Решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 19 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего - судьи Силантьевой Т.В.
при секретаре Черкес Ю.В.
с участием помощника прокурора Соколова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснозерского района Новосибирской области к администрации Веселовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области о признании незаконным бездействие по организации на территории муниципального образования мест захоронения, соответствующим требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства и понуждении к совершению действий по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки занятые кладбищами,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Краснозерского района Новосибирской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Веселовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области о признании незаконным бездействие по организации на территории муниципального образования мест захоронения, соответствующим требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства и понуждении к совершению действий по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки занятые кладбищами.
При проверке установлено, что на территории муниципального образования Веселовского сельсовета находится три действующих кладбища, расположенных по направлению на восток в 1,1 км. от с. "адрес"; по направлению на юг в 1 км. от "адрес"; в центре между "адрес". Данные кладбища на балансе ФИО3 не стоят, в реестре муниципальной собственности не числятся, правоустанавливающие документы на земельные участки, занятые кладбищами отсутствуют.
Отсутствие правоустанавливающих документов, на земельные участки под размещение мест погребения расположенные в границах муниципального образования Веселовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, заключений экологической и санитарно-гигиенической экспертизы на места захоронения (кладбища) указывает на не выполнение администрацией Веселовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области обязанности по организации на территории муниципального образования мест захоронения, отвечающих требованиям федерального законодательства, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. Поскольку сложившаяся ситуация приводит к возможности самовольного расширения границ кладбищ, в том числе за счет земель сельскохозяйственного назначения, а также нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Просит обязать администрацию Веселовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельные участки кладбищ расположенных: по направлению на восток в 1,1 км. от "адрес"; по направлению на юг в 1 км. от "адрес"; в центре между "адрес" в "адрес".
В судебном заседании помощник прокурора Соколов М.А., участвующий в деле, поддержал исковые требования, настаивает на их удовлетворении в полном объёме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика администрации Веселовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области Сосунов С.М. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора Краснозерского района признает в полном объеме.
Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика, что не противоречит требованиям статьи 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая признание иска представителем ответчика, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора района по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд с защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п. 22 ч. 1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В силу ч.1 ст. 4 указанного Федерального закона, местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооруженными на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.1.2882-11, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 28.06.2011 г. N 84 размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.
Согласно п.1,13 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в результате градостроительного зонирования могут определяться, в том числе, зоны специального назначения.
В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями.
В силу ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.7 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определённом органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ право собственности на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации.В силу ст. 2. Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
По смыслу статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно пункту 3 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация имеет правоустанавливающий характер, как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц. В силу закона только государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и соответственно возникновения прав и обязанностей, связанных с реализацией права собственности.
С учетом изложенных норм, суд приходит к выводу, что право собственности на земельные участки, занятые кладбищами подлежит государственной регистрации за органом муниципального образования, в границах которого находятся указанные кладбища.
Анализ вышеприведённых норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на выполнение администрацией Веселовского сельсовета законодательства по организации на территории муниципального образования мест захоронения, отвечающим требованиям федерального законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Прокурором Краснозерского района Новосибирской области в суд представлены доказательства тем обстоятельствам, что на территории муниципального образования Веселовского сельсовета находится три действующих кладбища, расположенных по направлению на восток в 1,1 км. от "адрес"; по направлению на юг в 1 км. от "адрес"; в центре между "адрес". Данные кладбища на балансе администрации не стоят, в реестре муниципальной собственности не числятся, правоустанавливающие документы на земельные участки, занятые кладбищами отсутствую.
В нарушение требовании действующего законодательства в администрации Веселовского сельсовета отсутствуют правоустанавливающие документы, документы на земельные участки под размещение мест погребения, заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы на места захоронения (кладбища). Земельные участки под размещение мест погребения в соответствии с требованиями законодательства не отведены.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, неисполнение ответчиком требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства при организации на территории муниципального образования мест захоронения ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения и создаёт опасность причинения вреда окружающей среде.
Суд приходит к выводу, что оспариваемое прокурором района бездействие Администрации Веселовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, так как создаёт реальную угрозу нанесения вреда здоровью людей и окружающей природной среде, поэтому признаёт заявление прокурора Краснозерского района Новосибирской области обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока суд учитывает положения п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" согласно которого при удовлетворении заявления в резолютивной части решения необходимо указать: на признание незаконным бездействия и на возложение на орган обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя определенные действия.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
При определении срока суд принимает во внимание то обстоятельство, что ответчику необходимо выполнить определенную процедуру по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые кладбищами, оформить ряд документов, провести работы, поэтому считает достаточным срок для совершения определенных судом действий до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно п. 28 вышеназванного Пленума Верховного суда РФ при вынесении решения по делу о защите прав и свобод неопределенного круга лиц суду также необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем, чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав.
Суд приходит к выводу о размещении информации о принятом решении суда в газете "Краснозерская новь", распространяемой на территории Краснозерского района Новосибирской области, которая согласно п. З Устава Краснозерского района Новосибирской области является районной газетой и определена для опубликования муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, поэтому размещение информации о решении суда в данном печатном издании обеспечивает свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием).
Прокурор при подаче иска в суд на основании п. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков (п.п. 19 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 374-ФЗ).
Согласно ч.4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета. Таким образом, государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконным бездействие администрации Веселовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации на территории муниципального образования Веселовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области мест захоронения, соответствующим требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать Администрацию Веселовского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно- эпидемиологического законодательства, на земельные участки кладбищ расположенных на территории муниципального образования Веселовского сельсовета:
по направлению на восток в 1,1 км. от "адрес";
по направлению на юг в 1 км. от п "адрес";
в центре между "адрес" в "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу.
Направить информацию о принятом решении суда в редакцию газеты "Краснозерская новь" для ее размещения на страницах газеты.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы в Краснозерский районный суд Новосибирской области.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.