Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Фельды З.А.при секретаре Лабода Е.Вс участием заявительницы ЛУМПОВОЙ Л.В.представителя Государственного Учреждения управления пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ишимском районе Омской области БАРКАЛОВА Е.В.рассмотрев в открытом судебном заседании 29 сентября 2011 года в с. Усть-Ишим дело по исковому заявлению ЛУМПОВОЙ Л.В. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области о зачете в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с деятельностью по охране здоровья населения периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.10.2004 года по 08.12.2004 года, с 21.10.2009 года по 16.12.2009 года, периодов работы в должности медицинской сестры У. "детского комбината" п. С. Усть-Ишимского района Омской области с 17.03.1979 года по 30.09.1993 года, периоды работы с 01.11.1999 года по 14.01.2001 года в должности фельдшера амбулаторного приёма С.ского СУБ У. МТМО, обязать ГУ УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области назначить пенсию по старости в связи с лечебной деятельности с 10 февраля 2011 года, у с т а н о в и л:
Лумпова Л.В. обратилась в Усть-Ишимский районный суд Омской области с исковым заявлением к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области о зачете в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с деятельностью по охране здоровья населения периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.10.2004 года по 08.12.2004 года, с 21.10.2009 года по 16.12.2009 года, периодов работы в должности медицинской сестры У. "детского комбината" с 17.03.1979 года по 30.09.1993года, периодов работы с 01.11.1999 года по 14.01.2001 года в должности фельдшера амбулаторного приёма С.ского СУБ У. МТМО, обязать ГУ УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области назначить пенсию по старости в связи с лечебной деятельности с 10 февраля 2011 года по тем основаниям, что 10 февраля 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, так как она 25 лет занималась лечебной деятельностью. Начала работать с 17.03.1979 года и работает по настоящее время. На заседании комиссии ответчика ей было отказано в назначении пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ-173 "О трудовых пенсиях в РФ" как истцу, осуществляющему лечебную деятельность менее 25 лет. Не были включены в льготный стаж периоды с 13.10.2004 г. по 08.12.2004 г., с 21.10.2009 г. по 16.12.2009 г. (курсы повышения квалификации), не включен в специальный стаж период работы с 01.11.1999 г. по 14. 01. 2001 г. в Усть-Ишимском МТМО со ссылкой на Постановление РФ N 1066 от 22. 09.1999 г. Не включен в специальный стаж и период работы в С.ском "детском комбинате" в должности медицинской сестры с 17.03.1979 г. по 30.09.1993 г. со ссылкой на список должностей и учреждений работников здравоохранения, утвержденного постановлением Совета министров РСФСР N 464 от 06. 09. 1991 г. Период работы с 17. 03. 1979 г. по 30.09.1993 г. не могут быть включены в специальный стаж работы, так как в перечне, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 отсутствует учреждение "Детский комбинат".
Считает, что отказ не правомерен. Согласно статьи 187 ТК РФ в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы и средняя заработная плата, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ сохраняется, тем самым указанный период деятельности работника является страховым, поэтому включается в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, как соответствующий требованиям пенсионного законодательства (ст. 10 ФЗ "О трудовых пенсиях РФ"). Отказ о зачислении в специальный стаж периода работы в С.ском "детском комбинате" в должности медсестры неправомерен, так как при назначении пенсии следует руководствоваться действующими на тот период постановлениями. На основании Федерального закона СССР N 1397 в разделе II наименованы все медицинские сестры независимо от наименования должности, а в разделе наименование учреждений и организаций ? детские сады. Постановление правительства N 1397 действовало до 01.10.1993 г. (на основании вступления в силу постановления Совета министров Правительства РФ от 22. 09. 1993 г. N 953). Следовательно, периоды работы в должности медсестры с 17.03.1979 г. по 30.09.1993 должны быть зачислены в специальный стаж.
