Тимербаева А.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО10 решением "данные изъяты" райсуда г. Тольятти от 29.04.2003 года лишена родительских прав, а отец записан в свидетельство рождении со слов матери. Распоряжением Администрации Центрального района г. Тольятти от 20.05.2003 года N 946 была установлена опека над Тимербаевой А.А., опекуном была назначена ее бабушка ФИО11 В настоящее время Тимербаева А.А. является совершеннолетней, в силу чего опека прекращена. Тимербаевой А.А. на праве собственности принадлежит 135/1248 доли жилого помещения по адресу г. Тольятти "адрес", что составляет 4,8 кв.м., что ниже социальной нормы. Во исполнение решения Центрального райсуда г. Тольятти от 11.08.2011 года заместителем мэра г. Тольятти издано распоряжение N 14599-р/4 от 29.12.2011 года, которым Тимербаева А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях составом семьи 1 человек. Тимербаева А.А. в настоящее время обучается в ГОУ ПО "данные изъяты" по заочной форме обучения, работает в ГАОУ СПО "данные изъяты". В силу закона ей как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Тимербаева А.А. жильем не обеспечена. Просит обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить Тимербаевой А.А. вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи один человек.
Тимербаева А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просит их удовлетворить в полном объеме..
Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти ФИО12., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что Тимербаева А.А. является сиротой и на основании распоряжения заместителя мэра г. Тольятти от 29.12.2011 года N 14599-р/4 принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В силу норм закона мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшего предоставления социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Указанные функции Мэрией г.о. Тольятти выполняются в полном объеме. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Просит в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, ответственным является Мэрия городского округа Тольятти по следующим основаниям:
Согласно
п. 3 ч. 1
ст. 14 ЖК РФ - к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: ? ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со
ст. 49 ЖК РФ:
По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ
по договорам социального найма
предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ
категориям граждан,
признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям
нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.
В соответствии
со ст. 51 ЖК РФ
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со
ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.
В соответствии со
ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма
предоставляются:
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со
ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Тимербаева "данные изъяты" относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО13 лишена родительских прав, а отец записан в свидетельство рождении со слов матери, что подтверждается свидетельством о рождении Тимербаевой А.А., справкой отдела ЗАГС администрации Центрального района г. Тольятти, решением "данные изъяты" райсуда г. Тольятти от 29.04.2003 года и по существу не оспаривается сторонами.
Из объяснений пом. прокурора явствует, что Распоряжением Администрации Центрального района г. Тольятти от 20.05.2003 года N 946 была установлена опека над Тимербаевой А.А., опекуном была назначена ее бабушка ФИО14 В настоящее время Тимербаева А.А. является совершеннолетней, в силу чего опека прекращена. Тимербаевой А.А. на праве собственности принадлежит 135/1248 доли жилого помещения по адресу г. Тольятти "адрес", что составляет 4,8 кв.м., что ниже социальной нормы. Во исполнение решения Центрального райсуда г. Тольятти от 11.08.2011 года заместителем мэра г. Тольятти издано распоряжение N 14599-р/4 от 29.12.2011 года, которым Тимербаева А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях составом семьи 1 человек. Тимербаева А.А. в настоящее время обучается в ГОУ "данные изъяты" по заочной форме обучения, работает в ГАОУ "данные изъяты". В силу закона ей как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Тимербаева А.А. жильем не обеспечена.
Указанные объяснения подтверждаются:
O распоряжением Администрации Центрального района г. Тольятти от 20.05.2003 года N 946 об учреждении опеки над несовершеннолетней Тимербаевой А.А., опекуном назначена ФИО15
O Паспортными данными Тимербаевой А.А.;
O Решением Центрального райсуда г. Тольятти от 11.08.2011 года, вступившим в законную силу на основании кассационного определения Самарского областного суда от 27.09.2011 года;
O Заявлением Тимебраевой А.А. о включении в список очередности на получение жилья как сироту;
O Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 29.12.2011 года N 14599-р/4 о принятии Тимербаевой А.А. с 20.12.2011 года на учет на предоставление жилой площади на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 и п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ с составом семьи 1 человек;
O Выпиской из поквартирной карточки, из которой следует, что Тимербаева А.А. зарегистрирована в квартире по адресу г. Тольятти "адрес", принадлежащей на праве собственности ФИО16.;
O Актом проверки жилищно-бытовых условий;
O Свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из Единого госреестра прав на недвижимое имущество, из которых следует, что Тимербаевой А.А. на праве собственности принадлежит 135/1248 доли жилого помещения по адресу г. Тольятти "адрес", общей площадью 45,2 кв.м.;
O Справкой ГОУ "данные изъяты" из которой следует, что Тимербаева А.А. обучается в данном учебном заведении на заочном отделении;
O Справкой ГАОУ "данные изъяты" из которой следует, что Тимербаева А.А. работает в данном учреждении мастером производственного обучения.
Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что Тимербаева А.А. состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающаяся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, как сирота.
То есть, Тимербаева А.А. признана нуждающейся в жилом помещении и за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, данное право истца представителем ответчика не оспаривается.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что Тимербаева А.А. в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, является ребенком-сиротой, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья.
Представителем Мэрии г.о. Тольятти также не оспаривается тот факт, что обязанность по предоставлению Тимербаевой А.А. лежит на Мэрии г.о. Тольятти в силу п. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", однако предоставление жилья осуществляется в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенций.
Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку в силу ст. 57 ЖК РФ и ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанность предоставлять жилье данной категории граждан вне очереди возложена на органы местного самоуправления, то есть Мэрию г.о. Тольятти, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Обеспечение Тимербаевой А.А. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, поскольку ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" является нормой прямого действия на все территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади указанной категории граждан.
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению Тимербаевой А.А. жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.
Таким образом, Тимербаева А.А. в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти во внеочередном порядке обеспечить Тимербаеву А.А. жилой площадью в г. Тольятти по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, на состав семьи один человек. Однако в силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ указанное жилое помещение должно быть предоставлено с учетом имеющегося у истца на праве собственности жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Тимербаевой "данные изъяты" вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади, с учетом имеющегося у Тимербаевой А.А. жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.