Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 24 октября 1994 г. N 70-р
Настоящее распоряжение фактически прекратило действие
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2003 г. N 218 постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 признано утратившим силу
В целях реализации структурной политики Правительства Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий":
1. Утвердить Методические рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью.
2. Управлению экспертно-методического обеспечения (Голубев В.В.) совместно с финансовым управлением (Лебенков В.Н.) с учетом предложений заинтересованных органов государственной власти в месячный срок разработать отраслевые (региональные) экономические показатели эффективности предприятий, основанные на базовых показателях, используемых в Методических рекомендациях.
3. Управлению делами (Иванов В.В.) направить в государственные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные предприятия, утвержденный документ для разработки отраслевых (региональных) экономических показателей эффективности предприятий.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя генерального директора В.В.Голубева.
Генеральный директор |
С.Беляев |
Методические рекомендации
по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью
1. Методические подходы
Одним из инструментов оздоровления российской экономики и проведения ее структурной перестройки является предоставление предприятиям, находящимся в тяжелом финансовом положении, государственной поддержки. Основной предпосылкой предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям является обеспечение их эффективной работы после получения финансовых средств. Другим действенным механизмом должна стать ликвидация неэффективных предприятий.
Выявление неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также определение неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с их неэффективностью, базируется на селективном подходе, учитывающем: текущий спрос на продукцию предприятий, основные характеристики производственного и рыночного потенциалов предприятий (состояние основных производственных фондов и мощностей данных предприятий, уровень технологии, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции), оценку внутренних резервов предприятия для выхода из кризисного финансового состояния, а также оценку эффективности планов финансового оздоровления.
Данный подход осуществляется поэтапно.
На первом этапе в соответствии с критериями, базирующимися на характеристиках производственного и рыночного потенциалов предприятий, формируются четыре группы неплатежеспособных предприятий, претендующих на предоставление государственной финансовой поддержки.
Предприятия, производственный и рыночный потенциал которых при надлежащем менеджменте обеспечивает восстановление платежеспособности, выделяются в отдельную группу и не могут являться претендентами на получение первоочередной государственной финансовой поддержки.
Предприятия подлежат выводу из числа действующих в связи с неэффективностью, если на первом этапе они были отнесены к группе, характеризующейся низким производственным и рыночным потенциалом, и в отношении них не принято в установленном порядке Правительством Российской Федерации решение о переводе в статус казенного завода.
В отношении остальных неплатежеспособных предприятий на втором этапе рассматривается вопрос о возможности незатратных способов решения экономических проблем, стоящих перед ними (снижение издержек производства, изменение рыночной стратегии, смена менеджмента и т.д.).
На третьем этапе на основе системы показателей, отражающих, кроме прочего, отраслевую и региональную специфику функционирования предприятий, оценивается их экономическое состояние, а также социально-экономическая значимость и осуществляется ранжирование предприятий.
На четвертом этапе проводится селекция предприятий на основе анализа разработанных предприятиями планов финансового оздоровления (бизнес-планов). Первоочередным требованием к представленным планам является обеспечение при их реализации выхода предприятия из состояния неплатежеспособности, финансовой устойчивости функционирования предприятия в будущем, а также возвратности средств, предоставленных предприятию в виде государственной финансовой поддержки. Предприятия, планы которых удовлетворяют данному требованию, ранжируются на основе оценки эффективности планов финансового оздоровления. Оценка эффективности планов осуществляется при помощи показателей внутренней нормы прибыли и чистой приведенной стоимости. После указанного ранжирования формируется перечень предприятий, которым предоставление государственной финансовой поддержки целесообразно осуществлять в первую очередь.
Государственная финансовая поддержка предоставляется предприятиям из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также отраслевых и межотраслевых фондов, в порядке, соответствующем составленному на основании указанной методики списку предприятий, нуждающихся в первоочередном предоставлении государственной финансовой поддержки и в строгом соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.94 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий". Контроль за целевым расходованием средств и результативностью реализации планов финансового оздоровления осуществляет Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (далее по тексту - Федеральное управление).