В судебном заседании истица Лумпова Л.В. исковые требования поддержала и пояснила, что 10 февраля 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как 25 лет занимается лечебной деятельностью. На заседании комиссии ей было отказано в назначении досрочной пенсии как лицу, осуществляющему лечебную деятельность менее 25 лет. Не были включены в стаж работы периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.10.2004 года по 08.12.2004 года, с 21.10.2009 года по 16.12.2009 года. В эти периоды она работала фельдшером амбулаторного приёма в С.ской СУБ. На курсы была направлена работодателем. Учёба связана с повышением её квалификации. За время нахождения на курсах ей начислялась заработная плата и проводились отчисления в пенсионный фонд. Не был включен период работы медицинской сестрой в "детском комбинате" У. леспромхоза с 17.03.1979 года по 30.09.1993 года, так как в перечне отсутствует учреждение "детский комбинат". Считает, что название "детский комбинат" было записано в трудовой книжке ошибочно кадровым работником У. леспромхоза п. С., так как в вывеске было указано детский сад, планы, штатное расписание, лицевые счета выписывались как работа в детском саду. Она осуществляла медицинскую деятельность: получала вакцину и проводила детские профилактические прививки по плану, который брала в С.ской участковой больнице, выполняла назначения врача по лечению детей, заполняла медицинские карты, в случае необходимости оказывала доврачебную помощь, занималась другими медицинскими мероприятиями. Её работу медицинской сестры контролировали заведующая "детским комбинатом", врачи санитарно-эпидемиологической станции, участковый врач. Также считает, что не законно не включили в её стаж работы - период работы с 01.11.1999 года по 14.01.2001 года в должности фельдшера амбулаторного приёма в С.ской СУБ У. МТМО. В этот период она занималась лечебной деятельностью. Просит включить выше названные периоды в специальный стаж и обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения, то есть с 10 февраля 2011 года.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области Баркалов Е.В. иск не признал и пояснил, что ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ишимском районе Омской области с исковыми требованиями не согласно в силу следующих причин.
10 февраля 2011 года Лумпова Л.В. обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста.
К заявлению были приложены следующие документы: копия трудовой книжки, справка N -- от 01.02.2011г. уточняющая особый характер работы, архивная справка N 78 от 31.01.2011г. выданные МУЗ "У. ЦРБ", архивные справки от 09.12.2010г. N --- от 13.12.2010г. N --- выданные муниципальным архивом Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области.
Других документов не предоставлено.
Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В силу указания в статье 7 Закона N 173-Ф3 общий возраст выхода на пенсию по возрасту составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. В то же время в структуре названного законодательного акта закреплена специальная норма - пункт 1 статьи 27, содержащая исключение из общего правила и устанавливающая правовые основания и условия назначения пенсий отдельным категориям граждан, занятым определенной профессиональной деятельностью, ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, то есть досрочного (льготного) назначения трудовой пенсии по старости.
В частности, подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При этом списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ (пункт 2 статьи 27).
Основным документом, подтверждающим занятость работников на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, является трудовая книжка. Однако в трудовую книжку вносятся записи только о наименовании профессии или должности, на которую принят работник, и не отражаются дополнительные условия, занятость в которых дает право на трудовую пенсию досрочно.
В связи с чем, Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", утвержденным постановлением Минтруда России и ПФ РФ от 27.02.2002г. N 16/19па, предусмотрено представление дополнительных документов, подтверждающих стаж на соответствующих видах работ. К таким документам относится уточняющая справка, сведения в которой должны соответствовать первичным документам, имеющимся в учреждении и иные документы.
В соответствии со статьей 13 Закона периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается (п. 3 ст. 13 закона).
Согласно части 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. N 516 в стаж: работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Следует отметить, что решение вопроса о праве граждан на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с названной выше нормой осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан".
Согласно правовой позиции, изложенной в упомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. N 2-П, расчетный размер трудовой пенсии, а также продолжительность стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до 01.01.2002г., могут быть исчислены либо по условиям и нормам пенсионного законодательства, действовавшего до 01.01.2002г. либо исходя из положений, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Указания на возможность одновременного применения нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы пенсионного обеспечения до и после введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", упомянутый выше акт Конституционного Суда Российской Федерации не содержит.
Исчисление сроков выслуги лицам, осуществляющим лечебную деятельность, по состоянию на 01.01.2002г. осуществлялось с применением Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464 (далее -Постановление СМ РСФСР N 464), а также Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066 (далее - Постановление N 1066), действующими соответственно до 1 ноября 1999 года и до 12 ноября 2002 года.
С 12 ноября 2002 г. вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г N 781 (далее - Постановление N 781) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.ст. 27-28 Закона, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27-28 Закона".
При исчислении стажа с учетом Постановления N 781 у Лумповой Л.В. имеется страхового стажа 31 год 10 месяцев 21 день, специального стажа 11 лет 10 месяцев 25 дней по состоянию на 10.02.2011г.
