Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи
Крыгиной Т.Ф.,
судей
Таратановой Л.Л.
Портянова А.Г.
при секретаре
Б.Ю.Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе генерального директора ООО "Башнефть-Сервис НПЗ" Е.Д.А. на решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 08 августа 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления ООО Башнефть-Сервис НПЗ о признании незаконным Предписания Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан отказать.
Заслушав доклад судьи Крыгиной Т.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Башнефть-Сервис НПЗ" обратился в суд с иском об обжаловании предписания Государственной инспекции труда в РБ N... от ... года
В обоснование заявления указал, что ... года государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в РБ, А.А.Ш. по результатам внеплановой выездной проверки, вынесла в адрес ООО "Башнефть-Сервис НПЗ" предписание N... которым обязала предоставлять дополнительные отпуска за вредные условия труда в соответствии с Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦПС от 25.10.1974г. N 298/П-22, ст.117, 121 Ж РФ. Полагают, что вынесенное предписание N... от ... года не законно, нарушает права ООО "Башнефть-Сервис НПЗ" поскольку обязывает предоставлять дополнительные отпуска за вредные условия труда в соответствии с законодательными актами бывшего Союза ССР, а именно Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦПС от 25.10.1974 г. N 298/П-22.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, генеральный директор ООО "Башнефть-Сервис НПЗ" Е.Д.А. в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на то, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, решение суда, выслушав представителя ООО "Башнефть-Сервис НПЗ" - М.А.Ш.., представителя Государственной инспекции труда в РБ - А.А.Ш. обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 352 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод.
Основные права государственных инспекторов труда установлены в ст. 357 ТК РФ. В соответствии с положениями абз. 1, 6 и 12 указанной статьи государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также о восстановлении нарушенных прав работников.
Проверка соблюдения трудового законодательства проводилась государственным инспектором труда на основании вынесенных распоряжений руководителя государственной инспекции труда в Республики Башкортостан, порядок проведения проверки соблюдения трудового законодательства нарушен не был.
Судом установлено, что ... года в Государственную инспекцию труда в РБ поступило обращение Гильманова В.М. по вопросам нарушения его трудовых прав в части не предоставления дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда в ООО "Нефтехиминженеринг", ООО "Башнефть-Сервис НПЗ".
На основании распоряжений N..., N... от ... года; N..., N... от ... года Государственной инспекции труда в РБ была проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ООО "Нефтехиминженеринг", ООО "Башнеть-Сервис НПЗ".
В акте от ... года государственным инспектором труда А.А.Ш. отражены результаты проверки.
По итогам проверки установлено: в ООО "Нефтехиминженеринг" Г.В.М. проработал с ... года по ... года в должности слесаря по ремонту технологических установок 5 разряда, группа по ремонту НКО и спецоборудования на объектах топливного газокаталитического производства, производства ароматических углеводородов. В ООО "Нефтехиминженеринг" проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, по итогам которой выдано заключение N... от ... года Согласно карте аттестации рабочих мест по условиям труда N...а от ... года, Гильманову В.М. установлен дополнительный отпуск - 7 календарных дней.
В ООО "Башнефть-Сервис НПЗ" Г.В.М. был принят на работу с ... года в производство механосервиса, цех N... по обслуживанию ОАО "Уфанефтехим", ремонтный участок, группа по ремонту НКО и спецоборудования, отделение N... - по обслуживанию топливного, газокаталитического производства, производства ароматических углеводородов, на должность (по профессии) слесарь по ремонту технологических установок 5 разряда.
Согласно п.8 Раздела I "Общие Положения" Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ... года N...-н, аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Кроме того в ходе проведения проверки установлено: аттестация рабочих мест по условиям труда в ООО "Башнефть-Сервис НПЗ" не проведена. В графике отпусков на 2012 год предоставление дополнительных отпусков за вредные условия труда не предусмотрено.
Поскольку аттестация рабочих мест по условиям труда в ООО "Башнефть-Сервис НПЗ" не проведена, то суд правильно пришел к выводу, что работодатель должен руководствоваться Списками, утвержденными Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦПС от 25.10.1974 г N 298/П-22, либо работодатель должен был в начале провести аттестацию рабочих мест по условиям труда и после этого принимать работников на работу.
По итогам проверки выдано предписание N... от ... года государственного инспектора труда, в п. 1, которого на ООО "Башнеть-Сервис НПЗ" возложена обязанность, принять меры по устранению нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а именно:
- предоставлять дополнительные отпуска за вредные условия труда в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, ст. 117, 121 ТК РФ.
Проверяя предписание, суд пришел к выводу, что оно выдано по вопросам, отнесенным законом к компетенции государственного инспектора, и обоснованно.
Сведений о нарушении процедуры проведения проверки и нарушения, процессуальных прав ООО "Башнефть-Сервис НПЗ", при проведении проверки заявителем в жалобе не указано.
В соответствии со ст. 117 ТК РФ, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
На основании ст. 423 Трудового кодекса РФ, суд правильно указал, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствии с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
В Постановлении Правительства РФ от 20.11.2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" предусмотрены работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации, в виде сокращенной продолжительности рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ, предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Согласно п. 2 указанного Постановления Министерству здравоохранения и социального развития РФ в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления предписано установить в зависимости от класса условий труда и учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условий предоставления указанных компенсаций.
Поскольку до настоящего времени такой нормативный документ по установлению указанных компенсаций не разработан и не утвержден, суд правомерно, для определения перечня профессий, имеющих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, руководствовался вышеуказанным Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.
Разрешая заявление, суд пришел к обоснованному выводу о том, что у инспектора имелись основания выдать предписание об устранении нарушений трудового законодательства по установлению дополнительных отпусков, за работу с вредными условиями труда на предприятии.
Довод жалобы о том, что суд неправильно применил нормативный акт - Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г., поскольку действует Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 г. N 870, не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку нормативный документ в соответствии с. п. 2 ПП РФ от 20.11.2008 г. N 870 по установлению указанных компенсаций не разработан и не утвержден, следовательно, применяется Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года.
Кроме того работодатель обязан был произвести аттестацию рабочих мест по условиям труда в соответствии с которой, решить вопрос о предоставлении дополнительных отпусков. Работодатель этого не сделал по своей инициативе.
Довод жалобы о том, что Определением Верховного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2012 года N АКПИ12-317 нормативно правовые акты бывшего Союза СССР, а именно Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года признано недействующим, в связи с тем, что противоречит Трудовому кодексу РФ, необоснован, поскольку по данному делу производство было прекращено, обжалуемое решение не противоречит вышеназванному определению.
Иные доводы жалобы не содержат оснований для отмены судебного постановления, сводятся по существу к переоценке доказательств по делу.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд верно определил все обстоятельства имеющие значение для дела, доказательствам представленным сторонами дал надлежащую оценку и вынес решение в соответствии с требованиями закона. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 08 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу генерального директора ООО "Башнефть-Сервис НПЗ" Е.Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Крыгина Т.Ф.
Судьи Таратанова Л.Л.
Портянов А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.