Судья Серпуховского городского суда Московской области Тюкина Е.В.,
при секретаре судебного заседания Лазаревой В.О.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Глазунова А. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Глазунова А. С. на постановление начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области М. "номер" от 22 мая 2012г. о признании Глазунова А. С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области М. "номер" от 22 мая 2012г. Глазунов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно в том, что он 13.05.2012 в 06 час. 30 мин. в запретные для добычи (вылова) водных биологических ресурсов сроки - с 10 апреля по 10 июня - совместно с Г. в незарегистрированной в установленном порядке моторной лодки " К." с мотором " Н.", производил добычу (вылов) водных биологических ресурсов запрещенными орудиями лова - шестью рыболовными сетями - в четвёртом блоке Подмокловского месторождения р. Ока у д. Дракино Серпуховского района Московской области. При этом незаконно добыто (выловлено): толстолобик - 2 экз., судак - 9 экз., лещ - 14 экз., густера -16 экз., карась - 2 экз., плотва - 1 экз., общим весом 58 кг. В соответствии с постановлением ему назначено наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. Этим же постановлением Глазунову А.С. предложено добровольно возместить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, в размере 1788 рублей, а также принято решение об уничтожении изъятой рыбы и сетей рыболовных, о возврате владельцу лодки и мотора (л.д.22-23).
Не согласившись с данным постановлением Глазунов А.С., обжалует его, считает его необоснованным и вынесенным с нарушением норм административного законодательства, просит постановление отменить и прекратить производство по делу за отсутствием события административного правонарушения. В доводах жалобы указывает, что он не совершал данного административного правонарушения, а находясь в должности начальника линейного пункта полиции в "данные изъяты" и будучи при исполнении должностных обязанностей, согласно п.2 ст. 12 ФЗ N 3 - ФЗ "О полиции" -прибыл на место совершения административного правонарушения вместе с братом Г., привлеченного им в качестве общественного помощника, и принял меры к его пресечению и выявлению правонарушителя, а именно 13.05.2012г. после поступления информации о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КРФоАП в обслуживаемом районе: на участке р.Ока у дер.Дракино Серпуховского района Московской области, выехал с Г. в указанное место, где с помощью лодки из воды они вытащили 6 рыболовных сетей с рыбой, однако не смогли вовремя оформить протокол изъятия в виду неблагоприятных погодных условий, как и установить личность правонарушителя на тот момент.
Согласно ст.28.5 КРФоАП протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение данных о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Также указывает, что правонарушителем является О., который сделал заявление о совершении им данного правонарушения в Московско-Окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
Также в соответствии с ч.1 ст.28.3 КРФоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно ст.23.27 КРФоАП органы, осуществляющие контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 и ч.3 ст.8.37 КРФоАП.
Приказом федерального агентства по рыболовству от 12.04.2010 N 326 "О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов" в соответствии состатьями 23.27,27.2 и28.3 КРФоАП утверждён Перечень должностных лиц, которые в пределах компетенции Федерального агентства по рыболовству уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 и ч.3 ст.8.37 КРФоАП.
Согласно названного Перечня должностных лиц в территориальных управлениях Федерального агентства по рыболовству уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях: начальники отделов территориальных управлений Федерального агентства по рыболовству и их заместители, главные государственные инспекторы, старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы, а также другие должностные лица территориальных управлений Федерального агентства по рыболовству, осуществляющие функции контроля и надзора, в пределах своей компетенции.
Анализ протокола об административном правонарушении "номер" от 13.05.2012г. в отношении Г., составленного "специалистом 1 разряда отдела государственного контроля, надзора, охраны ВБР и среды их обитания по Московской области И.", позволяет сделать вывод, что он составлен ненадлежащим лицом и в нарушение норм административного законодательства, в соответствии с ч.3 ст.26.2 КРФоАП не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В нарушение требований п.5 ч.1 ст.29.7 КРФоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении в Московско-Окском территориальном управлении федерального агентства по рыболовству ему - Глазунову А.С., должностным лицом не были разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КРФоАП, в частности право пользоваться юридической помощью защитника, в котором он нуждался на момент рассмотрения дела. Учитывая данное обстоятельство считает, что было существенно нарушено его право на защиту, предусмотренное ст.25.5 КРФоАП и гарантированное ст.48 Конституцией РФ.
Также по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом вынесено постановление "номер" от 22.05.2012, дело рассматривалось в его присутствии, однако принятое решение в виде постановления должностным лицом не было оглашено ему незамедлительно, как требует того ст.29.11 КРФоАП.
В судебном заседании Глазунов А.С. доводы жалобы поддержал по основаниям, указанным в жалобе, пояснив, что с его стороны не было незаконной добычи рыбы, а при рассмотрении административного дела были нарушены его права, в связи с не разъяснением прав, и он также не давал объяснений по делу, несмотря на свои возражения по существу вмененного правонарушения, доводы которых должны были быть проверены должностным лицом, в связи с чем, постановление от 22.05.2012г. подлежит отмене.