Не включены в специальный стаж следующие периоды:
с 13.10.2004г. по 08.12.2004г., с 21.10.2009г. по 16.12.2009г. - (курсы повышения квалификации с отрывом от работы), с 10.04.2006г. по 14.04.2006г. - (отпуска без сохранения заработной платы), так как согласно пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
Периоды работы с 17.03.1979г. по 01.10.1994г. в должности медицинской сестры детского комбината У. леспромхоза и с 02.11.1994г. по 31.03.1998г. в должности медицинской сестры ясли-сад Пановского сельского совета не могут быть включены в специальный стаж, так как в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. N 781 отсутствует наименование учреждения "детский комбинат" и "ясли-сад".
Поскольку в данном случае продолжительность стажа у Лумповой Л.В. на соответствующих видах работ оказалось недостаточной (менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа). Управлением была произведена оценка права истицы на досрочное пенсионное обеспечение с учетом требований законодательства, действовавшего на 31.12.2001г.
При исчислении стажа с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. N 2-П (постановлений N 464, 1066, 781) у Лумповой Л.В. имеется страхового стажа 31 год 10 месяцев 21 день, специального стажа 9 лет 10 месяцев 11 дней по состоянию на 10.02.2011г.
Не включены в специальный стаж следующие периоды:
с 13.10.2004г. по 08.12.2004г., с 21.10.2009г. по 16.12.2009г.- (курсы повышения квалификации с отрывом от работы), с 10.04.2006г. по 14.04.2006г. - (отпуска без сохранения заработной платы), так как в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. N 516 в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
с 01.11.1999г. по 14.01.2001г. не может быть включен в специальный стаж, т.к. наименование учреждения "МТМО" отсутствует в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением N 1066.
В п. 4 и п. 5 данных Правил предусмотрено соблюдение двух обязательных условий, необходимых для зачисления определенных периодов работы в специальный стаж: выполнение работников постоянной работы в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов.
Лумпова Л.В. в период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы непосредственно лечебной деятельностью не занималась, а повышала свою квалификацию, следовательно. предусмотренные п. 4 Правил, обязательные условия не соблюдены, поэтому независимо от уплаты работодателем страховых взносов за этот период оснований для зачета курсов повышения квалификации с отрывом от работы в специальный стаж медицинской деятельности не имеется.
По мнению истца, неправомерно исключён из специального стажа период работы с 17.03.1979г. по 30.09.1993г. в качестве медицинской сестры детского комбината У. леспромхоза со ссылкой на Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397.
Считаю, что данное мнение истца основано на неправильном толковании данного нормативного правового акта исходя из следующего.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397 утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (далее - Перечень N 1397) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение N 1397).
Указанное постановление действовало с 01 января 1960г. и признано недействующим с 01 октября 1993г. (постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. N 953).
В утвержденном Перечне N 1397 в пункте 1 "Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно профилактические учреждения" раздела II. "Врачи и другие медицинские работники" действительно присутствует наименование должности "медицинская сестра", однако отсутствует наименование учреждения "детский комбинат". следовательно, отсутствуют правовые основания для включения спорного периода работы в специальный стаж.
Учитывая данные обстоятельства, принято решение об отказе Лумповой Л.В. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ. поскольку при применении допустимых вариантов подсчета специального стажа его продолжительность ни в одном из случаев не соответствует установленной пенсионным законодательством.
Таким образом, решая вопрос о праве истицы на досрочное пенсионное обеспечение. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области действовала исключительно в пределах полномочий, предоставленных пенсионным законодательством.
Основываясь на изложенном считаем исковые требования Лумповой Л.В. необоснованными, просит в удовлетворении иска отказать.
Заслушав истицу Лумпову Л.В., представителя ответчика Баркалова Е.В., свидетелей С. А.В., С.у Е.И., Е.у Н.В., Х.у Т.А., изучив материалы дела, суд считает, что требования истицы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 28 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.
