Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Старинновой Л.Д.
судей Козиной Е.Г.
Межевовой Н.И.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 октября 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия Трякиной З.А. на решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 03 августа 2012 г.
Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Кондрашкин Н.М. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствиии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", указывая, что решением начальника N 26 от 19 апреля 2012 г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. В специальный стаж не включен период работы в должности прораба "данные изъяты" ПМК- "N" треста "данные изъяты".
Считал отказ во включении указанного периода в специальный трудовой стаж неправомерным, просил признать незаконным и отменить решение начальника N 26 от 19 апреля 2012 г., установить факт его занятости в период с 20 июня 1986 г. по 02 мая 1989 г. в "данные изъяты" ПМК- "N" треста "данные изъяты" в качестве прораба, и обязать пенсионный орган включить указанный период работы в должности прораба в "данные изъяты" ПМК- "N" треста "данные изъяты" в специальный стаж, назначить ему досрочную трудовую пенсию с 10 апреля 2012 г.
Решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 03 августа 2012 г. исковые требования Кондрашкина Н.М. удовлетворены частично.
Судом постановлено: "Решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском районе Республики Мордовия от 19 апреля 2012 г. N 26 об отказе Кондрашкину Н.М. в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда частично признать незаконным.
Установить факт занятости Кондрашкина Н.М. в период с 1 сентября 1986 г. по 2 мая 1989 г. в "данные изъяты" ПМК- "N" треста "данные изъяты" в качестве прораба.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском районе Республики Мордовия включить период работы Кондрашкина Н.М. с 1 сентября 1986 г. по 2 мая 1989 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения, то есть с 10 апреля 2012 года".
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия Трякина З.А. считает решение суда неправильным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения оспариваемого периода работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Кондрашкин Н.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку согласно записи в трудовой книжке он с 23 марта 1985 г. переведен прорабом ПМК-520 и уволен 26 января 1990 г. с указанной должности.
В судебное заседание представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще под роспись (л.д. 209, 210), о причинах неявки в суд не известил, доказательств, в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах, руководствуясь частью третьей статьи 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица, извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании истец Кондрашкин Н.М. возразил против доводов жалобы.
Заслушав объяснения истца Кондрашкина Н.М., просившего решение оставить в силе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 10 апреля 2012 г. Кондрашкин Н.М. обратился с заявлением к ответчику о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия от 19 апреля 2012 года за N 26 истцу Кондрашкину Н.М. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федера
ции" из-за отсутствия требуемого стажа. Требуется не менее 6 лет 3 месяцев, имеется 4 года 2 месяца 22 дня.
Не включен в специальный стаж период работы с 20 июня 1986 г. по 02 мая 1989 г. в "данные изъяты" ПМК- "N" треста "данные изъяты" в качестве прораба, поскольку невозможно однозначно определить, какую должность занимал Кондрашкин Н.М. Так, согласно архивным приказам по ПМК- "N" с 23 марта 1985 г. Кондрашкин Н.М. переведен мастером, далее с 20 июня 1986 г. переведен старшим прорабом. Приказов о переводе Кондрашкина Н.М. с должности старшего прораба на должность прораба не имеется. Вместе с тем в приказе об установлении должностных окладов от мая 1989 года Кондрашкин Н.М. значится как прораб, в приказе об увольнении также как прораб. Из лицевых счетов по ПМК- "N" выяснено, что Кондрашкин Н.М. с апреля 1985 г. по июнь 1986 г. значится мастером, с июля по август 1986 года - старшим прорабом, с сентября 1986 по август 1988 года - прорабом, с сентября по декабрь 1988 года должность не указана, с января 1989 года по январь 1990 года - значится прорабом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
При исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 г. в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. N 2-П и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20.12.2005 г. по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании как ранее действовавших нормативных правовых актов, так и действующих на момент обращения лица за назначением досрочной трудовой пенсии.
