Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Леоновой Л.П., Сыромятникова А.В.
при секретаре Тихоновой К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Зиновкина В.П. на решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 14 августа 2012 года по иску прокурора Пудожского района РК в интересах В.П. о взыскании ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Леоновой Л.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пудожского района РК обратился в суд с исковым заявлением в интересах Зиновкина В.Л. к Администрации Пяльмского сельского поселения о взыскании ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. В обоснование требований указал, что Зиновкин В.П. замещал выборную должность муниципальной службы (...), (...) вышел на трудовую пенсию по старости, его общий стаж муниципальной службы на (...) составляет (...) лет (...) месяцев (...) дней. Ссылаясь на нормы Закона Республики Карелия "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия" и Закона Республики Карелия "О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия", положения Устава Пяльмского сельского поселения, с учетом уточнения требований, прокурор просил взыскать с ответчика в пользу Зиновкина В.П. задолженность по оплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за период с (...) по (...) в размере (...) руб. (...) коп.
Решением суда иск удовлетворен частично. Суд взыскал с администрации Пяльмского сельского поселения в пользу Зиновкина В.П. задолженность по ежемесячной доплате к трудовой пенсии по старости за период с (...) по (...) в размере (...) руб. (...) коп. В остальной части иска - отказал.
С решением суда не согласен Зиновкин В.П. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме. Обосновывает тем, что в соответствии с решением Пудожского районного суда Республики Карелия от (...) администрация Пяльмского сельского поселения обязана производить истцу ежемесячную доплату к пенсии в установленном Уставом Пяльмского сельского поселения размере, начиная с (...) года. Полагает, что доплата не должна производиться в том порядке, который регламентирован Положением, утвержденным Советом Пяльмского сельского поселения N 130 от 01.07.2009, так как данное Положение было принято на основании утратившего силу Устава Пяльмского сельского поселения. Указывает, что 01.07.2011 зарегистрирован Устав Пяльмского сельского поселения в новой редакции. Кроме того, Законом Республики Карелия N 1410-ЗРК исключена зависимость размера доплаты от изменения размера трудовой пенсии по старости (инвалидности). Таким образом, полагает, что ответчик должен производить выплату ежемесячной доплаты в размере 80 % должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, согласно представленному расчету.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Крылов Д.И. полагал, что решение суда подлежит отмене, и, с учетом заявленных требований материального характера, при наличии фактической переплаты истцу денежных сумм просил принять новое решение об отказе в иске.
Истец Зиновкин В.П. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (пп.5 п. 1 ст. 23).
Такое пенсионное обеспечение в силу требований ст. 72 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" осуществляется на основе законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления. По своей правовой природе, также как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, указанное пенсионное обеспечение является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ст. 13 Закона Республики Карелия от 13.01.2001 N 456-ЗРК "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия" выборным должностным лицам устанавливалась ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, по инвалидности, получаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в российской Федерации", Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". При этом ежемесячная доплата к трудовой пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к нем составляла : при замещении выборной муниципальной должности от одного до трех лет- 55 процентов, свыше трех лет- 80 процентов их месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Аналогичная норма содержалась в ст. 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 N 1128-ЗРК "О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия", которым Закон РК N 456-ЗРК признан утратившим силу.
Как установлено судом, решением Территориальной избирательной комиссии Пудожского района от (...) (...) Зиновкин В.П. признан избранным (...), вступил в должность (...) (...) и замещал указанную должность до (...). В настоящее время находится на пенсии. В соответствии с вышеуказанными нормами истцу администрацией Пяльмского сельского поселения выплачивалась ежемесячная доплата к трудовой пенсии. Размер доплаты первоначально составлял (...) руб.; впоследствии ввиду неоднократного увеличения размера трудовой пенсии и индексации должностных окладов размер доплаты изменялся и составил (...) руб. При этом, установление доплаты в указанном размере соответствовало п. 31 Устава Пяльмского сельского поселения (в ред. от 28.11.2009) и Положению о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии (...) Пудожского муниципального района, утвержденному Решением Пяльмского сельского поселения N 130 от 01.07.2009.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 N 1128 "О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия" (в ред.Закона от 12.07.2010 N 1410-ЗРК) лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), в установленном уставом муниципального образования порядке могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности). Размер ежемесячной доплаты не может превышать при замещении муниципальной должности от двух до трех лет включительно - 55 процентов, свыше трех лет - 80 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно ст. 31 Устава Пяльмского сельского поселения (в редакции от 13.04.2011) (...), вышедшему на трудовую пенсию по старости (инвалидности), за счет средств местного бюджета устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности). Порядок назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) устанавливается Советом. В данной редакции Устав зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Карелия 01.07.2011.