Рассматривая требования истицы о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в должности медицинской сестры "детского комбината" У. леспромхоза с 17 марта 1979 года по 30 сентября 1993 года судом установлено, что с 17 марта 1979 года Лумпова Л.В. приказом N 38/к от 17.03.1979 года принята на работу в детский комбинат У. леспромхоза медицинской сестрой, где работала до 01.11.1994 года, что подтверждается записями в трудовой книжке за N 1 от 17.03.1979 года (л.д. 9), за N 3 от 01.11.1994 года (л.д.10), копией архивной справки, из которой следует, что истица принята временно на период декретного отпуска с 17 марта 1979 года в детский комбинат медицинской сестрой (л.д.27), архивной справкой, из которой видно, что медицинской сестре Лумповой Л.В. предоставлено 2 очередных отпуска за рабочее время с марта 1979 года по август 1980 года и с августа 1980 года по август 1981 года, Лумповой Л.В. медицинской сестре "деткомбината" предоставлен ежегодный отпуск с 20.06. по 16.08.1982 года (л.д.26), такие же отпуска предоставлялись истице в 1987, 1988, 1989,1990,1991, 1992,1993 году (л.д.31,32). О том, что истица работала с марта 1979 года по декабрь 1994 года подтверждается архивными справками о её заработной плате (л.д.л.д.33,34). Из архивной справки от 29.09.2011 года следует, что в лицевых счетах по начислению заработной платы, в приказах по личному составу за 1979-1993 годы Лумпова Л.В. значится в качестве медицинской сестры С.ского детского сада. (л.д.63). Свидетели С.а Е.И., Е.а Н.В., Х.а Т.А. в судебном заседании пояснили, что Лумпова Л.В. действительно работала медицинской сестрой детского сада У. леспромхоза. В её должностные обязанности входило: получение вакцины и проведение детских профилактических прививок по плану, который она брала в С.ской участковой больнице, выполнение назначения врача по лечению детей, заполнение медицинских карт, в случае необходимости оказание доврачебной помощи, занятие другими медицинскими мероприятиями. Работу Лумповой Л.В. контролировали заведующая "детским комбинатом", врачи санитарно-эпидемиологической станции, участковый врач. Считают, что название "детский комбинат" связано с неграмотностью и ошибкой работников отдела кадров У. леспромхоза п. С. В п.С. это было единственное воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста. Правильное наименование учреждения - детский сад, с учетом этого вида дошкольного учреждения сотрудники получали заработную плату, разрабатывалось штатное расписание и должностные инструкции, устанавливался размер родительской платы, количество групп детей.
Оснований не доверять свидетелям у суда не имеется, так как они работали совместно с истицей, о чём свидетельствуют копии их трудовых книжек.( л.д.л.д.66-72).
В спорный период работы медицинской сестрой в "детском комбинате" до 01 октября 1993 года действовал перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17.12.1959 года, в котором в числе лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений перечислены детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сад, а в перечне должностей указаны медицинские сестры.
Суд считает, что с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении N 18-П от 15 июня 1998 года, в определении от 05 ноября 2002 года N 320-0 применение судом норм, утратившим силу, но действующим в период работы истца медицинской сестрой в детском комбинате является правильным. Перечень от 17 декабря 1959 года N 1397 следует применять до 01 октября 1993 года, то есть до его признания недействующим на территории Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года N 953.
Таким образом, суд считает, что, несмотря на отсутствие наименования "детский комбинат" в Перечне от 17 декабря 1959 года N 1397, тем не менее, указанное учреждение относилось к детским дошкольным образовательным учреждениям и фактически являлось детским садом. Так в приказах с 1983 года по 09 марта 1993 года указано, что Лумпова Л.В. работала медицинской сестрой детского сада (л.д.л.д. 26,27,29,30, 31,32).
Суд считает, что название детского учреждения "детский комбинат" является ошибкой работников отдела кадров У. леспромхоза п. С..
Из копий архивных справок следует, что в указанны период работы истица находилась с 18 августа 1984 года по 23 июня 1984 года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им года, с 23 августа по 23 сентября 1984 года находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет. С 12.08.1988 года по 25.08.1987 года, с 10.08.1988 года по 23.08.1988 года. С 02.09.1990 года про 15.09.1990 года. С 23.07.1991 года по 03.08.1991 года находилась в двухнедельном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком.
В соответствии с разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 24 ноября 1981 г. N 11/21-41 "О порядке предоставления дополнительного трехдневного оплачиваемого отпуска и двухнедельного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, предусмотренных пунктом 3 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. N 235" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 24 ноября 1981 г. N 323 /21-41) женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, предоставлено право на дополнительный отпуск по уходу за детьми без сохранения заработной платы продолжительностью до 2 недель по согласованию с администрацией в период, когда позволяют производственные условия. Время дополнительного отпуска по уходу за детьми без сохранения заработной платы продолжительностью до двух недель, засчитывается как в общий, непрерывный стаж работы (в том числе и в стаж, дающий право на последующий ежегодный отпуск), так и в стаж работы по специальности.
Из копий свидетельств о рождении видно, что у Лумповой Л.В. --- года родился Л.М. В. (л.д.54), --- года родился Л.Л.В. (л.д.55).
