Шегарский районный суд Томской области в составе:
судьи Лапы А.А.,
при секретаре Носковой В.С.,
с участием истца Найбороденко Б.К.,
представителя ответчика Бакаловой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Найбороденко Б.К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Шегарском районе Томской области о возложении обязанности включить в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву и назначить досрочную трудовую пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Найбороденко Б.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Шегарском районе (далее УПФР), в котором просит обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, период прохождения военной службы по призыву в 1981-1983 г.г. и назначить досрочную трудовую пенсии по старости со дня обращения за ней в пенсионный орган. В исковом заявлении указал, что решением УПФР ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку в специальный стаж не был включен период прохождения службы по в 1981-1983 г.г., в то время как он подлежит включению в специальный стаж в силу Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397.
В судебном заседании истец Найбороденко Б.К. исковые требования поддержал в полном объеме и дал обяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Полагает, что период службы в армии по призыву должен быть включен в стаж, дающий ему право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью.
Из объяснений представителя ответчика Бокаловой О.Л. следует, что исковые требования она не признает. В силу п/п 19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях" пенсия назначается досрочно лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Истец в спорный период педагогической деятельностью не занимался. Списками, утвержденными постановлениями Правительства РФ N 1067 от 22.09.1999 и N 463 от 06.09.1991, не предусмотрен зачет в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, периода прохождения военной службы. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 было отменено с 01.10.1993.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, в том числе материалы пенсионного дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит полному удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из решения ГУ-УПФР в Шегарском районе N от ДД.ММ.ГГГГ, Найбороденко Б.К. обратился за назначением пенсии 24.07.2012. В его специальный стаж засчитаны периоды работы в 1988-2012 г.г. в должности учителя, директора Маркеловской средней школы. Продолжительность педагогической деятельности определена в 23 года 11 месяцев 13 дней. В связи с недостаточностью специального стажа ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Факт педагогической деятельности истца в указанные периоды подтверждается трудовой книжкой.
Военным билетом серии НА N подтверждается, что истец был призван на военную службу ДД.ММ.ГГГГ, уволен ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет. Согласно п/п 19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст.7 Закона возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Указанным списком, а также ранее действовавшими Списками, утвержденными постановлениями Правительства РФ N 1067 от 22.09.1999 и N 463 от 06.09.1991, не предусмотрен зачет в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, периода прохождения военной службы.
Вопреки доводам представителя ответчика, суд считает, что период прохождения истцом военной службы подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность. Этот вывод основан на следующем.
В период прохождения истцом службы в Вооруженных силах СССР действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения".
Согласно п/п. "г" п. 1 вышеназванного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу п. 4 данного Положения период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проработано в учреждениях, организациях, должностях, трудовая деятельность в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 953 установлено, что постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 не применяется на территории РФ с 1 октября 1993 года.
В соответствии со ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периодов прохождения службы в Вооруженных силах СССР.
В определении от 18.06.2004 N 197-О Конституционный Суд РФ указал, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Исходя из положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и подлежащего в связи с этим применению законодательства, действовавшего в спорный период прохождения службы истцом в Вооруженных силах СССР, суд приходит к выводу, что истец имеет право на включение периода прохождения службы в Вооруженных силах СССР в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Ссылку ответчика на постановление Минтруда РФ от 17 октября 2003 г. N 70 суд считает несостоятельной, так как данный правовой акт не является нормативным и не соответствует вышеизложенным нормам Конституции РФ. Исходя из предмета иска, вид деятельности истца в спорный период установлен судом как служба в составе Вооруженных Сил СССР. Выяснение содержания выполняемой работы в данном случае не требуется.
Так как установленный период военной службы истца (с 25.10.1981 по 12.12.1983) составляет менее 1/3 от общей продолжительности льготного стажа, а наличие 2/3 стажа, необходимого в рассматриваемом случае для назначения пенсии подтверждено трудовой книжкой и не оспаривается сторонами, то спорный период должен быть засчитан в специальный стаж, наличие которого дает истцу право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
При вышеизложенных обстоятельствах, на день обращения истца в пенсионный орган за назначением пенсии, то есть на 24.07.2012, специальный стаж Найбороденко Б.К. в связи с осуществлением педагогической деятельности составил более 25 лет.
С учетом требований п.1 ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" суд возлагает на ответчика обязанность назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, то есть с 24.07.2012.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Найбороденко Б.К. удовлетворить полностью.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" включить в специальный стаж Найбороденко Б.К., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 25.10.1981 по 12.12.1983, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением о назначении пенсии - с 24.07.2012.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Шегарский районный суд Томской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.