Решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Тяжевой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Сидоровой Л.А.,
с участием представителя истца Филиппова Е.Ю.
представителя ответчика -администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Полякова Р. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никандрова Ю.К. к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, администрации Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики
о признании права собственности на земельный участок
УСТАНОВИЛ:
Никандров Ю.К. обратился в суд с иском к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, администрации Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района о признании права собственности на земельный участок.
Иск мотивирован тем, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником жилого дома общей площадью 48,7 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес".
Данный жилой дом был приобретен им на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Федоровой М.М. и удостоверенного главой местной администрации.
Жилой дом с надворными постройками расположен на земельном участке площадью "данные изъяты" кв. метров, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Земельный участок не был предметом договора купли-продажи, право собственности предыдущего собственника Федоровой М.М. на земельный участок не было зарегистрировано.
В настоящее время какие-либо правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют как на имя предыдущего собственника, так и на его имя, а в связи с произошедшим пожаром в здании администрации Большекатрасьского сельского поселения получить такие документы невозможно.
В соответствии со ст. 552 ГК РФ с приобретением по договору купли-продажи жилого дома и с передачей строения к нему перешло право на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для его использования.
Исходя из принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, и ссылкой на статью 35 Земельного кодекса РФ истец просит признать за ним право собственности на земельный участок площадью "данные изъяты" кв. метров с кадастровым N, расположенный по адресу: "адрес".
Истец Никандров Ю.К., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, воспользовавшись правом на ведение дела через представителя.
Представитель истца Филиппов Е.Ю., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям, пояснив, что с момента приобретения жилого дома на основании договора купли-продажи истец Никандров Ю.К. пользуется земельным участком "данные изъяты" кв. метров, неся бремя его содержания. Как собственник жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, истец вправе требовать передачи ему земельного участка в собственность.
Представитель ответчика - администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Поляков Р.В., исковые требования не признал, пояснив, что спорный земельный участок может быть предоставлен истцу лишь на основании договора купли-продажи с проведением торгов.
Администрация Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в судебное заседание своего представителя не направило, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя и указав об отсутствии возражений против удовлетворения иска Никандрова Ю.К.
Третье лицо Федорова М.М. в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, смежные землепользователи Цыпленков Ю.М., Петров Г.Е., Григорьев Д.В., Григорьева Н.Ю., Григорьева З.Ю., Григорьев Н.В., извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, возражений против рассмотрения дела в их отсутствие не представили.
Суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика- администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, суд приходит к следуюущему.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Федорова М.М. продала, а Никандров Ю.К. купил жилой дом, находящийся в деревне "адрес", расположенный на земельном участке площадью "данные изъяты" га.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности Никандрова Ю.К. на жилой дом зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ произведена запись регистрации N.
Как указано в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, отчуждаемый жилой дом был расположен на земельном участке площадью "данные изъяты" кв. метров, и постановлением главы Большекатрасьского сельского поселения N 61 от 1 октября 2009 года, домовладению Никандрова Ю.К. присвоен почтовый адрес: "адрес".
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 25 августа 2011 года, по вышеуказанному адресу находится земельный участок площадью "данные изъяты" кв. метров с кадастровым N, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства.
Суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о признании за ним права собственности на данный земельный участок.
Из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, что земельный участок площадью "данные изъяты" га находился в собственности продавца жилого дома Федоровой М.М., и предметом договора купли-продажи в договоре не был указан.
Поэтому при разрешении вопроса о правах покупателя на земельный участок следует исходить из норм земельного законодательства, действовавших на момент заключения договора купли-продажи.
Согласно ст. 37 Земельного кодекса РСФСР 1991 года в редакции, действовавшей на время перехода права собственности на строение, при переходе права собственности на строение, сооружение или передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками.
Из содержания вышеуказанной нормы права следует, что с переходом права собственности на дом к собственнику переходит и право пользования отведенным для строительства дома и его обслуживания земельным участком.
Из договора купли-продажи жилого дома усматривается, что жилой дом расположен на земельном участке площадью "данные изъяты" га, который при отсутствии права собственности продавца Федоровой М.М. находился в ведения Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.
Право пользования земельными участками до принятия Земельного кодекса РФ, и их размеры могут подтверждаться государственными актами и решением соответствующих органов об отводе земельных участков, а при их отсутствии - земельно-шнуровыми либо похозяйственными книгами, другими документами, в частности, данными первичной инвентаризации.
В данном случае отсутствие у истца документов о предоставлении ему земельного участка не свидетельствует об отсутствии у него законного права пользования этим земельным участком, поскольку в виду произошедшего пожара в здании Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района архивные документы были уничтожены в полном объеме.
В силу пункта 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Справкой администрации Большектрасьского сельского поселения Чебоксарского района N от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено право пользования Никандрова Ю.К. земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства в деревне Митрофанкасы, которому был присвоен почтовый адрес: "адрес".
Положения ст. 37 ЗК РСФСР, действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений, не противоречат положениям ст. 35 ныне действующего Земельного кодекса РФ, согласно которым при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Таким образом, получив на законных основаниях в собственность жилой дом, истец Никандров Ю.К. приобрел право пользования земельным участком при доме площадью "данные изъяты" га в силу закона.
В силу п.5 ст. 20 действовавшего Земельного кодекса РФ граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.
Из вышеизложенного следует, что в силу приобретения на основании договора купли-продажи жилого дома в соответствии с действовавшими нормами земельного законодательства истец Никандров Ю.К. относился к лицам, приобретшим право на бесплатное получение в собственность земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства.
Кроме того, согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать право собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований Никандрова Ю.К., не привел доказательств, исключающих передачу спорного земельного участка в частную собственность.
Как следует из сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, следовательно, такой земельный участок может быть предоставлен в частную собственность.
Данный земельный участок сформирован как самостоятельный объект недвижимого имущества, его границы описаны и сформированы в соответствии с требованиями земельного законодательства, путем проведения кадастровых работ, поэтому признание за истцом права собственности на земельный участок не повлечет нарушения прав других лиц.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец Никандров Ю.К. в праве приобрести данный земельный участок в собственность в порядке приватизации, и, исходя из положений ст. 12 ГК РФ, предусматривающей в качестве способа защиты нарушенного права признание права, его требования являются законными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Никандрова Ю.К. удовлетворить.
Признать за Никандровым Ю.К. право собственности на земельный участок площадью "данные изъяты" кв. метров с кадастровым N, расположенный по адресу: "адрес".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: А.Ю. Тяжева.
Мотивированное решение составлено 11 апреля 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.