Суд считает, что данные периоды подлежат зачёту в специальный стаж истицы, так как подлежит зачёту работа в должности медицинской сестры "детского комбината".
Суд засчитывает период работы истицы в должности медицинской сестры "детского комбината" У. леспромхоза п. С. с 17 марта 1979 года по 30 сентября 1993 года. Этот период составляет 14 лет 6 месяцев 13 дней.
Рассматривая требования Лумповой Л.В. о включении в специальный стаж периодов с 13.10.2004 года по 08.12.2004 года, с 21.10.2009 года по 16.12.2009 года курсы повышения квалификации судом установлено, что истица в спорные периоды работала фельдшером амбулаторного приёма в С.ской сельской участковой больнице МУЗ "У. ЦРБ", осуществляла медицинскую деятельность в учреждении, работа в котором засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, о том, что Лумпова Л.В. с 13.10.2004 года по 08.12.2004 года, с 21.10.2009 года по 16.12.2009 года находилась на курсах повышения квалификации подтверждается, копией приказа N --- от 16.10.2009 года (л.д.35), копией лицевого счета за период с 13.10.2004 года по 08.12.2004 года (л.д.36-37), архивными справками, из которых видно, что за период нахождения на курсах повышения квалификации истице начислялась заработная плата (л.д.л.д.42,44). Из копий свидетельств о повышении квалификации следует, что истица повышала свою квалификацию в Омском областном ЦПК работников здравоохранения (л.д.л.д.13-14). Об этом в судебном заседании пояснил свидетель С. А.В. Это подтверждается справкой МУЗ У. ЦРБ (л.д.62).
При исчислении специального трудового стажа комиссией по спорным вопросам Государственного Учреждения пенсионного Фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области не включён в специальный стаж период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 13.10.2004 года по 08.12.2004 года, с 21.10.2009 года по 16.12.2009 года. Этот период составил 3 месяца 20 дней.
Суд считает отказ комиссии по спорным вопросам Государственного учреждения Управления пенсионного Фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области зачесть в специальный стаж период нахождения истицы на курсах повышения квалификации незаконным исходя из следующего.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от-11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Указанные разъяснения даны в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года.
Как следует из пояснений истицы, свидетеля С. А.В. Лумпова Л.В. действительно находилась на курсах повышения квалификации с 13.10.2004 года по 08.12.2004 года, с 21.10.2009 года по 16.12.2009 года, за ней сохранялось место работы, средняя заработная плата и производились отчисления в управление пенсионного фонда.
Работникам, совмещающим труд с повышением квалификации гарантировались такие же трудовые права, как и лицам, работающим полное рабочее время. Период нахождения на курсах повышения квалификации по сути законодателем приравнивается к выполнению истцом своих обязанностей.
При исчислении специального трудового стажа комиссией по спорным вопросам Государственного учреждения Управления пенсионного Фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области не включены в специальный стаж периоды работы с 01 ноября 1999 года по 14.01.2001 года по тем основаниям, что наименование учреждения МТМО не поименовано Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением N 1066.
Суд считает, что отказ в части включения в специальный стаж указанных периодов является неправомерным.
Судом установлено, что с 20.09.1999 года Лумпова Л.В. приказом N 102-к от 23.09.1999 года принята переводом в С.скую сельскую участковую больницу У. МТМО фельдшером амбулаторного приема, что подтверждается записью N 7 от 20.09.1999 года в копии трудовой книжке истицы (л.д.10), архивной справкой (л.д.35). Согласно Постановлению Главы администрации Усть-Ишимского района N 221 от 26.07.1994 года образовано У. МТМО на базе районной больницы с включением С.ской участковой больницы (л.д.24), 22 июля 1994 года утвержден Устав У. муниципального территориального медицинского объединения (л.д.л.д.15-23), постановлением главы Администрации МО "Усть-Ишимский район" N -- от 15 января 2001 года Усть-Ишимская МТМО реорганизовано и зарегистрировано как МУЗ "У. ЦРБ" (л.д.49).Согласно п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. При этом наличие в наименовании указанных в списке указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Об этом также указано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденном Постановлением правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года в графе "наименование учреждений" в п.1 записано "Больницы всех наименований".