2. Первый этап. Распределение предприятий по группам
Предоставление государственной финансовой поддержки ориентировано в первую очередь на предприятия, способные использовать предоставленные финансовые средства с максимальной отдачей: в сжатые сроки провести реконструкцию производства и его диверсификацию, обеспечить увеличение производства продукции, пользующейся спросом на соответствующем товарном рынке, значительно улучшить качество выпускаемой продукции, создать условия для эффективного осуществления своей хозяйственной деятельности. В этих целях на первом этапе органами государственной исполнительной власти (министерствами и ведомствами), в ведении которых находятся неплатежеспособные предприятия, осуществляется формирование четырех групп предприятий, претендующих на получение государственной финансовой поддержки, в соответствии с критериями:
- величины износа основных производственных фондов предприятия по сравнению со среднеотраслевой;
- уровня спроса на основные виды выпускаемой предприятием продукции, в зависимости от ее качества и потребительских свойств.
(Величина износа и уровень спроса на производимую продукцию определяются соответствующими органами государственной исполнительной власти (министерствами и ведомствами) с учетом качества этой продукции и ее потребительских свойств).
На основании указанной системы критериев неплатежеспособные предприятия могут быть разбиты на четыре группы.
Первая группа: предприятия с износом основных производственных фондов ниже среднеотраслевого и высоким стабильным спросом на основные виды выпускаемой продукции.
Вторая группа: предприятия с износом основных производственных фондов ниже среднеотраслевого и пониженным спросом на основные виды выпускаемой продукции.
Третья группа: предприятия с износом основных производственных фондов на уровне и выше среднеотраслевого и высоким стабильным спросом на основные виды выпускаемой продукции.
Четвертая группа: предприятия с износом основных производственных фондов на уровне и выше среднеотраслевого и пониженным спросом на основные виды выпускаемой продукции.
Перечни неплатежеспособных предприятий по вышеуказанным группам предоставляются соответствующими органами государственной исполнительной власти (министерствами и ведомствами) в Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России.
Предприятия, попавшие при распределении в первую группу, не могут являться претендентами на получение первоочередной государственной финансовой поддержки.
Предприятия, попавшие при распределении в четвертую группу, подлежат выводу из числа действующих в связи с неэффективностью, если в отношении них не принято в установленном порядке Правительством Российской Федерации решение о переводе в статус казенного предприятия.
3. Второй этап. Анализ возможных мероприятий по оздоровлению предприятия
На втором этапе рассматривается вопрос о наличии преимущественно незатратных способов решения экономических проблем, стоящих перед предприятиями, которые были отнесены к сформированным на предыдущем этапе второй и третьей группам.
В данных целях органами государственной исполнительной власти (министерствами, ведомствами), в ведении которых находятся неплатежеспособные предприятия, оценивается целесообразность проведения на предприятии следующих мероприятий:
- конверсии, диверсификации;
- производства новых видов товаров (работ, услуг);
- повышения качества выпускаемых товаров (работ, услуг);
- повышения эффективности маркетинга;
- повышение эффективности экспорта;
- снижения издержек производства;
- внедрения новых прогрессивных форм и методов управления;
- проведения инвентаризации на предприятии;
- сокращения дебиторской задолженности;
- повышения доли собственных средств в оборотных активах;
- продажи дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;
- продажи незавершенного производства;
- сокращения численности занятых на предприятии и обеспечения социальных льгот для уволенных;
- временной остановки капитального строительства на предприятии;
- продажи излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий;
- конверсии долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки;
- других мероприятий (в том числе связанных с приобретением основных средств или их продажей, приобретением оборотных средств, поиском источников финансирования мероприятий по финансовому оздоровлению и т.д.).
