Калининский районный суд г. Новосибирска в с о с т а в е: Председательствующего судьи Тайлаковой О.В., При секретаре Стукаловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратенко И. П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска об обязании произвести перерасчет размера назначенной трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л : Кондратенко И.П. обратился в суд с иском к УПФ РФ в "адрес" об обязании произвести перерасчет размера назначенной трудовой пенсии по старости, мотивированным тем, что трудовой стаж Кондратенко И.П. исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В период трудовой деятельности Кондратенко И.П. проживала в "адрес" и работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в различных организациях "адрес". Принята была на работу ДД.ММ.ГГГГ в Нефтегорскдобывающее управление "Востокнефтегаз" ПО "Оханефтегаздобыча". Уволена была ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией организации вследствие землетрясения, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записями в трудовой книжке. П. Нефтегорск относился к районам Крайнего Севера, а проработала Кондратенко И.П. в районе Крайнего Севера 11 лет 7 месяцев 24 дня, что давало ей в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" право выхода на пенсию раньше положенного срока, а именно при наличии трудового стажа в 20 лет, при рождении двух детей и достижения 50 летнего возраста, при работе в условиях Крайнего Севера. Она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" для назначения пенсии. При обращении Кондратенко И.П. представила все необходимые документы для назначения пенсии. Ей была назначена пенсия в минимальном размере 4900 руб. При назначении трудовой пенсии размер пенсии исчисляется исходя из количества лет общего трудового стажа, заработной платы, отчислений взносов в пенсионный фонд. Гражданин имеет право для начисления пенсии использовать период, равный любым 60 месяцам подряд в течение своей трудовой деятельности. Кондратенко И.П. попросила начислить ей пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ3г. по ДД.ММ.ГГГГ Для начисления пенсии необходимо было предоставить сведения о заработной плате за указанный период. Так как произошло землетрясение, "адрес" был полностью разрушен, то все персональные сведения были утрачены не только для Кондратенко И.П., но и для всех пострадавших граждан. С целью урегулирования проблемы о заработке работников за периоды работы в Нефтегорске при установлении пенсии Минсоцзащиты России и Пенсионным фондом РФ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ было решено исчислять заработок, при назначении пенсии, исходя из среднего заработка, сложившегося на предприятиях нефтедобывающей промышленности "адрес" на май 1995 г. по данным органов статистики. Согласно данным Госкомстата РФ "адрес" средняя заработная плата работников нефтедобывающей промышленности составляет 1018508 рублей. Данный порядок назначения пенсии применяется до настоящего времени. Тем не менее, пенсионный фонд отказался начислить Кондратенко И.П. пенсию, исходя из размера средней заработной платы 1018508 рублей. Пенсионный фонд полагает, что в связи с изменением пенсионного законодательства, вступлением в силу ДД.ММ.ГГГГ ФЗ N "О трудовых пенсиях в РФ" в редакции закона от 24.087.2009г., ранее действующее законодательство, а именно письмо Минсоцзащиты России и Пенсионным фондом РФ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ действовало непосредственно после землетрясения и утратило на данный момент юридическую силу. В соответствии с письмом пенсионного фонда N пенсия была назначена по п.4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" за период после ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что данные действия пенсионного фонда являются незаконными, т.к. определяться по данному способу пенсия может только по выбору самого застрахованного лица, а Кондратенко И.П. не заявляла о таком способе расчета пенсии. Пенсия была назначена по усмотрению самого пенсионного фонда без учета пожеланий застрахованной Кондратенко И.П., поэтому пенсия была назначена по минимуму, в размере пенсии по старости, как лицу, не имеющему трудового стажа, и на ДД.ММ.ГГГГ пенсия составляла 4232 руб. 14 ко "адрес" обязать пенсионный фонд РФ в лице Управления Пенсионного фонда РФ в "адрес" начислить Кондратенко И.П. пенсию исходя из размера средней заработной платы 1018508 рублей и произвести перерасчет пенсии с даты ее назначения исходя из указанного размера.
