судебная коллегия по гражданским делам
Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Трофимовой М.В.
судей: Авдеевой С.Н., Свечкова А.И.,
при секретаре Тюльковой Н.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Трофимовой М.В.
гражданское дело по иску Ворожцовой Е.Н. к ГУ УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области
на решение Грибановского районного суда Воронежской области от 20 июля 2012 года
(судья райсуда Э.В. Дорофеева),
УСТАНОВИЛА:
18 июня 2012 года Ворожцова Е.Н. обратилась в ГУ УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной деятельности в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001г. N 173-ФЗ.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области за N 80 от 22.06.2012 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Ворожцовой Е.Н. было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001г. N173-Ф3, специальный стаж Ворожцовой Е.Н. на 18.06.2012 года составляет 24 года 09 месяцев 27 дней, в специальный стаж не зачтены периоды нахождения во время работы на курсах повышения квалификации с 25 марта 1993 года по 25 апреля 1993 года, с 13 ноября 2000 года по 15 декабря 2000 года (л.д.9-11).
Ворожцова Е.Н., не согласившись с данным решением ГУ УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области, обратилась в суд, в котором просила признать решение ГУ УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области N80 от 22.06.2012 года незаконным, обязать ГУ УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25.03.1993 года по 25.04.1993 года, с 13.11.2000 года по 15.12.2000 года и назначить пенсию с 18 июня 2012 года (л.д.3-4).
Решением Грибановского районного суда Воронежской области от 20 июля 2012г. исковые требования Ворожцовой Е.Н. удовлетворены полностью (л.д.21-22).
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области ставит вопрос об отмене состоявшегося решения, ввиду нарушения судом норм материального права, и просит принять новое решение - отказать Ворожцовой Е.Н. в удовлетворении заявленных требований (л.д.24-26).
Не явившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи, с чем на основании статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и при этом исходит из следующего:
В силу требований ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, по данному делу суд не усматривает.
Следовательно, в данном случае суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
При разрешении возникшего спора, судом первой инстанции правильно были применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, - п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 г., в соответствии с которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 базового закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Как следует из материалов дела, ответчик включил Ворожцовой Е.Н. в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность в органах здравоохранения, как в календарном так и в льготном исчислении периоды работы, в т.ч. с 24.10.1992 года по 17.10.2000 года в должности перевязочная медсестра поликлиники в Грибановском ТМО, с 18.10.2000 года по 31.12.2011 года в должности перевязочная медсестра поликлиники в Грибановской ЦРБ, за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации в вышеуказанные периоды работы: с 25.03.1993 года по 25.04.1993 года, с 13.11.2000 года по 15.12.2000 года ((л.д.10-11).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Ворожцова Е.Н. с 25.03.1993 года по 25.04.1993 года, с 13.11.2000 года по 15.12.2000 года находилась на курсах повышения квалификации ( л.д.18,19).
Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья предусмотрена обязанность медицинских работников повышать квалификацию, с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач по охране здоровья населения. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации определяется Положением о порядке получения квалификационной категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения РФ.
В соответствии со ст.112 КЗОТ РФ и ст. 187 ТК РФ, действовавших в период нахождения истицы на курсах повышения квалификации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а при нахождении на курсах повышения квалификации за работником сохраняется должность и средняя заработная плата, уплачиваются страховые взносы.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истицы в части включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно, поскольку прохождение данных курсов является неотъемлемой и необходимой частью исполнения Ворожцовой Е.Н. как медицинским работником, своей профессиональной деятельности.
Статьей 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из материалов дела усматривается, что с заявлением о назначении пенсии Ворожцова Е.Н. обратилась в пенсионный орган 18.06.2012 года, на момент обращения с учетом включенных периодов имеет необходимый стаж - 25 лет для назначения пенсии на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", поэтому суд обоснованно обязал ответчика назначить ей пенсию с момента возникновения права на нее, т.е. с 18.06.2012 года.
При этом не имеют значения мотивы отказа пенсионного органа в назначении пенсии, поскольку из смысла Закона следует, что если гражданин докажет наличие у него необходимого трудового стажа для назначения пенсии (в судебном или внесудебном порядке), пенсия назначается с момента его обращения в органы пенсионного обеспечения.
Иное толкование Закона противоречило бы основополагающим принципам пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации и нарушало бы установленное ст. 39 Конституции РФ право гражданина на социальное обеспечение по возрасту.
Разрешая спор, суд первой инстанции тщательно исследовал материалы дела, доводы сторон и имеющиеся доказательства, и пришел к обоснованным и мотивированным выводам, которые последовательно изложены в постановленном решении, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующие спорные отношения.
Доводами жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергнута.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда основаны на неправильном толковании норм материального права и сводятся к переоценке исследованных судом первой инстанции доказательств, однако судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом РФ к их переоценке, а также не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Грибановского районного суда Воронежской области от 20 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.