Озерский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Дубовик Л.Д.
с участием прокурора Шумихиной Н.О.
при секретаре Каталовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора ЗАТО г.Озерск Челябинской области о признании нормативно- правового акта недействующим,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главы администрации Озерского городского округа N 3822 от 26.12.2011 г. утвержден и введен в действие "Порядок личного приема граждан должностными лицами администрации Озерского городского округа" в п.4 которого указано, что "отказ в приеме граждан должностными лицами администрации округа не допускается, за исключением установленных законодательством ограничений (лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, недееспособных и ограниченно дееспособных).
Указанный нормативный акт опубликован в печатном издании " Ведомости органов местного самоуправления Озерского городского округа " и вступил в законную силу после официального опубликования.
Прокурор ЗАТО г. Озёрска обратился в суд с исковым заявлением о признании недействующим пункта 4 "Порядка личного приема граждан должностными лицами администрации Озерского городского округа", утвержденного постановлением главы администрации Озерского городского округа N 3822 от 26.12.2011 г. "Об утверждении и введении в действие Порядка личного приема граждан должностными лицами администрации Озерского городского округа" в части слов "лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, недееспособных и ограниченного дееспособных", указав, что муниципальные правовые акты не входят в систему правового регулирования правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан, указанные правоотношения в соответствии с п.3 федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 г. регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, настоящим федеральным законом и иными федеральными законами, в соответствии со ст.13 N 59-ФЗ от 02.05.2006 г.личный прием граждан в органах местного самоуправления проводится при предъявлении гражданином документа удостоверяющего его личность, с регистрацией устного обращения в карточке личного приема, а также путем приема письменного обращения гражданина, федеральным законодательством не установлено оснований отказа в приеме граждан должностными лицами администрации муниципального образования, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, недееспособных и ограниченно дееспособных. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения производится в специализированных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) врачами психиатрами -наркологами или в лечебно-профилактических учреждениях врачами психиатрами-наркологами или врачами др.специальностей, прошедших подготовку, освидетельствование производится по направлениям работников правоохранительных органов, должностных лиц предприятий, учреждений и организацией по месту работы свидетельствуемого в соответствии с "Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения" и в соответствии с Федеральным законом N 3-ФЗ от 08.01.1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" - направление на медицинское освидетельствование производится на основании постановления, вынесенного судьей, следователем, органом дознания постановления, и на основании Закона "О полиции" N 3-ФЗ от 07.02.2011 г., органам полиции в целях выполнения возложенных на них задач предоставлено право доставления граждан, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, и утративших способность самостоятельно передвигаться и ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации. Органы местного самоуправления и должностные лица указанных органов не относятся к числу субъектов, наделенных федеральным законодательством по установлению фактов нахождения граждан, обратившихся на личный прием к должностным лицам администрации ОГО, в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Оснований для отказа в личном приеме граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, действующее гражданское законодательство не содержит. Применение оспариваемого постановления может повлечь за собой нарушение права граждан на реализацию права на личный прием должностными лицами администрации ОГО. Поэтому указанный нормативный акт в его части, противоречащей федеральному законодательству, подлежит признанию недействующим.
В судебном заседании прокурор Шумихина Н.О поддержала требования.
Представитель администрации Озерского городского округа Мартюшева А.Н., возражала против заявления, считает, что оспариваемый нормативно-правовой акт не нарушает прав и законных интересов граждан, направлен на обеспечение доступа граждан на прием должностными лицами, вместе с тем невозможно отрицать наличие определенных ограничений, в отношении указанного круга лиц, аналогичная позиция отражена в различных нормативных правовых актах - КоАП РФ, в т.ч. ведомственных нормативных правовых актах.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет заявление частично.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор наделен правом на обращение в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 251 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного акта противоречащим закону полностью или в части.
Статья 252 ГПК РФ прямо предусматривает право прокурора на оспаривание нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени ( ч.2 ст.253 ГПК РФ).
Из содержания п. 4"Порядка личного приема граждан должностными лицами администрации Озерского городского округа", утвержденного постановлением главы администрации Озерского городского округа N 3822 от 26.12.2011 г. "Об утверждении и введении в действие Порядка личного приема граждан должностными лицами администрации Озерского городского округа" следует, что отказ в приеме граждан должностными лицами администрации Озерского городского округа не допускается, за исключением установленных законодательством ограничений (лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, недееспособных и ограниченно дееспособных).
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.06 N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц (ч.1,ч.2).