В результате проведенного анализа выявляются те предприятия, которые могут восстановить платежеспособность без предоставления им государственной финансовой поддержки в кратчайшие сроки (за 1-2 месяца), а также предприятия, оздоровление финансового состояния которых невозможно без оказания им государственной финансовой поддержки. Сведения о последних направляются органами государственной исполнительной власти (министерствами, ведомствами), в ведении которых находятся неплатежеспособные предприятия, вместе с разработанными и согласованными в установленном порядке планами финансового оздоровления данных предприятий в Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве).
4. Третий этап. Оценка экономического состояния предприятия
На третьем этапе Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России по предприятиям второй и третьей групп проводится оценка их экономического состояния на базе системы показателей, разрабатываемых Федеральным управлением с учетом предложений заинтересованных органов государственной исполнительной власти (отраслевых министерств и ведомств, а также администраций субъектов Федерации). В данную систему включаются наиболее значимые экономические показатели, характеризующие обеспеченность предприятия материально-техническими, трудовыми и финансовыми ресурсами, отражающие результаты его хозяйственной деятельности.
К таким показателям следует отнести:
- объем выпуска продукции (работ, услуг) и долю на соответствующем товарном рынке:
- балансовую стоимость основных производственных фондов;
- рентабельность производства, выпуска продукции;
- численность занятых на предприятии;
- удельный вес численности занятых на предприятии в численности населения города, поселка;
- наличие и уровень развития производственной и социальной инфраструктуры;
- размеры кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, в том числе и просроченной, и ряд других.
На основе сформированной системы показателей осуществляется процедура ранжирования предприятий, отобранных на втором этапе. При проведении процедуры ранжирования учитывается значимость каждого из показателей, входящих в указанную систему, исходя из отраслевой специфики рассматриваемых предприятий и региональных особенностей их местонахождения.
Таким образом, в каждой из групп формируется последовательность предприятий, в отношении которых продолжается отбор претендентов на первоочередную государственную финансовую поддержку.
5. Четвертый этап. Анализ представленного плана финансового оздоровления
На данном этапе анализируются согласованные в установленном порядке и направляемые заинтересованными органами государственной власти в Федеральное управление для утверждения планы финансового оздоровления предприятий, ранжированных на предыдущем этапе.
В результате данного анализа выявляются предприятия, бизнес-планы которых в полной мере удовлетворяют первоочередным требованиям по обеспечению выхода предприятия из состояния неплатежеспособности, финансовой устойчивости дальнейшего функционирования предприятия, а также возвратности средств, предоставленных предприятию в виде государственной финансовой поддержки.
Следующим шагом на данном этапе является оценка эффективности представленных бизнес-планов. Оценка эффективности планов осуществляется при помощи показателей внутренней нормы прибыли и чистой приведенной стоимости.
На последнем шаге данного этапа проводится селекция и отбор предприятий, посредством повторной процедуры ранжирования на основе оценки эффективности планов финансового оздоровления. При этом предприятия из второй и третьей групп сводятся в единую группу с учетом для каждой отрасли значения (веса) второй и третьей групп.
В результате повторного ранжирования устанавливается единый порядок предоставления первоочередной государственной финансовой поддержки. Таким образом, окончательно формируется перечень предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке.
6. Заключительные положения
Одновременно с принятием решения о включении в перечень предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, определяются решения по следующим вопросам:
1. Финансовые ресурсы, необходимые для восстановления платежеспособности, в том числе имеющиеся в наличии у предприятия и дополнительно требуемые (руб, USD).
2. Срок проведения санации предприятия.
3. Сумма государственной финансовой поддержки.
4. Предполагаемая процентная ставка за кредит.
5. Срок погашения кредита.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 24 октября 1994 г. N 70-р
Текст распоряжения опубликован в газете "Экономика и жизнь", 1994, N 45
Настоящее распоряжение фактически прекратило действие
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2003 г. N 218 постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 признано утратившим силу