Свидетель Г. в судебном заседании показал, что он являлся общественным помощником его брата Глазунова А.С., 12.05.2012г. к брату, являвшемуся начальником линейного пункта полиции в "данные изъяты", поступила информацию о незаконной добычи рыбы, в связи с чем, утром 13.05.2012г. он вместе с братом прибыл на р.Ока у дер.Дракино Серпуховского района Московской области, где с помощью собственной лодки вытащили из воды 6 сетей с рыбой. При этом, они не смогли установить личность правонарушителя, брат не смог вовремя оформить протокол изъятия. После того, как они вытащили сети на берег, к ним подошли сотрудники отдела государственного контроля, надзора, охраны ВБР и среды их обитания по Московской области, которые оформили протокол изъятия рыбы, рыболовных сетей и лодки с мотором.
Свидетель И. в судебном заседании показал, что является специалистом 1 разряда отдела государственного контроля, надзора, охраны ВБР и среды их обитания по Московской области, к нему поступили жалобы о том, что Глазунов А.С. осуществляет добычу (вылов) водных биологических ресурсов запрещенными орудиями лова. Для установления данного обстоятельства, он вместе с сотрудниками ОМОНа прибыл в четвёртый блок Подмокловского месторождения р. Ока у д. Дракино Серпуховского района Московской области, и на протяжении 3-х дней, установив камеры наблюдения, ждал прибытия Глазунова А.С.. 13.05.2012г. им был установлен Глазунов А.С., который на лодке вместе с братом осуществлял незаконный лов рыбы сетями. Они четко наблюдали, как братья Глазуновы устанавливали рыболовные сети, двигаясь в лодке. Сеть непосредственно устанавливал Г., лодкой управлял Глазунов А.С.. Когда братья вышли на берег, они произвели их задержание. В лодке они обнаружили в отдельных мешках рыбу, а также рыболовные сети, которые в свернутом виде также находились в мешках. Никаких документов, свидетельствующих о том, что они находились при исполнении служебных обязанностей, указанные лица не предоставили.
Изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав Глазунова А.С., свидетелей Г., И. проверив представленные письменные доказательства, судья считает, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, подлежит частичному удовлетворению.
Как усматривается из постановления "номер", вынесенного начальником отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области М. 22 мая 2012г., Глазунов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно в том, что он 13.05.2012 в 06 час. 30 мин. в запретные для добычи (вылова) водных биологических ресурсов сроки - с 10 апреля по 10 июня - совместно с Г.C. с незарегистрированной в установленном порядке моторной лодки " К." с мотором " Н.", производил добычу (вылов) водных биологических ресурсов запрещенными орудиями лова - шестью рыболовными сетями - в четвёртом блоке Подмокловского месторождения р. Ока у д. Дракино Серпуховского района Московской области. При этом незаконно добыто (выловлено): толстолобик - 2 экз., судак - 9 экз., лещ - 14 экз., густера -16 экз., карась - 2 экз., плотва - 1 экз., общим весом 58 кг. В соответствии с постановлением ему назначено наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. Этим же постановлением Г. предложено добровольно возместить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, в размере 1787 рублей, а также принято решение об уничтожении изъятой рыбы и сетей рыболовных.
В качестве оснований для привлечения заявителя к административной ответственности в административном материале содержатся доказательства в виде: протокола изъятия от 13.05.2012г. и фотографии к нему, протокола "номер" об административном правонарушении от 13.05.2012г.
В силу ст. 24.1 КРФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие событие административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 25.1 КРФ об АП, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, в соответствии со ст. 29.7 КРФ об АП, в том числе, разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов административного дела следует, что дело об административном правонарушении было рассмотрено с участием Глазунова А.С.
Вместе с тем, в материалах административного дела отсутствуют сведения о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении 22.05.2012г. Глазунову А.С. были разъяснены его права, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КРФ об АП, и что от него получено объяснение по обстоятельствам совершения вмененного административного правонарушения.получено объяснение пообстоятельствам вного дела отсутствуют сведения о том, что Глазунову А.С. были разъяснены его права, пред
В силу ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.
Указанные нарушения закона, в части не разъяснения прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не получения от него объяснений по существу рассматриваемого дела, свидетельствуют о том, что административное дело не было рассмотрено в соответствии с задачами, установленными ст. 24.1 КРФ об АП, в связи с чем, вынесенное постановление не может быть признано законным.
В соответствии со ст. 30.7 ч. 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание, что при вынесении 22.05.2012 г. постановления по делу об административном правонарушении, были нарушены положения ст. 25.1, 29.7 КРФ об АП, суд считает, что данные обстоятельства повлекли существенное нарушение прав Глазунова А.С., предусмотренных административным законодательством, в связи с чем, приходит к выводу о том, что при вынесении постановления были допущены существенные нарушения норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении в отношении Глазунова А.С. подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение, учитывая, что на момент отмены постановления, сроки давности привлечения к административной ответственности Глазунова А.С., предусмотренные ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истекли, поскольку Глазунову А.С. вменяется в вину совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области М. "номер" от 22 мая 2012г. о признании Глазунова А. С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей - отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Федеральное агентство по рыболовству Московско-Окского территориального управления.
На решение может быть подана жалоба в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья: Е.В. Тюкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.