Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Фархутдиновой Г.Р.
судей Хакимова А.Р., Куловой Г.Р.
при секретаре Филипповой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:
исковые требования Прокурора Советского района г. Уфы в интересах Каримовой ФИО9 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить вне очереди Каримовой ФИО10 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Хакимова А.Р.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района города Уфы Республики Башкортостан, действуя в соответствии со статьей 45 ГПК РФ в интересах Каримовой Л.К., обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в котором просил обязать ответчика предоставить Каримовой Л.К. жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья.
В обоснование иска истец указал на то, что прокуратурой Советского района города Уфы Республики Башкортостан проводилась проверка по исполнению законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятии мер по защите их прав и законных интересов.
Установлено, что распоряжением Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ N... от ... года Каримова Л.К. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена во внеочередной список по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Однако в нарушение действующего законодательства Каримова Л.К., по достижении 18-летнего возраста и окончании пребывания в учреждении профессионального образования ответчиком в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены права Каримовой Л.К. на жилье.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене обжалуемого решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью, указывая на то, что по состоянию на ... года детей - сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по г. Уфе - ... человек. Норма предоставления жилого помещения установлена в размере от ... до ... кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. По данным Башкомстата рыночная стоимость квадратного метра жилья в г. Уфе на ... года составила ... руб. Таким образом, бюджету городского округа город Уфа РБ на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот необходимо субвенции в размере ... рублей, что явно больше, чем предусмотрено Законом РБ от 05.12.2011г. N 460-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год". Более того, Администрация городского округа не является правопреемником Правительства РБ, предоставление жилья истцу обязанностью городского округа не является. Кроме того, Каримова Л.К. на сегодняшний день обучается в ГОУ ВПО "Уфимская государственная академия экономики и сервиса", проживает в общежитии, то есть находится на полном государственном обеспечении.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации городского округа город Уфа РБ ФИО11 судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Как усматривается из материалов дела, Каримова ФИО12 родилась ... года в ... РБ, в графе "отец" указан " ФИО2", а в графе "мать" указана " ФИО3", что подтверждается копией свидетельства о рождении.
Мать Каримовой Л.К. - ФИО3 умерла ... года, что подтверждается свидетельством о смерти, а с отцом - ФИО2 утеряны родственные связи, его местонахождение ОВД по ... РБ не установлено, что подтверждается справкой от ... года N....
Также судом установлено, что Каримова Л.К., ... года года рождения, Постановлением ... и ... N... от ... года устроена в Детский дом, также пунктом N... данного Постановления, за ней закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: РБ, ....
Постановлением ... и ... N... от ... года пункт N... о закреплении за истцом жилой площади был исключен из названного выше постановления.
В вышеуказанном доме Каримова Л.К. проживала вместе с матерью с ... года по ... года.
В настоящее время Каримова Л.К. обучается в Уфимской государственной академии экономики и сервиса, зарегистрирована и проживает по адресу: ... общежитие комната ...
Распоряжением ... ГО ... РБ N... от ... года Каримова Л.К. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
В настоящее время Каримова Л.К. зарегистрирована и проживает по адресу: ... общежитие комната ..., не имеет жилья и не находится на полном государственном обеспечении, однако она не обеспечена жилым помещением.
Разрешая спор и возлагая обязанность по предоставлению жилого помещения на Администрацию городского округа город Уфа, суд правильно сослался на положения ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и обоснованно сделал вывод о том, что обязанность по предоставлению Каримовой Л.К., которая является сиротой и не имеет закрепленного жилого помещения, должна быть возложена на Администрацию городского округа город Уфа.
С данным выводом апелляционная инстанция соглашается, поскольку он является правильным и подтверждается материалами дела.
В силу пп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
Республикой Башкортостан принят Закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым также определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти.
Из приведенных выше норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на Администрацию городского округа город Уфа.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РБ N 200 от 20.07.2007 г. "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и РБ, предоставляются площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более ... кв.м. - для одиноко проживающих детей-сирот, ... кв.м. - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами, ... кв.м. - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.
На основании вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что Каримова Л.К., которая в силу ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, которым является Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в пределах указанной выше социальной нормы представления жилья.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация городского округа город Уфа РБ не является правопреемником Правительства Республики Башкортостан, предоставление жилья истцу обязанностью городского округа город Уфа РБ не является, опровергается вышеприведенными нормативными актами, поскольку истец просил обязать предоставить во внеочередном порядке жилое помещение из муниципального жилищного фонда городского округа, являющегося субъектом Российской Федерации, в связи с тем, что ФИО5 стоит на жилищном учете, учрежденном и ведущимся органами государственной власти Республики Башкортостан.
Частью 5 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Ввиду регистрации Каримовой Л.К. по месту жительства в г. Уфе, суд обоснованно указал на обязанность ответчика по предоставлению ей жилого помещения в черте г. Уфа.
Довод жалобы об отсутствии средств для обеспечения нуждающихся детей-сирот в жилых помещениях, является несостоятельным, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств.
Ссылка в жалобе на то, что Каримова Л.К. на сегодняшний день обучается в ГОУ ВПО "Уфимская государственная академия экономики и сервиса", проживает в общежитии, то есть находится на полном государственном обеспечении в связи с чем не может быть обеспечена жилым помещением, является необоснованной, поскольку как установлено судом и следует из материалов дела, Каримова Л.К. окончила МОБУ СОШ ... РБ, что уже является одним из оснований для обеспечения ее жилым помещением.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований жилищного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат и основаны на неверном толковании законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.
Решение суда отвечает требованиям закона. Основания к его отмене по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан ... года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Р. Фархутдинова
Судьи: А.Р. Хакимов
Г.Р. Кулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.