Истцом были уточнены заявленные требования, согласно которым истец просит обязать пенсионный фонд РФ в лице Управления Пенсионного фонда РФ в "адрес" начислить Кондратенко И.П. пенсию исходя из размера средней заработной платы на май 1995г. - 1018508 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет пенсии с даты ее назначения с ДД.ММ.ГГГГ исходя из указанного размера (л.д.38-40).
В судебное заседание истец Кондратенко И.П. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.34).
Представитель истца Пасюга Н.Д., действующая на основании доверенности (л.д.31), основания и требования иска поддержала в полном объеме.
Представители ответчика - Шмакова Т.В., Яровая И.В., действующие на основании доверенностей (л.д.32,33), возражали против удовлетворения иска, указав, что истцом в пенсионный фонд не была представлены справка о заработной плате, в связи с чем, ей была начислена минимальная пенсия. Полагают, что постановление губернатора "адрес" об установлении среднемесячной заработной платы на май 1998 года не распространяется на жителей других областей, и такое постановление не может являться доказательством получаемой заработной платы, а также полагают, что данное постановление не подлежит применению в связи с тем, что действовало на период землетрясения, а в настоящее время применению подлежат нормы ФЗ N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, обозрев пенсионное дело Кондратенко И.П., суд пришел к следующему выводу :
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кондратенко И.П. начислена трудовая пенсия в соответствии п. 2 ч.1 ст. 28 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п.2 ч.1ст. 28 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Исходя из материалов обозреваемого в судебном заседании пенсионного дела Кондратенко И.П., ей назначена пенсия в минимальном размере. В заявлении в пенсионный фонд Кондратенко И.П. указала период начисления пенсии за проработанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В заявлении указала, что представить сведения о заработной плате не имеет возможности в связи с утратой документов в результате землетрясения. К данному заявлению приложила Постановление губернатора "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке оформления документов о трудовом стаже и среднемесячной зарплате для начисления пенсий жителям "адрес"" и справку "адрес" комитета государственной статистики о среднемесячной заработной плате работников нефтедобывающей промышленности, которая за май 1995г. составила 1018508 рублей.
Из ответа на заявление Кондратенко И.П. и из пояснений представителей ответчика следует, что минимальный размер пенсии Кондратенко И.П. был начислен в связи с не предоставлением сведений о заработной плате. Расчетный размер пенсии определен по пункту 4 ст. 30 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-20).
Из представленных истцом Кондратенко И.П. документов следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в Нефтегорске, уволена в связи с ликвидацией предприятия вследствие землетрясения (л.д.11-14, 26). Весь период работы проходил в "адрес", районе Крайнего Севера.
В пункте 12 ст. 30 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подлежит применению порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу данного Закона.
Согласно п. 2 Разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 октября 2003г. N 4, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 г. N 70, при оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях расчетный размер трудовой пенсии по его желанию может быть исчислен исходя из предусмотренного законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях", размера пенсии, рассчитываемого без применения индивидуального коэффициента пенсионера (включая правила подсчета общего трудового стажа, специального трудового стажа и среднемесячного заработка пенсионера) и определяемого с учетом продолжительности общего трудового стажа этого лица по состоянию на 1 января 2002 г. и его среднемесячного заработка за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд (до 1 января 2002 г.) на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно совместного письма Министерства социальной защиты населения РФ от 03.07.1995г. N 2432/1-32 и Пенсионного фонда РФ от 30.06.1995г. N ЮЛ-01-20/3818, Минсоцзащиты России и Пенсионный фонд России считают возможным в случае отсутствия документов о фактически начисленной работнику заработной плате за период работы в Нефтегорске до даты землетрясения для исчислении пенсии учитывать среднемесячный заработок, сложившийся на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности Сахалинской области на май 1995г. (по данным органов статистики области). В дальнейшем индексацию этого заработка производить на основании действующего законодательства с применением индексов (коэффициентов), установленных с 1 июня 1995 года (л.д.22).
В подтверждение размера среднемесячной заработной платы за любые 60 месяцев работы подряд до ДД.ММ.ГГГГ истцом было представлено Постановление губернатора "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке оформления документов о трудовом стаже и среднемесячной зарплате для начисления пенсий жителям "адрес"" и справка "адрес" комитета государственной статистики о среднемесячной заработной плате работников нефтедобывающей промышленности, которая за май 1995г. составила "данные изъяты" рублей (л.д.24-25, 27).
