Постановление Саратовского областного суда от 06 ноября 2012 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Саратовского областного суда Ляпин О.М., рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление судьи Красноармейского городского суда "адрес" от "дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Бурсук Любови,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Красноармейского городского суда "адрес" от "дата" ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 2000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан при ГУВД по "адрес" для контролируемого исполнения постановления суда об административном выдворении в соответствии со ст. 27.6, п. 5 ст. 32.10 КоАП РФ.
В жалобе в порядке надзора ФИО2 просит об отмене судебного постановления, указывая на то, что проживает гражданским браком с П.А.В., от которого имеет троих детей. Она неоднократно обращалась в Красноармейский отдел ФМС в 2012 году, но по разным причинам получала отказ в регистрации по месту жительства в доме, принадлежащем ее мужу и свекрови. Полагает, что назначение ей наказания в виде выдворения нарушает Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, которая не допускает разделение семьи, тогда как в настоящее время принятое решение разделяет ее, мужа, являющегося гражданином России, и детей, помещенных в детский приют.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного переезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечет назначение административного наказания.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что "дата" в ходе проверки соблюдения миграционного законодательства по адресу: "адрес", с. ххх, ул. хх, д. х установлено, что по вышеуказанному адресу проживает гражданка Республики Молдова ФИО2, которая согласно дата-штампам пограничного контроля в паспорте и миграционной карте 1511 N прибыла на территорию Российской Федерации "дата" и, будучи иностранным гражданином, в соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от "дата" N "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" обязана была не позднее семи рабочих дней со дня ее прибытия в место пребывания, уведомить орган миграционного учета о прибытии в место пребывания. Однако, ФИО2 в установленный законом срок по данному вопросу в орган миграционного учета не обратилась, территорию Российской Федерации не покинула, тем самым нарушила ст. 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Факт совершения ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от "дата" (л.д. 1), рапортом должностного лица (л.д. 8), объяснениями ФИО2 от "дата" (л.д. 7), ксерокопией паспорта ФИО2 (л.д. 3-6) и другими материалами дела, которым была дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, деяния ФИО2, выразившиеся в нарушении правил миграционного учета, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Санкция ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст. 41 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В поданной в областной суд жалобе ФИО2 указывает на то, что она проживает гражданским браком с П.А.В., от которого имеет троих детей и полагает, что назначение ей наказания в виде выдворения нарушает Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, которая не допускает разделение семьи, тогда как в настоящее время принятое решение разделяет ее, мужа, являющегося гражданином России, и детей, помещенных в детский приют.
Согласно материалам дела, ФИО2 имеет троих несовершеннолетних детей - П.В-ю., П.В-а, Б.Н., отцом которых является П.А.В., гражданин России.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ( "дата", "адрес") каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Существование или отсутствие "семейной жизни" в смысле ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ( "дата", "адрес") не ограничивается основанными на браке взаимоотношениями и зависит от фактического существования на практике тесных личных связей.
Статья 8 Конвенции о правах ребенка (принята "дата"), вступившей в силу для СССР и его правопреемника - Российской Федерации "дата", в пункте 1 провозгласила, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
В статье 9 указанной Конвенции содержится норма о том, что на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
На основании изложенного, представляется, что по смыслу положений указанных Конвенций административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.
Вместе с тем при назначении ФИО2 дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации правовой оценки указанным обстоятельствам не дано, семейное положение ФИО2, заинтересованность П.А.В., как отца, в отношении детей ФИО2, привязанность детей к отцу не исследовалось.
Однако, такая необходимость имелась, потому что исполнение указанного дополнительного наказания в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" влечет невозможность получения ФИО2 в течение 5 лет разрешения на временное проживание в Российской Федерации, что не исключает вмешательства в право на семейную жизнь ФИО2 и ее детей.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Проверенные материалы дела свидетельствуют о том, что судья районного суда не принял мер к всестороннему, полному и объективному установлению обстоятельств дела, а вывод о необходимости применения к ФИО2 в качестве дополнительного наказания выдворение за пределы Российской Федерации, является преждевременным.
Приведенные нарушения являются существенными, так как не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, что влечет отмену постановления районного суда.
Учитывая, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу об административном правонарушении на момент рассмотрения надзорной жалобы ФИО2 в областном суде, не истек, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Красноармейский городской суд "адрес".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
надзорную жалобу ФИО2 удовлетворить.
Постановление судьи Красноармейского городского суда "адрес" от "дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Бурсук Любови отменить. Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Красноармейский городской суд "адрес".
Заместитель председателя суда О.М. Ляпин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.