Ленинский районный суд г. Новосибирска в составе председательствующего судьи Цехановской О.И.,
при секретаре судебного заседания Малаховой Т.В.,
с участием представителя истца Сальниковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Деллерта В.В. к Мэрии г. Новосибирска о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Деллерт В.В. обратился в суд с иском к Мэрии г. Новосибирска. Просит признать за ним право собственности на 21/53 доли в праве общей долевой собственности на коммунальную квартиру, общей площадью 82,8 кв.м., площадью 81,9 кв.м., жилой площадью 52,5 кв.м., состоящую из трех комнат, расположенную на втором этаже двухэтажного шлакоблочного дома по адресу: "адрес".
Иск мотивировал тем, что 08.12.2004г. он заключил с Рагозиным А.А. договор купли-продажи 21/53 доли в праве общей долевой собственности на коммунальную квартиру общей площадью 82,8 кв.м., площадью 81,9 кв.м., жилой площадью 52,5 кв.м., состоящую из трех комнат, расположенную на втором этаже двухэтажного шлакоблочного дома по адресу: "адрес".
Согласно вышеуказанного договора в его пользование должна была перейти комната N 2 площадью 21,3 кв.м., а кухня, туалет, коридор, ванна являются местами общего пользования. За указанные 21/53 доли в праве общей долевой собственности он уплатил Рагозину А.А. 475 000 рублей, которые он получил до подписания договора купли-продажи, о чем указано в п. 4 договора, что также подтверждается распиской Рагозина А.А.
Документы для государственной регистрации права им и Рагозиным А.А. были сданы в отдел государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Левобережной зоне г.Новосибирска (г.Новосибирск, ул.Блюхера 55).
28.12.2004 года он получил уведомление N 278/2004-87 о приостановлении государственной регистрации права на 21/53 доли в праве общей долевой собственности на квартиру N в доме N по "адрес", по причине отсутствия документа, подтверждающего отказ от преимущественного права покупки от собственника (в соответствии со ст.250 ГК РФ) и согласия органов опеки и попечительства на отказ от права преимущественной покупки законным представителем несовершеннолетнего (п.4 ст.292 ГК РФ).
31.01.2005г. он получил сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по следующим основаниям: 1. 13.01.2005 года в Управление Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области обратилась Аксенова И.А. и поставила в известность, что с условиями продажи 21/53 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: г.Новосибирск, "адрес" она ознакомлена и хотела бы приобрести в собственность данную 21/53 долю для своей несовершеннолетней дочери Аксеновой Е.С.; 2. Администрация Ленинского района г.Новосибирска просила не производить никаких сделок с жилым помещением по адресу: г.Новосибирск, "адрес", принадлежащим Рагозину А.А. без согласия органа опеки и попечительства, т.к. будут ущемлены права несовершеннолетних детей; 3. 26.12.2004 года умер Рагозин А.А. и невозможно внести запись о государственной регистрации сделки и перехода прав Рагозина А.А.
В соответствии с п.3 ст.250 ГК РФ при продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевое собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.
С 13.01.2005 г., когда законный представитель несовершеннолетней Аксеновой Е.С. обратилась с заявлением о намерении приобрести 21/53 долю в праве общей долевой собственности на квартиру N в доме N по "адрес", прошло более трех месяцев, однако не совершено ни одного действия, свидетельствующего о намерении перевести права и обязанности покупателя на несовершеннолетнюю Аксенову Е. С. Законные представители не обращались ни в суд, ни к нотариусу, не внесли деньги в размере 475 000 рублей на депозитный счет суда.
После смерти Рагозина А.А. у нотариуса Кожуховской СВ. было заведено наследственное дело N, наследница - Рагозина Ксения Александровна - 24.06.2005 года отказалась от причитающейся доли наследства. Сведений о принятии наследственного имущества Рагозина А.А. другими наследниками - нет.
Учитывая следующие обстоятельства:
1. Рагозин А.А. - 08.12.2004 года имел волеизъявление на совершение сделки купли-продажи 21/53 доли в праве общей долевой собственности на квартиру N в доме N по "адрес", что подтверждается подачей заявления на государственную регистрацию перехода права собственности на указанную долю.
2. Рагозин А.А. получил за продажу доли денежную сумму в размере 475 000 рублей, что подтверждается кроме указанных доказательств материалами уголовного дела N 14449 (постановление о прекращении уголовного дела от 29.12.2005г.).
3. Аксеновы злоупотребили правом преимущественной покупки, трехмесячный срок для подачи заявления о переходе прав покупателя является пресекательным.
Договор купли-продажи 21/53 доли в праве общей долевой собственности в квартире N дома N по "адрес" следует признать действительным, т.е. совершенным в надлежащей форме.
В соответствии со ст.218 ГК РФ основанием приобретения права собственности на имущество может быть приобретено на основании договора. В соответствии с п.2 ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя возникает с момента государственной регистрации (ст.558 ГК РФ предусматривает обязательную регистрацию сделок по продаже жилых помещений). Нормы ст.218, 223 ГК РФ говорят о возникновении права собственности на основании юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение права собственности. Предметом регистрации, следовательно, является тот или иной юридический состав, который в целом признан законом достаточным для возникновения права собственности у приобретателя по договору. Важно подчеркнуть, что регистрироваться должен именно юридический факт.