Пунктом 3 Постановления Губернатора Сахалинской области N 201 от 13.07.1995г. "О порядке оформления документов о трудовом стаже и среднемесячном заработке для назначения пенсии жителям пос. Нефтегорска Охинского района, утратившим документы в связи со стихийным бедствием 28 мая 1995 года" установлено, в случае отсутствия документов о фактически начисленной работнику заработной плате за период работы в пос. Нефтегорск до даты землетрясения при начислении пенсии, учитывать среднемесячный заработок, сложившийся на предприятиях нефтедобывающей промышленности Сахалинской области на май 1995 года (по данным органов статистики). В дальнейшем индексацию этого заработка производить на основании действующего законодательства Российской Федерации с применением индексов (коэффициентов), установленных с 1 июня 1995 года.
Следовательно, у пенсионного органа имелись сведения муниципального и государственного органов о размере среднемесячной заработной платы за май 1995г. в г. Нефтегорске в нефтедобывающей промышленности, где на указанный период работала истец.
И учитывая, что гражданин вправе осуществить оценку приобретенных им до ДД.ММ.ГГГГ пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства, а в данном случае это положение об учете для начисления пенсии среднемесячного заработка, сложившегося на предприятиях нефтедобывающей промышленности "адрес" на май 1995г. (по данным органов статистики) в связи с отсутствием документов о фактически начисленной работнику заработной плате за период работы в Нефтегорске до даты землетрясения, пенсионный фонд должен был применить указанное положение, и, учитывая Разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от ДД.ММ.ГГГГ N, произвести расчет пенсии истцу, исходя из имеющихся сведений о размере среднемесячной заработной платы - "данные изъяты" (в размере до деноминации 1998 года) с учетом того обстоятельства, что сведения о фактической заработной плате истца были утрачены и соответственно получить она их не могла по объективным причинам.
В связи с указанным, суд приходит к выводу, что расчет размера пенсии истца без учета имеющихся официальных сведений о среднемесячной заработной плате, является нарушением пенсионных прав истца. При этом, доводы представителей ответчика о том, что положения Постановления губернатора Сахалинской области от 13.07.1995г. не могут применяться в Новосибирской области, не учитываются судом, поскольку указанное Постановление подлежит применению на территории всей Российской Федерации в силу того, что работники, работавшие в г. Нефтегорске на период землетрясения, вправе переехать в другую местность, где им и будет назначаться пенсия с учетом среднемесячной заработной платы, определенной п. 3 данного Постановления, если у них отсутствуют документы о фактически начисленной заработной плате за период работы в п. Нефтегорске. И указанное Постановление является способом реализации пенсионных прав таких граждан по начислению пенсии исходя из сведений о среднемесячном заработке на период работы в районе Крайнего Севера, а создания какой-либо комиссии, как об этом указано в отзыве представителя ответчика, в данном случае не требуется, поскольку такая комиссия предусмотрена только для установления стажа, в случае отсутствия таких документов. У истца документы, подтверждающие стаж работы на предприятиях районов Крайнего Севера имелись, следовательно, указанный довод представителя ответчика, является несостоятельным.
Таким образом, заявленные истцом исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194,198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кондратенко И. П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска об обязании произвести перерасчет размера назначенной трудовой пенсии по старости - удовлетворить в полном объеме.
Обязать УПФ РФ (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска произвести Кондратенко И. П. перерасчет размера начисленной пенсии исходя из средней месячной заработной платы по состоянию на май 1995г. в сумме "данные изъяты" (до деноминации 1998 года) за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районе Крайнего Севера и произвести перерасчет полученной пенсии с даты ее назначения - ДД.ММ.ГГГГ исходя из размера средней месячной заработной платы по состоянию на май 1995г. в сумме 1018508 рублей (до деноминации 1998 года).
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через суд Калининского района г. Новосибирска.
Судья - Тайлакова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.