Вместе с тем согласно п.п.2 п.10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19, 39, 55 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 17 октября 2003 года N70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в страховой стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в общий и специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Тот факт, что в период работы истицы медицинское учреждение подвергалось переименованию не может служить основанием для отказа зачесть вышеуказанный период времени в специальный медицинский стаж, так как функции учреждения, направления его работы статус, а также характер работы истицы не изменялись, что подтверждается пояснениями Лумповой Л.В., свидетеля С. А.В. Данных, позволяющих сделать вывод о том, что с изменениями наименования муниципального учреждения здравоохранения Усть-Ишимского района Омской области менялись должностные обязанности фельдшера амбулаторного приема С.ского СУБ либо условия её работы не добыто.
Таким образом, суд считает, что вышеуказанные периоды работы истицы в С.ской участковой больнице У. МТМО следует включить в специальный стаж для назначения льготной пенсии. Этот период составляет 1 год 2 месяца 13 дней.
Из копии диплома видно, что С.а Л.В. в 1976 году закончила Тарское медицинское училище N 2 по специальности фельдшерская. (л.д.64).
Согласно копии свидетельства о заключении брака С.а Л.В. вступила в зарегистрированный брак с Л.В.Л. --- года и приняла фамилию Лумпова. (л.д.65).
Согласно ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсии назначаются и выплачиваются со дня обращения за пенсией. Днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления.
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Лумпова Л.В. обратилась за назначением досрочной пенсии по старости в связи с деятельностью по охране здоровья населения в ГУ УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области 10 февраля 2011 года, стаж работы Лумповой Л.В. в сельской местности дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на 10 февраля 2011 года, по подсчетам ответчика, составляет 09 лет 10 месяцев 11 дней. Периоды работы с 17 марта 1979 года по 30 сентября 1993 года - работа медицинской сестрой в "детском комбинате" У. леспромхоза составляет 14 лет 6 месяцев 13 дней, период нахождения на курсах повышения квалификации с 13.10.2004 года по 08.12.2004 года, с 21.10.2009 года по 16.12.2009 года составляет 3 месяца 20 дней, период работы в С.ской участковой больнице У. МТМО составляет 1 год 2 месяца 13 дней, при включении спорных периодов в специальный стаж истицы составляет 09 лет 10 месяцев 11 дней + 14 лет 6 месяцев 13 дней + 3 месяца 20 дней + 1 год 2 месяца 13 дней = 25 лет 10 месяцев 27 дней и на 10 февраля 2011 года специальный стаж заявительницы составляет 25 лет 10 месяцев 27 дней и соответственно, назначение и выплата пенсии истице должны производиться с 10 февраля 2011 года, так как на день обращения за пенсией Лумпова Л.В. имела необходимый стаж работы, дающей ей право на досрочное назначение пенсии по старости.
На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет требования истицы и засчитывает Лумповой Л.В. в выслугу лет, дающие ей право на пенсию за выслугу лет в связи с деятельностью по охране здоровья населения периоды работы с 17 марта 1979 года по 30 сентября 1993 года - работа медицинской сестрой в "детском комбинате" У. леспромхоза, период нахождения на курсах повышения квалификации с 13.10.2004 года по 08.12.2004 года, с 21.10.2009 года по 16.12.2009 года, период работы в С.ской участковой больнице У. МТМО с 01 ноября 1999 года по 14 января 2001 года, а также обязывает ГУ УПФ в Усть-Ишимском районе Омской области назначить досрочную трудовую пенсию Лумповой Л.В. с выслугой - 25 летней лечебной деятельностью в соответствии с п.п. 20. п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" с 10 февраля 2011 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ЛУМПОВОЙ Л.В. удовлетворить.
Зачесть ЛУМПОВОЙ Л.В. в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью периоды:
нахождения на курсах повышения квалификации с 13.10.2004 года по 08.12.2004 года, с 21.10.2009 года по 16.12.2009 года;
периоды работы в должности медицинской сестры "детского комбината" У. леспромхоза с 17.03.1979 года по 30.09.1993 года;
периоды работы с 01.11.1999 года по 14.01.2001 года в должности фельдшера амбулаторного приёма С.ского СУБ У. МТМО.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области назначить ЛУМПОВОЙ Л. В. с 10 февраля 2011 года досрочную пенсию по старости в связи с выслугой - 25 летней лечебной деятельностью в соответствии с п.п. 20. п. 1 ст. 27 Закона РФ " О трудовых пенсиях в РФ".
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей кассационной жалобы через Усть-Ишимский районный суд в течение десяти дней.
Судья
Усть-Ишимского районного суда З.А. Фельда
Решение вступило в законную силу 11.10.2011 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.