Как следует из ст.13 указанного закона личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан; при личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность (ч. ч.1,2) ; содержание устного обращения заносится в карточку личного приема граждан, в случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, в остальных случаях дает письменный ответ по существу поставленных вопросов (ч.3); письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим федеральным законом (ч.4).
В соответствии со ст.3 данного закона правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, настоящим федеральным законом и иными федеральными законами (ч.1); законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ могут устанавливать положения, направленные на защиту прав граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим федеральным законом (ч.2).
Суд считает, что закрепление в оспариваемом нормативно-правовом акте положения о допуске отказа должностными лицами администрации в личном приеме недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, противоречит действующему законодательству.
В соответствии со ст.29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным, в порядке установленном гражданско-процессуальным законодательством, над ним устанавливается опека (п.1); от имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун (п.2); если основания, в силу которых гражданин бы признан недееспособным отпали, суд признает его дееспособным, на основании решения суда отменяется установленная над ним опека (п.3).
Для защиты прав и интересов недееспособного или ограниченно дееспособного устанавливается опека и попечительство соответственно над недееспособными и не полностью дееспособными гражданами.
Ограниченно дееспособными судом признаются граждане, которые в силу злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение, над ними устанавливается попечительство (п.1 ст.30 ГК РФ), он вправе совершать мелкие бытовые сделки, другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он вправе лишь с согласия попечителя.
При явке на личный прием к должностному лицу гражданин в силу ст.13 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" должен иметь при себе и предъявить только паспорт, удостоверяющий личность, судебных решений о признании его недееспособным или ограниченно дееспособным иметь при себе и предъявлять должностному лицу не должен.
Ни гражданское законодательство, ни Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не содержит ограничения права гражданина, признанного судом недееспособным или ограниченно дееспособным на личное обращение к должностным лицам органов местного самоуправления.
Кроме того, гражданское законодательство ограничивает права граждан признанных ограниченно дееспособными только на совершение сделок по распоряжению доходами.
Ограничение прав граждан, признанных судом недееспособными и ограниченно дееспособными, в допуске на личный прием к должностному лицу администрации ОГО, не направлено на обеспечение защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, (ч.3 ст.55 Конституции РФ).
В остальной части оспариваемый нормативно-правовой акт Конституции РФ, федеральному законодательству РФ, не противоречит, принят управомоченным органом в соответствии с его компетенцией.
В соответствии со ст.20.21 КоАП РФ появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, образует состав административного правонарушения, влекущего наложение административного наказания в виде административного штрафа или административного ареста.
Суд считает, что указание в оспариваемом нормативном акте на допущение отказа в приеме граждан, находящихся в состоянии опьянения - (алкогольного или наркотического) должностными лицами администрации Озерского городского округа направлено на исключение возможности совершения указанными гражданами административного правонарушения, предусмотренного ст.20.21 КоАП РФ, на недопущение нарушения прав должностных лиц, осуществляющих прием граждан, которые также являются гражданами РФ, и имеют право на защиту их прав и законных интересов, как граждан. Указанное ограничение права на личный прием граждан, находящихся в состоянии опьянения не противоречит Конституции РФ и не лишает в последующем такого гражданина права на личное обращение к должностному лицу при условии нахождения в трезвом состоянии.
Указанный Порядок не регламентирует порядок медицинского освидетельствования лица и определения у него состояния опьянения, в связи с чем не противоречит каким -либо иным нормативно-правовым актам, регулирующим порядок направления и прохождения медицинского освидетельствования лица с целью установления состояния опьянения.
Согласно ст.17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов.
В соответствии с Уставом Озерского городского округа, принятого решением Собрания Депутатов Озерского городского округа N 213 от 23.12.2011 - глава 41 п.62 и Положением об администрации Озерского городского округа, принятого решением Собрания Депутатов Озерского городского округа N 266 от 27.10.2010 г. -п.61 администрация ОГО организует прием населения, рассмотрение обращений граждан и принимает необходимые меры в пределах своей компетенции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Прокурора ЗАТО г.Озерск Челябинской области - удовлетворить частично.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу - пункт 4 "Порядка личного приема граждан должностными лицами администрации Озерского городского округа", утвержденного постановлением главы администрации Озерского городского округа N 3822 от 26.12.2011 г. "Об утверждении и введении в действие Порядка личного приема граждан должностными лицами администрации Озерского городского округа", в части слов "недееспособных и ограниченного дееспособных".
Обязать Администрацию Озерского городского округа Челябинской области опубликовать сообщение о решении суда в печатном издании "Ведомости органов местного самоуправления Озерского городского округа" после вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении заявления в остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца через Озерский городской суд.
Председательствующий Л.Д.Дубовик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.