Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи МАЙБОРОДА О.М.
при секретаре КОБЗЕВОЙ Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андреева ФИО5 к Департаменту ФИО6 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Ступинский городской суд "адрес" с исковым заявлением к Департаменту ФИО7, в котором просит признать за ним право собственности в порядке приватизации, на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес".
В обоснование своих требований ссылается на то обстоятельство, что проживает по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ года, ранее проживал в "адрес" "адрес"
В указанную квартиру он вселился на основании ордера.
Спорная квартира находится в военном городке Мещерино-1, который на основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-р с утверждёнными изменениями от ДД.ММ.ГГГГ N-р был исключен из перечня жилищного фонда закрытых военных городков.
Таким образом, занимаемое им жилое помещение фактически утратило статус служебного и не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации.
В силу действующего законодательства он имеет право на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения в порядке бесплатной приватизации.
Ранее право на приватизацию жилых помещений он не использовал.
Представитель ответчика - Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства ответчик был извещён надлежащим образом, своих возражений по заявленным исковым требованиям в суд не представил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Суд, выслушав объяснения и доводы истца, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 35 и ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый имеет право на жилище.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненным, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ст. 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Исходя из положений ст. 8 Закона РФ N 1541-1 от 04.07.1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Законоположения, вводящие ограничения права на приватизацию жилых помещений, являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В Постановлении от 03.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" им были сформулированы правовые позиции общего характера, согласно которым государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ; ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции РФ во взаимосвязи с её статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.
Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 года N 316-О разъясняется, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 06.022007 года N 6 "Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда РФ по гражданским делам" указано: "согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 04.071991 года с последующими изменениями и дополнениями "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года с последующими изменениями и дополнениями "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец с ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрирован и постоянно проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", "адрес", ордер на указанную квартиру предоставлен в ДД.ММ.ГГГГ году ( л.д. N).
Иные лица в этой квартире не зарегистрированы.
Ранее истец был зарегистрирован и проживал по адресу "адрес"- "адрес"
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Nр жилищный фонд, расположенный в военном городке Мещерино- "адрес", исключен из перечня жилищного фонда закрытых военных городков Вооружённых Сил РФ.
В соответствии с техническим паспортом жилого помещения, составленным Ступинским филиалом ГУП МО "МОБТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, и кадастровым паспортом жилого помещения "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м. находится на "данные изъяты" этаже жилого "адрес" военном городке "адрес".
Жилое помещение не является аварийным, не подвергалось самовольному переустройству и перепланировке (л. д. "данные изъяты"
Ранее право на бесплатную приватизацию жилых помещений истец не использовал.
Истец с письменным заявлением обратился к ответчику с заявлением о передаче ему в собственность занимаемого жилого помещения в порядке бесплатной приватизации, однако ему фактически было в этом отказано.
Истец не может реализовать своё право на получение в собственность жилого помещения в порядке приватизации, и никаких законных оснований для отказа ему в этом не имеется.
Таким образом, исковые требования о признании права собственности на жилое помещение подлежат удовлетворению, как в силу прямого указания закона, так и в силу вышеизложенных обстоятельств.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 195, 198, 233-238 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Андреева ФИО8 к Департаменту ФИО9 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Андреевым ФИО10 право собственности в порядке приватизации, на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Заочное решение может быть пересмотрено по заявлению не явившегося ответчика в течение 7 дней с момента получения копии решения.
Федеральный судья О.М.Майборода
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.