Исследовав все имеющиеся по делу доказательства, оценив их в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь нормами пенсионного законодательства, регулирующими условия и порядок назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, суд пришел к правильному выводу о том, что отказ пенсионного органа в части включения в специальный стаж Кондрашкина Н.М. периода работы с 01 сентября 1986 г. по 02 мая 1989 г. в должности прораба в "данные изъяты" ПМК- "N" треста "данные изъяты" в специальный стаж, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным.
При этом суд обоснованно исходил из того, что Кондрашкин Н.М. в период с 01 сентября 1986 г. по 02 мая 1989 г. работал в должности прораба в "данные изъяты" ПМК- "N" треста "данные изъяты", которая предусмотрена разделом XXIX "Строительство зданий и сооружений промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173.
Факт работы истца в качестве прораба в спорный период установлен и подтверждается: данными трудовой книжки; справкой, выданной начальником отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации "данные изъяты" района Республики Мордовия, из которой следует, что работа Кондрашкина Н.М. в должности прораба была связана со строительством зданий и сооружений, что дает ему право на льготное назначение пенсии в соответствии со Списком N 2; табелями учета рабочего времени за период с сентября 1986 г. по сентябрь 1988 г., в которых должность истца указана как "прораб"; лицевыми счетами по начислению заработной платы за спорный период; приказами о переводе и увольнении с работы; ведомостями по начислению заработной платы за период с октября 1986 г. по сентябрь 1988 г., с октября 1988 г. по апрель 1989 г., из которых установлено, что оклад истца составлял 210 рублей, что соответствовало тарифной ставке должностного оклада прораба; ведомостями о начислении заработной платы за указанный период, из которых следует, что должностные оклады старших прорабов ПМК- "N" составляли 240 руб.; приказом N28-К от мая 1989 года, по которому на основании утвержденного штатного расписания установить с 03.05.1989 года нижеследующие должностные оклады: производитель работ Кондрашкин Н.М. - 220 руб., материалами пенсионного дела на имя истца, где указано, что в лицевых счетах по ПМК-520 за период с января 1989 г. по январь 1990 г. должность Кондрашкина Н.М. значится как "прораб"; экспертным заключением N 44-С/12 государственной экспертизы условий труда от 17 июля 2012 г., согласно выводам которого, условия труда Кондрашкина Н.М. в должности "прораба" в период с 20 июня 1986 г. по 02 мая 1989 г. в "данные изъяты" ПМК- "N" треста "данные изъяты" относятся к особым условиям труда и другими письменными доказательствами.
Приведенные доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что работа истца в должности прораба в указанный период подлежит включению в трудовой стаж для назначения пенсии.
Таким образом, поскольку на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии 10 апреля 2012 г. Кондрашкин Н.М. достиг возраста 58 лет, имел страховой стаж более 25 лет, и с учетом включенного судом оспариваемого периода работы имел специальный стаж более 6 лет 03 месяцев, суд обоснованно обязал пенсионный орган назначить ему пенсию с момента обращения, то есть с 10 апреля 2012 г.
При таких обстоятельствах являются необоснованными доводы апелляционной жалобы о неправомерном включении оспариваемого периода в льготной стаж работы истца для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда, и что истец не приобрел права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Доводы апелляционной жалобы о не подтверждении занятости истца постоянно и полный рабочий день, отклоняются, поскольку вышеперечисленные документы свидетельствуют о его полной занятости в спорный период на работе с тяжелыми условиями труда в должности прораба в ПМК- "N" треста "данные изъяты". Документов, свидетельствующих о том, что трудовую деятельность в указанный период истец осуществлял на условиях не полной занятости, с сокращенным рабочим временем, ответчиком не представлено.
Другие доводы жалобы пенсионного органа по существу повторяют фактические и правовые основания отказа ответчика истцу в назначении пенсии, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 03 августа 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия Трякиной З.А. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции- Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Е.Г. Козина
Н.И. Межевова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.