Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 24 октября 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Колокольцева Ю.А.,
судей - Виюка А.В. и Васильевой И.Ю.,
при секретаре: - Довженко Ю.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 октября 2012г. по апелляционной жалобе Администрации "..." поселения "..." (далее - Администрация поселения) на решение Окуловского районного суда Новгородской области от 17 августа 2012г. дело по заявлению Администрации поселения о признании незаконным предписания отдела надзорной деятельности по "..." управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по "..." (далее - Отдел ГУ МЧС России) от "..."
Заслушав доклад судьи Новгородского областного суда Колокольцева Ю.А., объяснения представителя Отдела ГУ МЧС России Андреева Р.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Распоряжением заместителя начальника управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по "..." от "..." "..." с целью выполнения Указа Президента Российской Федерации от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае" начальнику Отдела ГУ МЧС России поручено провести внеплановую выездную проверку в отношении Администрации поселения.
Предметом проверки, как указано в упомянутом распоряжении, является соблюдение требований, установленных законодательными и иными нормативно-правовыми актами в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
"..." на основании акта проверки "...", составленного по результатам проверки, начальником Отдела ГУ МЧС России А выдано Администрации поселения предписание "..." по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Администрация поселения обратилась в суд с заявлением, в котором, не оспаривая законность указанного выше распоряжения о проведении внеплановой проверки и правомерность выявленных Отделом ГУ МЧС России нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, просила признать незаконным предписание Отдела ГУ МЧС России от "..."
В обоснование заявления Администрация поселения ссылалась на то, что проверка была проведена с грубым нарушением требований закона. Так, Отдел ГУ МЧС России при осуществлении контроля вышел за рамки внеплановой проверки, так как проверку проводил не с целью выполнения Указа Президента РФ N 1015 от 17 июля 2012г., а в целях устранения выявленных при проверке нарушений установленных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Также в нарушение пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Отделом ГУ МЧС России были затребованы документы, не относящиеся к предмету проверки. Кроме того, лицо, проводящее проверку, в нарушение пункта 13 статьи 18 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ, не сделало запись в журнале учета проверок.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации поселения заявление поддерживал по указанным выше мотивам.
Представитель Отдела ГУ МЧС России возражал против удовлетворения заявления по тем мотивам, что предписание было вынесено на законных основаниях.
Решением Окуловского районного суда Новгородской области от 17 августа 2012г. в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с решением суда, Администрация поселения в апелляционной жалобе, ссылаясь на изложенные в заявлении упомянутые мотивы, просит решение суда отменить и принять решение об удовлетворении заявления по тем основаниям, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и судом неправильно применены нормы материального права.
От Отдела ГУ МЧС России в суд поступили возражения относительно апелляционной жалобы, в которых указывается на несостоятельность её доводов и на законность принятого судом решения.
Представитель Администрации поселения в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки в апелляционную инстанцию не сообщил, в связи с этим судебная коллегия считает возможным в силу статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу части 1 статьи 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы и доводы возражений, судебная коллегия находит, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 254 ГПК РФ организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считает, что нарушены их права и свободы.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти или его должностного лица, и права организации не были нарушены (часть 4 статьи 258 ГПК РФ).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что оспариваемое предписание соответствует требованиям закона и вынесено в соответствии с полномочиями Отдела ГУ МЧС России и его должностных лиц.
Данный вывод суда является обоснованным, так как основан на законе и материалах дела.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994г.) государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций) осуществляются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2005г. N 712 утверждено Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение).
Согласно пункту 1 Положения государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций) (пункт 2 Положения).
В силу пункта 4 Положения органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением органами местного самоуправления установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения (подпункт "а"); организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти (подпункт "д").
Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право: а) осуществлять проверку деятельности органов местного самоуправления и организаций, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения; в) выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций (пункт 6 Положения).
Из приведенных норм следует, что как Отдел ГУ МЧС России, относящийся к органам государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций, так и его начальник имеют полномочия осуществлять проверку деятельности органов местного самоуправления, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ), предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований правовых актов, проведение мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Одно из оснований для проведения внеплановой проверки, в силу пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ, является распоряжение руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
В силу статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ в упомянутом распоряжении указываются, наряду с прочими сведениями, цели, задачи, предмет проверки; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны проводить проверку на основании распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением. Указанным распоряжением определяется объем полномочий проверяющих, включая право требовать соответствующих предмету проверки документов, информации.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (статья 16 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ).
На основании статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: 1) выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий приятий, предусмотренных федеральными законами;
Как выше установлено, "..." заместителем начальника управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по "..." вынесено распоряжение "..." о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Администрации поселения.
В распоряжении указано, что проверка проводится с целью выполнения пункта 11 Указа Президента Российской от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", согласно которому Министерству РФ по делам обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий поручено во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории России в срок до 16 августа 2012г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.
Распоряжение содержит указание на срок проведения проверки с "...".
В нем также указано, что предметом проверки является: соблюдение обязательных требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В перечне мероприятий указано - проверка наличия средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В перечне документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки указан также план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций юридического лица.
Данное распоряжение "..." от "..." соответствует требованиям статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ 26 и Типовой форме распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ N 141 от 30 апреля 2009г., и заинтересованным лицом не оспаривалось.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ Администрация поселения "...". в "..." часов была уведомлена о проведении проверки путем вручения копии вышеуказанного распоряжения. Также для достижения целей и задач проверки Администрация поселения представила в отдел надзорной деятельности "План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", утвержденный "..."
"..." по результатам проверки составлен акт проверки "...", в котором зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и в соответствии с Федеральным Законом РФ от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ выдано предписание N "..." от "...".
При таких обстоятельствах не имеется оснований полагать, что вследствие проведения внеплановой проверки были нарушены какие-либо права Администрации поселения.
Предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ признаков грубых нарушений со стороны Отдела ГУ МЧС России и его должностных лиц, при совершении которых результаты проверок могут быть признаны недействительными, судебной коллегией не установлено.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда и направлены на иное толкование закона, что не может служить основанием к отмене обжалуемого решения.
В этой связи суд правомерно признал несостоятельным довод Администрации поселения о том, что проверяющее должностное лицо вышло за рамки внеплановой выездной проверки юридического лица. Также суд правильно указал в решении, что само по себе отсутствие записи проверяющего в журнале учета проверок Администрации поселения не может служить основанием для признания предписания незаконным.
Таким образом, суд достаточно полно и всесторонне выяснил значимые обстоятельства дела, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ оценил объяснения лиц, участвующих в деле, и представленные ими доказательства, правильно применил и истолковал нормы материального права, не допустил и нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь принятие незаконного решения. Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене или изменению решений по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Окуловского районного суда Новгородской области от 17 августа 2012г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации "..." поселения - без удовлетворения.
Председательствующий: Ю.А. Колокольцев
Судьи: А.В. Виюк
И.Ю. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.