Письмо Федерального управления по делам о несостоятельности
(банкротстве) от 19 октября 1994 г. N ВГ-03/2426
Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) направляет разъяснения по некоторым вопросам, поступившим из территориальных агентств, возникающих в процессе реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
Заместитель генерального директора |
В.Голубев |
1. Вправе ли налоговые органы продолжать безакцептное списание денежных средств, поступающих в результате взимания дебиторской задолженности и продажи имущества, на счета предприятия-должника, находящегося в процессе добровольной ликвидации?
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона), осуществляемая в процессе конкурсного производства ликвидация предприятия-должника проводится как в форме принудительной ликвидации по решению арбитражного суда, так и в форме добровольной ликвидации на основании совместного решения руководителя предприятия-должника и кредиторов, утвержденного собственником (собственниками) предприятия-должника. Открытие конкурсного производства для предприятия-должника влечет за собой последствия, предусмотренные статьей 18 Закона. С момента открытия конкурсного производства все претензии имущественного характера к предприятию-должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Требования кредиторов удовлетворяются в соответствии с порядком и очередностью, установленной статьей 30 Закона.
С 1 марта 1998 г. действует Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
По смыслу Закона перечень и содержание указанных последствий как для предприятий-должников, ликвидируемых принудительно, так и для предприятий-должников, ликвидируемых добровольно, различий не имеет. Однако из п. 3 статьи 51 Закона следует, что требования привилегированных кредиторов, а к их числу относится и налоговая инспекция, могут быть удовлетворены за счет имущества предприятия-должника после назначения конкурсного управляющего. Отсюда налоговые органы, как правило, делают вывод якобы о правах внеконкурсного погашения задолженности по платежам в бюджет и, следовательно, правомерности продолжения безакцептного списания ими денежных средств со счетов предприятия-должника, находящегося в процессе добровольной ликвидации.
По мнению Федерального управления подобные действия налоговых органов противоречат нормам гражданского законодательства и законодательства о банкротстве. В соответствии со статьей 30 Закона требования налоговых органов по погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды удовлетворяются в третью очередь после покрытия расходов, указанных в п. 1 этой статьи, и полного погашения требований кредиторов первой и второй очередей. Из п. 2 статьи 1 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик также следует, что при ликвидации юридического лица требования по внесению платежей в бюджеты не могут быть удовлетворены раньше расчетов кредиторами предшествующей очереди.
Таким образом, с момента утверждения собственником (собственниками) совместного решения руководителя предприятия-должника и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия-должника безакцептное списание денежных средств с его счетов должно быть прекращено.
2. Обязательна ли публикация официального объявления о добровольной ликвидации предприятия-должника, находящегося в областной и муниципальной собственности, в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации"?
В соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона) публикация официального объявления о добровольной ликвидации предприятия-должника в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации" обязательна. По смыслу Закона данная публикация преследует цель уведомить о ликвидации предприятия-должника всех его возможных кредиторов, местонахождение которых может быть самым обширным, и тем самым предоставить возможность предъявления ими своих претензий. Поэтому Закон не предусматривает каких-либо исключений их этого правила зависимости от формы собственности предприятия-должника.
Важно также отметить, что Закон связывает с фактом публикации наступление ряда правовых последствий, например, начало отсчета двухмесячного срока для предъявления претензий кредиторов к должнику.
Невыполнение требований Закона об опубликовании объявления о добровольной ликвидации предприятия-должника может стать основанием для признания действий, связанных с его ликвидацией, недействительными.
3. Решением арбитражного суда предприятие было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Собрание кредиторов приняло решение о продаже имущества (активов) этого предприятия целиком (единым имущественным лотом) по конкурсу, с последующей ликвидацией его статуса юридического лица. При этом хозяйственную деятельность предприятия в процессе конкурсного производства прекращать не предполагается.
Правомерны ли требования налоговых органов о внесении предприятием в порядке, установленном для нормально функционирующих предприятий, обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, поскольку предприятие не прекратило своей хозяйственной деятельности?
Указанное требование налоговых органов не может быть признано правомерным по следующим основаниям:
Решение арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства в соответствии со статьями 10 и 16 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона) является решением о его принудительной ликвидации. С момента вступления указанного решения в законную силу предприятие считается находящимся в процессе ликвидации.
Законодательством Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 19 октября 1994 г. N ВГ-03/2426
Текст письма опубликован в газете "Экономика и жизнь", 1994, N 45