Судья Верховного Суда Чувашской Республики Савелькина Г.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Васильевой О.А. на решение судьи Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 15 марта 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.15 КоАП РФ, в отношении Васильевой О.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ОУФМС России по Чувашской Республике в Московском районе города Чебоксары N от 09 февраля 2012 года Васильева О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.15 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей по тем основаниям, что она допустила проживание гражданки ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения без регистрации по месту жительства.
Не согласившись с данным постановлением, Васильева О.А. подала жалобу в Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики.
Решением судьи Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 15 марта 2012 года постановление от 09 февраля 2012 года оставлено без изменения, жалоба Васильевой О.А. - без удовлетворения.
На указанное решение Васильева О.А. подала жалобу в порядке ст. 30.9 КоАП РФ в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит отменить решение, мотивируя тем, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ, являются лица, ответственные за регистрацию граждан, перечень которых установлен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713. Она не является лицом, ответственным за регистрацию. Ни указанными Правилами, ни Инструкцией о применении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 23 октября 1995 года N 393, не предусмотрен срок, в течение которого родители обязаны зарегистрировать по месту жительства своего несовершеннолетнего ребенка.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения Васильевой О.А., поддержавшей жалобу, представителя УФМС России по Чувашской Республике Жарковой А.В., возражавшей против доводов жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 2 статьи 19.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
Объективной стороной состава административного правонарушения, за совершение которого Васильева О.А. привлечена к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 19.15 КоАП РФ, как следует из указанного выше постановления, является допущение гражданином проживания в занимаемом им жилом помещении лиц без регистрации по месту жительства.
Статьей 3 Закона Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлена обязанность регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Данную обязанность в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, осуществляют их родители (пункт 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 713 от 17 июля 1995 года).
Пунктом 16 данных Правил установлен общий срок для регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства - не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства.
Факт совершения Васильевой О.А. вмененного ей административного правонарушения подтверждается собранными по данному делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно, протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения, объяснением Васильевой О.А., данным ею при составлении административного протокола, заявлением Васильевой О.А. от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации "данные изъяты" по месту жительства и другими доказательствами.
Так, из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Васильева О.А. допустила проживание гражданки ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения, без регистрации по месту жительства.
Из объяснения Васильевой О.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ее ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с рождения проживала вместе с ней и отцом по адресу: "адрес", не была зарегистрирована по причине несогласия собственника жилья.
Как следует из поданного Васильевой О.А. в ОУФМС Московского района г. Чебоксары заявления о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ, она просит зарегистрировать ее несовершеннолетнюю ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ., по месту жительства в связи с рождением.
При вынесении постановления должностным лицом УФМС России по Чувашской Республике и решения судьей было правильно установлено, что Васильева О.А., являясь матерью несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, не выполнила свою обязанность по регистрации в установленный законом срок по месту жительства ее дочери, тем самым допустила проживание ФИО1 без регистрации по месту жительства.
Данные выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении
Действия Васильевой О.А. правильно квалифицированы по части 2 статьи 19.15 КоАП РФ. Наказание ей назначено в пределах санкции указанной статьи в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и является минимальным.
Существенных нарушений норм процессуального права при привлечении Васильевой О.А. к административной ответственности не допущено.
Доводы Васильевой О.А. о том, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ, являются лица, ответственные за регистрацию граждан, к которым она не относится, не обоснованны, поскольку субъектом вмененного ей правонарушения являются как лица, ответственные за соблюдение правил регистрационного учета, так и граждане, допустившие проживание в занимаемом ими или в принадлежащем им на праве собственности жилом помещении лиц без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
Доводы Васильевой О.А. о том, что законодательством не предусмотрен срок регистрации по месту жительства родителями своего несовершеннолетнего ребенка, несостоятельны по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В силу статьи 6 указанного выше Закона РФ гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
Пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, также установлена обязанность гражданина не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить необходимые для регистрации документы.
Указанные выше правовые нормы об обязанности регистрации по месту жительства распространяются и на несовершеннолетних граждан, не достигших 14 лет, защита прав и интересов которых в этот период, согласно статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации, возлагается на их родителей, являющихся законными представителями своих детей и выступающих в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами без специальных полномочий.
Абзацем 1 пункта 28 названных Правил предусмотрено, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Таким образом, несмотря на то, что действующее законодательство не содержит специальных норм, регламентирующих сроки регистрации новорожденных по месту жительства, из системного толкования вышеназванных положений закона следует, что на родителей возлагается обязанность зарегистрировать по месту жительства своих несовершеннолетних детей, в том числе новорожденных. Данная обязанность в силу положений семейного и гражданского законодательства возникает у родителей с момента рождения ребенка и должна быть реализована в сроки, установленные законом, то есть в течение семи дней с момента получения свидетельства о рождении.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьей 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 15 марта 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.15 КоАП РФ, в отношении Васильевой О.А. оставить без изменения, а жалобу Васильевой О.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Г.О. Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.