Бердский городской суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Лихницкой О.В.,
при секретаре Толстых Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.18.15. ч.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Елисеевская кондитерская фабрика" г. Бердска, находящегося по адресу: "адрес", ИНН5410027291, зарегистрировано 14 января 2011 года,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проверки, проведенной сотрудниками ОИК УФМС России по Новосибирской области 29 июня 2011 года, выявлено, что ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" г. Бердска, в нарушение положений п. 4 ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", допустило к трудовой деятельности в качестве оператора конвейерной линии, гражданку Республики Узбекистан Исомиддинову Т. З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеющую разрешения на работу, действительного в Новосибирской области, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.18.15. ч.1 КоАП РФ, - незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
Представители ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Раннее в судебном заседании представители ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" Ульянов М.С. и Рожков М.В, действующие на основании доверенностей, вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признали. В обоснование пояснили, что иностранная гражданка Исомиддинова Т.З., обнаруженная в помещениях фабрики 29 июня 2011 года, направлялась на фабрику по действующему договору с ООО "Кадровое агентство "Миграционная биржа труда" N 10 от 27 февраля 2010 года о подборе и предоставлению персонала для выполнения работ (аутсорсинга). Иностранные граждане, которых направляло на фабрику кадровое агентство, привлекались к выполнению отдельных поручений должностных лиц фабрики, но трудовые договоры с ними фабрикой не заключались. Трудовые договоры были заключены с этими иностранными гражданами кадровым агентством. Кроме этого, согласно ранее представленным возражениям (л.д. 30-32), по мнению представителя юридического лица, административное расследование проведено, а протокол об административном правонарушении составлен не уполномоченным на то должностным лицом. Осмотр помещений проведен с нарушением требований КоАП РФ, без участия представителя фабрики, без участия понятых, в связи с чем, протокол осмотра помещений не может являться доказательством по делу.
Должностное лицо, составившее протокол, в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания было уведомлено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав свидетеля, суд приходит к следующему.
Вина юридического лица - ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" г. Бердска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.18.15. ч.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью следующих доказательств.
Дело об административном правонарушении в отношении ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" по ст. 18.15 ч.1 КоАП РФ возбуждено 14 июля 2011 года исполняющим обязанности начальника ОУФМС России по Новосибирской области в г. Бердске Гущиной Е.П. определением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 9).
Согласно ст.28.1. ч.ч. 1, 3, 4 КоАП РФ, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом для возбуждения дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Согласно ст.28.3. КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Статьей 23.67. ч.2 п.3) КоАП РФ предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, вправе руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.
Таким образом, судом установлено, что дело возбуждено уполномоченным на то должностным лицом.
Согласно этому определению, на территории ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" в ходе проверки установлен факт привлечения к трудовой деятельности 15-ти иностранных граждан Узбекистана, в отношении которых вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ, за осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу (л.д.9).
В связи с установлением достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, 12 сентября 2011 года исполняющим обязанности начальника ОУФМС России по Новосибирской области в г. Бердске Науменко Н.В. в отношении ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" составлен административный протокол N 54 МС 146221, по ст. 18.15 ч.1, в соответствии с которым в ходе административного расследования установлено, что ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" допустило к трудовой деятельности гражданку Республики Узбекистан - Исомиддинову Т.З., в качестве оператора конвейерной линии, не имеющей разрешения на работу, действительного в Новосибирской области, в нарушение положений п. 4 ст. 13 Федерального закона "О правовом положении граждан в РФ" (л.д. 3).
Протокол по делу об административном правонарушении также составлен уполномоченным на то должностным лицом.
В соответствии с ч. 4 ст.13 Федерального закона "О правовом положении граждан в РФ" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О правовом положении граждан в РФ", разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Согласно ст.18.15. ч.1 КоАП РФ, привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, является административным правонарушением, влекущим за собой административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением 54МС 132468/2185 от 04 июля 2011 года (л.д. 6), Исомиддинова Т.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, привлечена к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ за осуществление трудовой деятельности в качестве оператора конвейерной линии в кондитерском цехе ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" без разрешения на работу. Данное постановление Исомиддиновой Т.З. не обжаловано.
Из объяснений директора ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" Репникова С.Н. (л.д. 11) следует, что между ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" и ООО "Миграционная биржа труда" в феврале 2010 года заключен договор аутсорсинга (договор о предоставлении персонала). Он видел на территории фабрики иностранных граждан, однако лично никого из них к работе не допускал, считал их работниками сторонней организации, документы и разрешение на работу у них не проверял.