Договор купли-продажи 21/53 доли в праве общей долевой собственности на квартиру N в доме N по "адрес" от 08.12.2004 года не зарегистрирован по обстоятельствам, не связанным с вышеизложенными, и Рагозин А.А. не может выдвинуть возражений против отсутствия регистрации и против возникновения права собственности у покупателя по договору в виду смерти, т.е. Продавец по договору лишен возможности распорядиться имуществом после передачи вещи Покупателю ввиду объективных причин, и следовательно необходимо учитывать его волеизъявление, действия, выраженные им при возмездной сделке 08.12.2004 года.
Представитель третьего лица Управление Росреестра в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Мэрии г. Новосибирска Колесникова В.А. в судебное заседание не явилась. Представила заявление, в котором просит суд в соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ применить последствия пропуска срока исковой давности, так как с момента смерти Рогозина А.А. прошло 7 лет, и отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Представитель истца Сальникова Н.В. в судебном заседании исковое требование и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Пояснила, что истцом не пропущен срок исковой давности, поскольку он неоднократно обращался в суд с исками по данному вопросу к разным ответчикам. Кроме того, считает, что в соответствии со ст. 208 ГК РФ к требованиям собственника об устранении всяких нарушений его права срок исковой давности не применяется.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с свидетельством о государственной регистрации права 54-АБ 476661 от 03.12.2004 г. Рагозин А.А. являлся собственником 21/53 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: "адрес"
08 декабря 2004 года между Рогозиным А.А. (Продавец) и Деллертом В.В. (Покупатель) заключен договор купли-продажи квартиры.
Из данного договора следует, что Продавец обязуется передать в общую долевую собственность Покупателя принадлежащие ему 21/53 долей в праве общей долевой собственности на коммунальную квартиру общей площадью 82,8 кв.м, площадью квартиры 81,9 кв.м, жилой площадью 52,5 кв.м, состоящую из трех комнат, расположенную на втором этаже двухэтажного шлакоблочного дома по адресу: "адрес", а Покупатель обязуется принять указанное недвижимое имущество в общую долевую собственность. В пользование покупателя переходит комната N 2 площадью 21, 3 кв.м, а кухня, туалет, коридор, ванна являются местами общего пользования.
Продавец продал указанные 21/53 долей в праве общей долевой собственности на коммунальную квартиру за 475000 рублей, каковую сумму получил с Покупателя до подписания настоящего договора.
Из копии расписки Рагозина А.А. от 08.12.204 г. усматривается, что он получил за проданную комнату 21,3 кв.м по адресу: "адрес" от Деллерта В.В. денежную сумму в размере 475000 рублей.
28.12.2004 г. Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новосибирской области приостановлена государственная регистрация сделки купли-продажи и права общей долевой собственности на квартиру по адресу: "адрес" до момента предоставления: документа, подтверждающего, что сособственники надлежащим образом извещены о продаже 21/53 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, либо документа, подтверждающего отказ от преимущественного права покупки от сособственника; предварительное разрешение органов опеки и попечительства, разрешающее дать согласие на отказ от права преимущественной покупки законным представителем несовершеннолетнего.
26.12.2004 года Рагозин А.А. умер.
24 июня 2005 г. Рагозина К.А. - дочь Рагозина А.А. отказалась от наследства после смерти отца.
Из ответа нотариуса нотариального округа Черепановского района Новосибирской области Захматовой Л.В. от 11 июля 2006 г. следует, что наследство к имуществу Рогозина А.А., умершего 26 декабря 2004 года, никем из наследников ни одной очереди, в том числе государственными органами в качестве вымороченного, не принималось, наследственного дела не имеется.
Согласно ответа нотариуса Кожуховской С.В. от 28.07.2006 г. открыто наследственное дело к имуществу Рагозина А.А., умершего 26.12.2004 г. Наследство 21/53 доля в праве общей долевой собственности на квартиру N в N по "адрес". 19.02.2005 г. в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства по закону обратилась дочь умершего Рагозина К.А., а 24.06.2005 г. Рагозина К.А. подала заявление об отказе от наследства к имуществу отца Рагозина А.А. Государственными органами в качестве вымороченного имущества наследство не принималось. Свидетельство о праве на наследство не выдавалось.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Заявление представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности суд находит несостоятельным, поскольку в силу статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
При указанных обстоятельствах, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Деллерта В.В. удовлетворить.
Признать за Деллертом В.В. право собственности на 21/53 доли в праве общей долевой собственности на коммунальную квартиру общей площадью 82, 8 кв.м, площадью 81,9 кв.м, жилой площадью 52, 5 кв.м, состоящую из трех комнат, расположенную на втором этаже двухэтажного шлакоблочного дома по адресу: г. Новосибирск, "адрес".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца после принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 04 марта 2012 года.
Судья ( подпись) О.И. Цехановская
Копия верна. Подлинник решения находится в гражданском деле N 2-585/2012 Ленинского районного суда г. Новосибирска.
Судья О.И. Цехановская
Секретарь Т.В. Малахова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.