Решением Совета Пяльмского сельского поселения N 104 от 16.07.2012 было утверждено новое Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии (...). Одновременно Решение Совета Пяльмского сельского поселения N 130 от 01.07.2009 признавалось утратившим силу. Указано, что решение Совета вступает в законную силу со дня его официального издания.
Вновь принятым Положением изменен порядок назначения доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и ее размер.
Решение Совета Пяльмского сельского поселения N 104 от 16.07.2012 вместе с Положением были опубликованы в официальном печатном издании "Вестник Пяльмского сельского поселения" N 24 от 19.07.2012.
Зиновкину В.П., обратившемуся в (...) в администрацию Пяльмского сельского поселения с заявлением об изменении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и ее перерасчете с (...), было отказано со ссылкой на действующее Положение о порядке установления и выплаты доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) (...), утвержденное Решением (...) от (...) (...) Совета Пяльмского сельского поселения Пудожского муниципального района, и отсутствие новых решений Совета по данному вопросу.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отношении Зиновкина В.П. подлежало применению Положение о порядке установления и выплаты доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) (...), утвержденное (...), действовавшее в рассматриваемый период (с (...) по (...)). То есть, суд не усмотрел оснований для изменения и перерасчета полагающейся истцу ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с внесенными изменениями в ст. 4 Закона от 12.11.2007 N 1128-ЗРК и в Устав муниципального образования Пяльмского сельского поселения Пудожского муниципального района.
Однако, данный вывод суда первой инстанции является ошибочным.
Как указано, статьей 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 N 1128-ЗРК лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), в установленном уставом муниципального образования порядке могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Внеся изменения в Устав муниципального образования Пяльмского сельского поселения, вступившие в силу 01.07.2011, установив ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, как часть пенсионного обеспечения выборного должностного лица местного самоуправления, администрация Пяльмского сельского поселения возложила на себя определенные дополнительные социальные обязательства, которые распространяются на Зиновкина В.П.
По своей правовой природе ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности) является одной из дополнительных форм гарантированной социальной защиты, предопределяемой ст. 39 Конституции Российской Федерации, ст. 25 Конституции Республики Карелия.
По методу правового регулирования норма статьи 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 N 1128-ЗРК является диспозитивной и предписывает муниципальным образованиям варианты возможного поведения, предоставляя право в пределах законных средств урегулировать правоотношения по установлению доплат к пенсии по собственному усмотрению.
Вместе с тем, предоставление органам местного самоуправления права по установлению дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в отношении выборных должностных лиц местного самоуправления, вышедших на трудовую пенсию по старости (инвалидности), в соответствии с рассматриваемым Законом, не может служить основанием для отмены права на доплату к пенсии или изменения его объема.
Статус лиц, замещающих муниципальные должности, служит гарантией самостоятельности местного самоуправления и подлежит конституционно-правовой защите, уровень их социальной защищенности не должен снижаться по отношению к уже достигнутому общему уровню их социальной гарантии.
Правосубъектность указанной категории лиц была регламентирована законодательно, с чем и были связаны их законные ожидания, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано, а достигнутый уровень их социальной защищенности уже не будет снижен.
Изложенная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда Республики Карелия от 07.10.2010 "По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия положений абзаца 1 статьи 4 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года N 1128-ЗРК "О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия" в связи с обращением гражданина Титова А.М.".
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 N 1128-ЗРК законодатель констатировал право муниципального образования в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим муниципальные должности, и определил, что размер ежемесячной доплаты не может превышать при замещении муниципальной должности от двух до трех лет включительно - 55 процентов, свыше трех лет - 80 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Соответствующие изменения в Устав Пяльмского сельского поселения, регламентирующие порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты, внесены 13.04.2011, вступили в законную силу 01.07.2011.