Из объяснений директора ООО Кадровое агентство "Миграционная биржа труда" Радченко Т.В. (л.д. 19) следует, что 27 февраля 2010 года между ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" и ООО "КА "Миграционная биржа труда" заключен договор N 10 по подбору и предоставлению персонала. По указанному договору, 50 человек до настоящего времени находятся на фабрике. Договор является действующим, не расторгался.
Из письменных объяснений Исомиддиновой Т.З. (л.д.8) следует, что она является гражданкой Узбекистана. С января 2011 года она работает и проживает в ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" по "адрес". Работает она оператором конвейерной линии на пятом этаже данной организации. Разрешения на работу она не имеет, трудовой договор с ней не заключался, размер ее заработной платы составляет 6000 рублей. Проживает она на втором этаже здания в общежитии с апреля по настоящее время. Сроки миграционного учета у нее истекли, а от выезда из РФ она уклоняется, так как нет денег.
В соответствии с условиями договора N 10 от 27 февраля 2010 года, заключенного между ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" и ООО "КА "Миграционная биржа труда" (л.д. 20), агентство осуществляет подбор и предоставление персонала фабрике, при этом оформляет трудовые отношения с предоставленным персоналом. Персонал является работниками агентства.
Допрошенный в судебном заседании свидетель П. А. А., пояснил, что 29 июня 2011 года он был привлечен в качестве понятого при задержании иностранных граждан, работающих на предприятии ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" без соответствующего разрешения. Всех иностранных работников выводили из помещений Елисеевской фабрики. Свидетель также пояснил, что ранее видел данных лиц, однако точно не знал, где они работают. При проверке у них отсутствовали какие-либо документы.
Проанализировав вышеуказанные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку, суд находит установленным факт допущения ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" г. Бердска к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, совершения правонарушения, предусмотренного ст.18.15 ч.1 КоАП РФ, а также вину данного юридического лица в совершении данного правонарушения.
Доводы представителей юридического лица о том, что в действиях ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст.18.15. ч.1 КоАП РФ, поскольку фабрика лишь использовала труд направленных ей работников кадровым агентством и не обязана была контролировать наличие у тех разрешение на работу и разрешение на пребывание на территории Российской Федерации, являются неосновательными, по следующим основаниям.
Вопрос о применении аналогии закона либо права не определен Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, однако допустимость применения по аналогии процессуальных норм в делах об административных правонарушениях подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 13 января 2000 года N 21-О от 14 января 2000 года N 4-О о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1999 года, как усматривается из Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 113-О. На основании изложенного, суд полагает возможным ссылаться на Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц за совершение правонарушений, установленных частями 1 и 2 статьи 18.15 КоАП РФ, судам необходимо принимать во внимание, что статьей 61 Трудового кодекса Российской Федерации различаются день заключения договора и день, когда работник обязан приступить к выполнению своих трудовых обязанностей. Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" имело возможность проверить наличие у привлеченных к трудовой деятельности иностранных граждан разрешения на работу, и обязано было это делать. Непринятие мер к соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, свидетельствует о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Допущенные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении, на которые ссылаются представители юридического лица ООО "Елисеевская кондитерская фабрика", как неустранимые при рассмотрении дела, по мнению суда не свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ООО "Елисеевская кондитерская фабрика" правильно квалифицируются по ст.18.15. ч.1 КоАП РФ, как привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
Разрешая вопрос о наказании ООО "Елисеевская кондитерская фабрика", суд учитывает характер совершенного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Учитывая, что совершенное юридическим лицом административное правонарушение не влечет за собой последствий, предусмотренных ст.3.12. КоАП РФ, совершено впервые, суд находит возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
На основании ст. 18.15 ч. 1 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать общество с ограниченной ответственностью "Елисеевская кондитерская фабрика" г. Бердска виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 18.15 ч. 1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
Штраф перечислить на счет: 401 01 810 9000 000 1 0001. Получатель: УФК по Новосибирской области (УФМС России по Новосибирской области). Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г.Новосибирск. БИК: 045004001 ИНН 5402460455, КПП 540201001, КБК 19211690040040000140, ОКАТО 50408000000.
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.
Судья О.В.Лихницкая
Постановление не обжаловано, вступило в законную силу 09 июня 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.