Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К разделу 4. "Анализ признаков монопольно высоких цен"
При рассмотрении фактов установления монопольных цен следует иметь в виду, что изменения цен (с учетом инфляционных процессов) и объемов производства (в натуральном выражении) определяются по отношению к их значениям, которые имели или имели бы место на конкурентном рынке, а не по отношению к их величинам, достигнутым в предыдущий период времени. Однако динамика цен и объемов производства во времени может наиболее оперативно дать важные косвенные свидетельства (информативные сигналы) о потенциальной возможности ценовых злоупотреблений доминирующим положением на рынке. Поэтому в ходе предварительного анализа прежде всего изучается комплекс косвенных фактов, а именно: динамика цен, себестоимости, рентабельности и объемов производства (пп. 4.5 - 4.8, Форма 1 приложения N 3), а затем выбирается ценовая база сравнения и производится сопоставление фактического и базового уровня проверяемой цены (п. 4.9, Формы 2,3 приложения N 3).
Наиболее сложную проблему представляет собой определение конкурентной цены на проверяемую продукцию и соответственно отклонения от нее фактической цены, по которому в сочетании с фактами изъятия товаров из обращения можно делать заключение об установлении монопольно высокой цены.
Цена в условиях свободной конкуренции (конкурентная цена) равняется предельным издержкам. Однако механизм определения предельных издержек является теоретической категорией и не нашел широкого применения в хозяйственной практике.
За базовую при соответствующих возможностях и условиях можно взять цену такого же или аналогичного товара, которая сложилась на конкурентном (данном или соседнем) рынке. Например, на рынке соседней области (региональный уровень наблюдения) или даже мировую цену (федеральный уровень).
Наиболее простым является случай, когда хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, одновременно поставляет свою продукцию и на конкурентный рынок.
Например, хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на местном рынке, но, кроме него, продает свою продукцию на федеральном рынке (на рынке соседнего региона), на котором реализация продукции осуществляется по конкурентным ценам. Повышение цены на местном рынке выше конкурентной будет с большой долей вероятности означать возможность злоупотребления доминирующим положением путем установления монопольно высоких цен.
Другой пример: "АвтоВАЗ", производя 69,7% всех легковых автомобилей в России, занимает бесспорное доминирующее положение на российском рынке. В то же время он поставляет свои "Жигули" на мировой рынок, в частности - на французский. В ноябре 1993 г. цена "восьмерки" на российском (монополизированном) рынке составляла 9200 долл. США (в пересчете по курсу Центрального банка России), на французском (конкурентном) - 6600 долл. При этом французскому покупателю гарантируется предпродажная фирменная подготовка. Если в результате проверки выяснится, что цена на французском рынке обеспечивает рентабельность, близкую к нормальной, то можно ставить вопрос о монополистическом злоупотреблении ценами.
За товар-аналог для российских "Жигулей" можно принять какую-либо модель на российском рынке подержанных импортных автомобилей. Так, рекламная кампания вазовской продукции в Англии проходила под девизом - новый автомобиль по цене подержанного". Таким образом, цена подержанного автомобиля на российском рынке (равного по стоимости нашим новым "Жигулям" в Англии) даст примерное значение конкурентной цены.
В качестве конкурентной цены можно взять цену на конкурентном рынке аналогичного товара, близкого к анализируемому по основным показателям, а цену пересчитать с использованием параметрических методов. Например, аналогом российских "Жигулей" на американском рынке является "Шевроле-Кавальер". Цена этой модели 11800 долл. Чтобы получить ценовой ориентир для вазовской модели, необходимо с помощью соответствующих экспертов оценить в денежной форме (и вычесть из базовой цены 11800 долл.) такие удобства американской модели, как автоматическая коробка передач; тормоза противоблокировочной конструкции; гидроусилитель руля; кондиционер; автоматическое закрывание и открывание дверей; стереоприемник; гарантия на 50000 миль или на три года эксплуатации; престижность новой модели и т.д. При этом следует учесть дороговизну сервисного обслуживания и запчастей в российских условиях.
Варианты выбора товара и рынка для определения конкурентной цены сведены в таблицу 1 , приведен способ расчета базовой цены (п. 4.9.2 Рекомендаций). Полученные значения параметров должны быть скорректированы в соответствии с пп. 4.11 - 4.15.
