Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под предательством судьи Степановой З.А., при секретаре судебного заседания Петровой Ю.Е., с участием истца Александровой Т.В., представителя ответчика Енцовой О.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" Республики - Чувашии о возложении обязанности включить периоды работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Александрова Т.В. с учетом уточнения и дополнения обратилась в суд с иском к УПФР в "адрес" о возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с "данные изъяты" период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в льготном порядке "данные изъяты" за один год работы; периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до "данные изъяты" лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до "данные изъяты" лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в календарном порядке и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что решением комиссии по пенсионным вопросам УПФ РФ в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения. По мнению истца, ответчиком неправомерно произведен подсчет специального стажа в календарном порядке вместо льготного, а также не включены в подсчет специального стажа периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" что не соответствует нормам законодательства и нарушает её конституционные, законные права на социальное обеспечение.
Истец Александрова Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и в уточнениях к нему, вновь привела их суду.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в "адрес" ЧР - Чувашии Енцова О.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, приведенным в решении пенсионного органа об отказе в установлении истцу досрочной трудовой пенсии по старости.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Александрова Т.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в "адрес" ЧР - Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с "данные изъяты"
Решением УПФ РФ в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в досрочном назначении Александровой Т.В. трудовой пенсии по старости в связи с "данные изъяты" отказано ввиду отсутствия требуемого специального тридцатилетнего стажа.
При этом согласно решению в специальный стаж истца включены период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в календарном порядке; а периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до "данные изъяты" лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до "данные изъяты" лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности "данные изъяты" не включены в подсчет специального стажа.
Записями в трудовой книжке, справками, уточняющими периоды работы истца, подтверждается вышеперечисленные периоды работы и нахождения истца Александровой Т.В. в отпусках по уходу за ребенком до "данные изъяты" лет и "данные изъяты" лет.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
На основании подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона, гражданам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года N 30 "О реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в РФ" установлено, что нормативно-правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N1066 в выслугу лет в связи с лечебной и иной работы по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464, а с 01 ноября 1999 года подлежит применению Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066.
На основании изложенного, при определении специального стажа в период работы истца до ДД.ММ.ГГГГ подлежат применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет и Правила, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 (далее Список 1991 года), а в периоды после указанной даты - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 (далее Список 1999 года).
В соответствии с п.2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "данные изъяты" учреждений всех форм собственности один год работы в этих должностях и подразделениях считается за один год и шесть месяцев.
Соответственно включение периодов работы в специальный "данные изъяты" стаж не ставится в зависимость от названия должности, необходимо, чтобы должность относилась к должности "данные изъяты"
Должность " "данные изъяты" в которой работала истец в спорный период, предусмотрена названным Списком 1991 года.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что Списком 1991 года предусмотрена работа в должности "данные изъяты"" и "данные изъяты" учреждение расположено в сельской местности, суд считает законными и обоснованными требования истца о включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с "данные изъяты", периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в льготном порядке один год шесть месяцев за один год работы.
Как указывалось выше, решением ответчика периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до "данные изъяты" лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до "данные изъяты" лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в подсчет специального стажа.
Истица просит включить указанные периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до "данные изъяты" лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и нахождения в отпуске по уходу за ребенком до "данные изъяты" лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в подсчет специального стажа. При этом указывает, что в решении пенсионного органа неверно указан период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до "данные изъяты" лет, тогда как она находилась в отпуске по уходу за ребенком до "данные изъяты" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности "данные изъяты"), что подтверждается уточняющей справкой от ДД.ММ.ГГГГ, за N.
Истец просит включить указанные спорные периоды включить в подсчет специального медицинского стажа в календарном порядке.
Действительно, до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года.
Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", который вступил в силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 года.
Изложенная позиция согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума за N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
Принимая во внимание то, что отпуска по уходу за ребенком Александровым А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до "данные изъяты" у истца начался с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период нахождения Александровой Т.В. в отпуске по уходу за ребенком до "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Также подлежат включению в подсчет специального стажа периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" исходя из следующего.
Наименование должности и учреждения, в которых работала истец в указанные периоды, соответствуют требованиям Списка должностей, учреждений, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, "данные изъяты" и Правил исчисления периодов указанной работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года N 781.
Согласно решению пенсионного органа при рассмотрении вопроса о назначении трудовой пенсии по старости оценка пенсионного стажа истца была произведена только по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При этом период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" не включен в подсчет специального стажа и указан как период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до "данные изъяты", тогда как истица в данный период работала в должности "данные изъяты", что подтверждается уточняющей справкой.
Таким образом требование истца о возложении на ответчика обязанности по включению в подсчет специального стажа периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" подлежит удовлетворению.
Истец просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в "адрес" ЧР - Чувашии назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как было указано выше, продолжительность специального стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи "данные изъяты" в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, для истца как "данные изъяты" работника установлена в 30 лет.
С учетом того, что судом принято решение об удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с "данные изъяты" в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, спорных периодов работы и нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком до "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Александрова Т.В. выработала необходимый 30-летний специальный стаж. Следовательно, право на указанную пению у нее возникло с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ обоснованные и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" Республики - Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости "данные изъяты" в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Александровой Т.В. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в льготном порядке "данные изъяты" за один год работы; периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до "данные изъяты" лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до "данные изъяты" лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в календарном порядке.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" Республики - Чувашии обязанность по досрочному назначению Александровой Т.В. трудовой пенсии по старости "данные изъяты" в соответствии с подп. 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: З.А. Степанова
Мотивированное решение суда составлено 27 августа 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.