Норма Закона Республики Карелия от 12. 11 2007 N 1128-ЗРК, предусматривая возможность установления минимально гарантированного размера спорной доплаты, по методу правового регулирования является диспозитивной и предписывает муниципальным образованиям варианты возможного поведения, предоставляя право в пределах законных средств урегулировать правоотношения по установлению доплат к пенсии по собственному усмотрению. Вместе с тем, предоставление органам местного самоуправления права по установлению дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, предполагает и их обязанность, в случае установления таковой, разработать механизм реализации этого права.
Внесением в Устав Пяльмского сельского поселения соответствующих изменений орган местного самоуправления в пределах своей компетенции и полномочий подтвердил право на дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения для лиц, замещавших муниципальные должности, но не принял соответствующий механизм его реализации, в том числе в отношении тех лиц, которые уже приобрели такое право на основании действовавшего законодательства.
Правоотношения и обязательства ответчика по выплате истцу доплаты возникли (...), таким образом, муниципальное образование приняло на себя определенное социальное обязательство. Утверждение же в дальнейшем соответствующего порядка реализации установленного права в любом случае не должно затрагивать и ущемлять права тех лиц, которые приобрели право на доплату до введения в действие нового правового регулирования. Иное означало бы придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан.
Вместе с тем, несмотря на право истца на получение указанной доплаты в ином размере с (...), заявленные прокурором требования, носящие материальных характер, не могут бытьудовлетворены.
Подлежащее применению к спорным правовым отношениям законодательство о муниципальной службе соотносится с законодательством, регулирующим сходные правоотношения по государственным служащим.
Закрепленный в п. 1 ст. 3 Закона РФ "О системе государственной службы в Российской Федерации" принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы проявляется, согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ "О муниципальной службе в Российской Федерации", в том числе в соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу.
Согласно п. 1 ст. 21 Закона Республики Карелия от 10.01.1997 N 167-ЗРК (в ред. от 06.06.2011) "О государственной службе Республики Карелия" лицам, замещавшим государственные должности государственной гражданской службы Республики Карелия категории "Б" и "В" и должности государственной гражданской службы Республики Карелия (далее - государственные служащие), имеющим стаж государственной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается доплата к трудовой пенсии по старости, получаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Ежемесячная доплата устанавливается в размере 20 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При превышении указанного стажа государственной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 23, 27, 32, 38, 45, 53, 62, 72 и 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как видно из материалов дела, на (...) стаж муниципальной службы Зиновкина В.П. составлял (...) лет (...) месяцев (...) дней (л.д. 55). По состоянию на (...) (день выхода на пенсию) его стаж муниципальной службы составил (...) лет (...) месяца (...) дней.
При имеющемся стаже муниципальной службы истцу полагалась ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости в размере (...) месячного должностного оклада главы Пяльмского сельского поселения с начислением районного коэффициента и северной надбавки.
За период (...) г., исходя из должностного оклада главы поселения с районным коэффициентом и северной надбавкой (л.д.134), общая сумма доплаты должна была составить (...) руб. (( (...).), фактически за тот же период было (...) руб. ( (...) мес.), недоплата составила (...) руб. За период (...) (...).- (...) (...). общая сумма полагающейся доплаты составила бы (...) руб. ( (...))х (...) мес.), фактически выплачено (...) руб. ( (...) мес.), переплата составила (...) руб. Таким образом, исходя из взаимозачета полагающихся и фактически выплаченных сумм, в означенный период истцу была произведена переплата ежемесячной доплаты к пенсии в сумме (...) руб. (...) коп.
При указанных обстоятельствах, учитывая материальный характер заявленных требований, судебная коллегия не находит правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу Зиновкина В.П. денежных сумм. Обжалуемое судебное решение подлежит отмене на основании п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ (неправильное применение норм материального права). В соответствии со ст. 328 ГПК РФ коллегия принимает по делу новое решение об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 14 августа 2012 г. по настоящему делу отменить и принять новое решение об отказе в иске.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.