Решение Верховного суда Республики Мордовия от 24 октября 2012 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Гела Какоевич Екония с участием секретаря судебного заседания Олеси Николаевны Атряхиной, рассмотрев в открытом судебном заседании от 24 октября 2012 года в городе Саранске жалобу Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия на решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 19 сентября 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. начальника отдела судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Т.Н. Плигиной от 15 августа 2012 года N116 Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей (л.д.15-16).
Решением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 19 сентября 2012 года указанное постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба районной администрации на это постановление оставлена без удовлетворения (л.д.41-45).
Представитель Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Е.Ю. Лисенкова подала в Верховный Суд Республики Мордовия жалобу на решение судьи районного суда, ссылаясь на то, что районная администрация наделена государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями. Районная администрация обязана исполнить содержащееся в исполнительном документе требование о предоставлении А.И. Ю. жилого помещения. 5 июня 2012 года районная администрация направила в Министерство образования Республики Мордовия ходатайство о выделении денежных средств, необходимых для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. До настоящего времени необходимыми финансовыми средствами районная администрация, принявшая все зависящие от неё меры, не обеспечена, её вины в совершении административного правонарушения не имеется, и начатое производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения (л.д.50-51).
В судебное заседание и.о. начальника отдела судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Т.Н. Плигина, вынесшая постановление по делу об административном правонарушении, не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена путём заблаговременного направления адресату по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, сведений о причинах неявки не представила, и отложить разбирательство дела не просила.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья Верховного Суда Республики Мордовия принял решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Л.В. Стеньшина доводы жалобы поддержала.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность решения судьи районного суда, судья Верховного Суда Республики Мордовия находит его подлежащим отмене.
Часть 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность юридических лиц за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, 5 мая 2012 года Рузаевским районным судом Республики Мордовия выдан исполнительный лист серии BC "N", обязывающий Администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия предоставить А.И.Ю. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте городского поселения Рузаевка, общей площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам (л.д.31-32).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Е.Б. Парафоновой от 25 мая 2012 года возбуждено исполнительное производство и районной администрации установлен месячный срок для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования (л.д.30).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Е.Б. Парафоновой от 25 июня 2012 года на районную администрацию наложено денежное взыскание (исполнительский сбор) в размере пяти тысяч рублей за неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д.29).
25 июня 2012 года судебный пристав-исполнитель Е.Б. Парафонова установила районной администрации новый срок для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования (до 5 июля 2012 года) и предупредила должника об административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.28).
Содержащееся в исполнительном документе требование в срок до 5 июля 2012 года районной администрацией не исполнено, что удостоверяется актом совершения исполнительных действий от 15 августа 2012 года (л.д.20).
В связи с указанным событием в отношении районной администрации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чём 15 августа 2012 года судебным приставом-исполнителем Е.Б. Парафоновой составлен протокол об административном правонарушении (л.д.17-18).
Постановлением и.о. начальника отдела судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Т.Н. Плигиной от 15 августа 2012 года N116 районная администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей (л.д.15-16).
Оставляя указанное постановление по делу об административном правонарушении без изменения, судья районного суда пришёл к выводу о том, что вина районной администрации в совершении административного правонарушения установлена, а отсутствие у районной администрации денежных средств, необходимых для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, не имеет правового значения.
Данные выводы судьи районного суда основаны на неправильном применении закона и не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия наделена государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями.
Государственными полномочиями районная администрация наделена на основании статьи 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года N104-З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Так, согласно подпункту 3 статьи 6 настоящего Закона Республики Мордовия органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Мордовия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе по принятию решений о предоставлении жилых помещений и заключению договоров социального найма. При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 8 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 9 настоящего Закона Республики Мордовия органы государственной власти Республики Мордовия при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий за счёт субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Согласно справке финансового управления районной администрации от 27 июня 2012 года N34 в местном бюджете на 2012 год денежные средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрены в связи с дефицитом бюджета (л.д.10).
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых местному бюджету из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Так, согласно справке финансового управления районной администрации от 27 июня 2012 года N33 по состоянию на 27 июня 2012 года для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, местному бюджету из республиканского бюджета Республики Мордовия предоставлены субвенции: по целевой статье 5053600009 - 7 006 600 рублей; по целевой статье 5052102009 - 1 113 300 рублей (л.д.9).
Согласно справке районной администрации от 29 июня 2012 года N123 в 2012 году лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставлено 6 жилых помещений по договорам социального найма (л.д.11).
Согласно справке финансового управления районной администрации от 22 июня 2012 года N32 по состоянию на 22 июня 2012 года остаток субвенций составлял: по целевой статье 5053600009 - 946 600 рублей; по целевой статье 5052102009 - 1 113 300 рублей (л.д.8).
По объяснениям представителя районной администрации Е.Ю. Лисенковой, изложенным в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, этого остатка субвенций достаточно только для исполнения двух и из двадцати пяти решений суда, обязывающих районную администрацию предоставить детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения (л.д.1-4).
Письмом N2231 от 5 июня 2012 года, то есть в период первоначального срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении А.И. Ю. жилого помещения, районная администрация просила Министерство образования Республики Мордовия выделить денежные средства, необходимые для исполнения вступивших в законную силу решений суда, в том числе в отношении А.И. Ю. (л.д.6).
Письмом N3401 от 9 июля 2012 года Министерство образования Республики Мордовия сообщило главе районной администрации Н.В. Иняткиной о том, что по предварительным расчётам районной администрации будут направлены денежные средства (с учётом ранее выделенных остатков) в сумме 9019,6 тысяч рублей на приобретение 10 квартир для обеспечения жильём детей-сирот и лиц из числа детей-сирот (л.д.36).
Таким образом, как в первоначальный срок, так и в последующий новый срок, установленные судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении А.И. Ю. жилого помещения, районная администрация не была обеспечена денежными средствами, необходимыми для осуществления государственного полномочия по обеспечению А.И. Ю. жилым помещением.
Реальной возможности для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении А.И. Ю. жилого помещения у районной администрации, принявшей все зависящие от неё меры, не имелось, и обратное не доказано.
Следовательно, вина районной администрации в совершении административного правонарушения не установлена.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьёй 24.5 настоящего Кодекса.
В связи с этим доводы жалобы заслуживают внимания, а обжалуемые решение судьи районного суда и постановление по делу об административном правонарушении подлежат отмене с прекращением начатого в отношении районной администрации производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Мордовия
РЕШИЛ:
отменить решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 19 сентября 2012 года и постановление и.о. начальника отдела судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Т.Н. Плигиной от 15 августа 2012 года N116, вынесенные в отношении Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекратить начатое в отношении Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке надзора путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Г.К. Екония
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.