Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Елецких О.Б., судей Мезениной М.В., Выдриной Ю.Г., при секретаре Корякине М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 26 сентября 2012 г. дело по апелляционной жалобе Истоминой У.Ю. на решение Свердловского районного суда г. Перми от 23 мая 2012 г., которым постановлено:
В удовлетворении заявления Истоминой У.Ю. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений в предоставлении в аренду земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду на срок 4 года 11 месяцев земельный участок общей площадью 1 677 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по адресу: **** ул. **** отказать
Заслушав доклад судьи Мезениной М.В., проверив дело, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истомина У.Ю. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 24.02.2012 г. в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ****.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Истомина У.Ю. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам судом дана неправильная оценка.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Истомина У.Ю. 31.01.2012г. обращалась в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в аренду в порядке ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельного участка площадью 1677 кв. м для индивидуального жилищного строительства по адресу: ****.
24.02.2012 г. Департамент земельных отношений отказал в предоставлении испрашиваемого участка, указав, что предоставление участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно посредством проведения торгов сформированных для этих целей земельных участков, перечень которых опубликован на официальном сайте администрации города Перми.
Согласно ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с ч.2 ст. 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) (ч. 2 ст. 30 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Как видно из заявления Истоминой У.Ю., она обращалась по вопросу предоставления участка в аренду в порядке ст. 30.1 Земельного кодекса РФ - без предварительного согласования места размещения объекта. По мнению заявителя, уполномоченный орган должен был принять меры, предусмотренные ч. 3 ст. 30.1 - либо решение о проведении аукциона, либо о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка. В то же время, нормы ст. 30.1 Земельного кодекса РФ не подлежат применению вне связи с нормами ст. 30 Земельного кодекса РФ, которая регламентирует порядок предоставления земельного участка.
Согласно ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
проведение работ по формированию земельного участка, которые включают формирование участка и постановку его на кадастровый учет; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды или предоставление участка без проведения торгов.
В силу п. 3.3 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам исключительно посредством проведения торгов в виде открытого аукциона в случаях продажи земельных участков для жилищного строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, или продажи права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства, за исключением определенных в законе случаев.
Таким образом, предоставление участка в аренду под жилищное строительство в порядке ст. 30.1 Земельного кодекса РФ возможно из числа тех земельных участков, которые сформированы для этих целей уполномоченным на то органом и предполагаются к продаже. Сведений о том, что испрашиваемый заявителем участок относится к числу сформированных и предполагаемых к предоставлению на торгах, не имеется.
Суд обоснованно исходил из того, что на территории г. Перми продажа земельных участков под ИЖС или права аренды таких участков производится исключительно на торгах, согласно вышеприведенному Положению о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, которое в этой части не противоречит ч. 1.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ. Вопросами формирования участков, предоставляемых на торгах, занимается Департамент градостроительства и архитектуры г. Перми, а вопросами организации торгов - Департамент имущественных отношений администрации г. Перми. Таким образом, обращение Истоминой У.Ю. с заявлением о предоставлении участка в аренду в Департамент земельных отношений не могло повлечь разрешение данного вопроса по существу с учетом установленного порядка приобретения прав на земельный участок, что и было доведено до сведения заявителя Департаментом земельных отношений 24.02.2012 года.
При таких обстоятельствах отказ Департамента земельных отношений в предоставлении участка от 24.02.2012г. права заявителя не нарушает, соответствует нормам Земельного кодекса РФ и местного нормативного правового акта и не препятствует заявителю реализовать право на приобретение участка в аренду из числа сформированных для этих целей в установленном порядке.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона и не являются основанием для отмены правильного по существу решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Перми от 23 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Истоминой У.Ю. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.