Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Игошевой Г.Н., Слепухина Л.М.,
при секретаре Груздевой Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 04 июля 2012 года, которым удовлетворены исковые требования Руденко В.В.
Признано за Руденко В.В. право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на основании подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Возложена обязанность на Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" включить Руденко В.В. в список граждан, имеющих право на обеспечение государственными жилищными сертификатами.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Игошевой Г.Н., объяснения представителя Главного управления МЧС России по Вологодской области по доверенности Короленко-Лукьяновой И.В., представителя Руденко В.В. - адвоката Соколовой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Вологодской области от "ДАТА" Руденко В.В. отказано в участии в программе на обеспечение государственным жилищным сертификатом в 2011 году по мотиву отсутствия правовых оснований.
Не согласившись с правомерностью отказа, Руденко В.В. обратился в суд с иском к Государственному управлению МЧС России по Вологодской области о включении в список граждан, имеющих право на обеспечение государственными жилищными сертификатами.
В обоснование исковых требований указал на наличие у него права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и на получение государственного жилищного сертификата.
До настоящего времени истец и члены его семьи не обеспечены жилым помещением.
Истец просил суд возложить на ответчика ГУ МЧС России по Вологодской области обязанность включить его в список граждан, имеющих право на обеспечение государственными жилищными сертификатами и выдать ему государственный жилищный сертификат на приобретение жилья по избранному месту жительства.
Определением Вологодского городского суда от 09 апреля 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
В судебном заседании представитель истца по доверенности Соколова О.Н. исковые требования изменила, просила суд:
- признать за Руденко В.В. право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на основании подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
-возложить на ответчиков обязанность включить Руденко В.В. в список граждан, имеющих право на обеспечение государственными жилищными сертификатами (л.д.38-41).
Представитель истца по доверенности Соколова О.Н. исковые требования в суде поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Вологодской области по доверенности Короленко-Лукьянова И.В. исковые требования не признала, указала, что необходимым условием для получения ГЖС уволенным сотрудникам ГПС МЧС России является их нахождение на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, то есть по месту службы. Руденко В.В. на учете в качестве нуждающегося в получении жилых помещений по месту службы или в Главном управлении не состоял. Считает, что выдача Руденко В.В. государственного жилищного сертификата должна производиться администрацией Вытегорского муниципального района, где он состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилых помещений.
Жилищная комиссия Главного управления МЧС России по Вологодской области с 01 октября 2011 года прекратила свою деятельность.
Представитель ответчика Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Почитаев М.А. ставит вопрос об изменении решения суда по мотиву его незаконности, указывает на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Материалами дела установлено, что на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам г. Вытегра от "ДАТА" истец с семьей в составе двух человек (с 2004 года - в составе трех человек) состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Ежегодную перерегистрацию Руденко В.В. проходил в установленном законом порядке (л.д.17).
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области и Государственного предприятия Вологодской области "Череповецтехинвентаризация" в собственности Руденко В.В. жилого помещения не значится (л.д.9-16).
Приказом Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области N...-НС от "ДАТА" ... Руденко В.В. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту "з" части 1 ст. 58 (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Выслуга лет по состоянию на "ДАТА" составила 22 года 10 дней (л.д.18).
Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Вологодской области от "ДАТА" Руденко В.В. отказано в участии в программе Государственного жилищного сертификата в 2011 году на основании подпункта "в" пункта 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 N 156, так как выдачу сертификатов гражданам-участникам подпрограммы, указанным в подпункте "г" пункта 5 Правил, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты) (л.д.19).
Решением Вытегорского районного суда от 26 января 2012 года Руденко В.В. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации Вытегорского муниципального района о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (л.д.61-63).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Статус сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России определен как категория граждан, перед которыми государство исполняет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Исполнение указанных государственных обязательств осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" посредством предоставления государственных жилищных сертификатов.
При разрешении спора суд первой инстанции обоснованно руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Согласно разделу II указанной подпрограммы гражданами - участниками подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции. При этом право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, к числу которых относятся, в том числе военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования; граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу раздела V подпрограммы основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенции.
Категории военнослужащих, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на участие в целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", перечислены в подпункте "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в соответствии с которым право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Таким образом, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, увольняемые (уволенные) со службы после 01 января 2005 года, имеют право на участие в подпрограмме, если они соответствуют требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 5 Правил.
Поскольку Руденко В.В. отвечает требованиям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, представил документы, подтверждающие нуждаемость его семьи в жилом помещении, сведения о реализации им права на обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета, в материалах дела отсутствуют, у ответчика не было правовых оснований для отказа в признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Проанализировав обстоятельства дела с учетом приведенных выше норм права, суд первой инстанции обоснованно признал за Руденко В.В. право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы на основании подпункта "а" пункта 5 Правил.
Вывод суда о возложении обязанности на Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" включить Руденко В.В. в список граждан, имеющих право на обеспечение государственными жилищными сертификатами, соответствует требованиям закона.
В силу подпункта 12 пункта 10 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС Российской Федерации от 01 октября 2004 года N 458 (в редакции Приказа МЧС России от 11 января 2012 года N 3) региональный центр МЧС России участвует в работе по учету военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, дислоцированных на территории федерального округа, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, и обеспечению их жилыми помещениями в установленном порядке во взаимодействии с уполномоченным органом МЧС России по жилищному обеспечению.
На основании приказа МЧС России от 25 июля 2011 года N 398 с 01 октября 2011 года функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы возложены на федеральное государственное учреждение "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Госэкспертиза МЧС России).
В связи с изменением типа названного выше федерального государственного учреждения, осуществленного в силу требований Федерального закона N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", создано федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Приказом МЧС России от 17 октября 2011 года N 598 утвержден Устав федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее Учреждение), в силу п.2.2 которого Учреждение осуществляет на основе заданий МЧС России за счет средств федерального бюджета ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.
С учетом названных правовых норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящее время функции по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы осуществляет Госэкспертиза МЧС России.
Решение суда не противоречит обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана правильная оценка. Выводов, сделанных судом первой инстанции, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
Существенных нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлиять на правильность судебного решения, не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 04 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Образцов
Судьи: Г.Н. Игошева
Л.М. Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.