Следует заметить, что приведенные методы определения конкурентной цены являются приближенными, а полученная в результате их применения цена не может называться конкурентной поскольку она является результатом пересчета реальной конкурентной цены на такой же (или аналогичный) товар, взятый на другом (данном) рынке, либо установлена аналитически (затратным способом). Реальное значение конкурентной цены может определить только рынок в условиях совершенной конкуренции, поэтому рассчитанная тем или иным способом цена будет, строго говоря, квазиконкурентной.
Поэтому практически важен случай, когда базовые точки отсчета можно взять из реальной ситуации на реальном монополизированном рынке. Одной из форм изъятия товаров из обращения является сокращение его производства предприятием-монополистом при неполном использовании производственных мощностей и устойчивом спросе на данный товар. Эта ситуация изображена на рис. 2.
P S /
| M /
Pm|-\ /
| |\ N /
Pn|-+--\ K /
Pk|-+--+-\/
| | |/| \
| |S/| | \ Д
| | | | \
\-----------------------------------------
Qm Qn Qk Q
Рис. 2. Модель рыночного равновесия и выявление монопольно высокой цены при неполном использовании производственных мощностей.
Если монополист полностью использует производственные мощности (т.е. на 80% проектной мощности), выпуская QN продукции по цене РN, и не может даже при желании достичь параметров конкурентного рынка (QK - РК), то в этом случае его нельзя рассматривать как нарушителя антимонопольного законодательства. Поэтому его зона злоупотребления доминирующим положением на рынке сокращается на кривой спроса с участка К - М до участка N - М. Базовой точкой сравнения теперь становится не точка К с координатами (QK, РК).
Монопольно высокой ценой на монополизированном рынке является цена, устанавливаемая товаропроизводителем (поставщиком), занимающим доминирующее положение на этом рынке, которая выше минимальной возможной цены, - QN.
Монопольно высокая цена устанавливается в этом случае в целях компенсации затрат на содержание неиспользуемых по назначению производственных мощностей и (или) излишней рабочей силы, и (или) убытков, связанных с уничтожением товаров, созданием искусственного дефицита, а также получениям сверхприбыли.
При принятии решения о наличии монопольно высокой (низкой) цены необходимо учитывать возможность, что факты, формально свидетельствующие в пользу вывода о монополистической деятельности, реально вызваны изменением рыночной конъюнктуры, а не продиктованы ценовой, производственной и финансовой политикой проверяемого хозяйствующего субъекта (рис. 3).
Так, повышение цен может быть не следствием монопольного эффекта, а результатом изменения платежеспособного спроса, объективного роста издержек производства вследствие удорожания сырья, материалов, комплектующих изделий в условиях инфляции (см. рис. 3). К росту цен может привести сокращающийся объем производства, обусловленный разрывом хозяйственных связей, неплатежами и т.д. Снижение цен может быть вызвано не стремлением хозяйствующего субъекта к созданию препятствий для входа на рынок своего товара, а резким падением спроса, затовариванием и т.п.
Д1
P | \ S1 /
Pв|-------\ / S .
| | \ / .
| | \ .
| | / \ .
| Д | \ .
| . А/ | . \
Ра|----\. | . \
|S1/ | |. . \ Д1
Рк|----+--+--\ . \
| |S |. | .
| | .| | . Д
| | | | .
\---------------------------------------------------
Qа Qв Qк Q
Рис. 3. Спад объемов производства, сопровождающийся повышением цен,
вызванный изменением рыночной конъюнктуры вследствие:
- объективного увеличения издержек производства (перемещения кривой
предложения из положения S - S в положение S1 - S1) - точка A, в которой
РА>РК, а QA<QK;
- объективного увеличения издержек производства (перемещения кривой
предложения из положения S - S в положение S1 - S1) плюс возрастания спроса
(перемещения кривой спроса из положения Д - Д в положение Д1 - Д1) -
точка В, в которой PB>PK, а QA<QK.
Ответ на вопрос: монополистическая деятельность или следствие конъюнктуры рынка - может дать только конкретный экономический анализ в каждом индивидуальном случае. В этом могут помочь опросы основных потребителей, изучение коммерческой и финансовой документации предприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.