Ленинский районный суд г. Новосибирска в лице судьи Калинина А.В.,
при секретаре судебного заседания Голощаповой Н.А.,
с участием представителя заявителя Мадеевой Е.В.,
представителя заинтересованного лица Тихонова М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Игошевой Серафимы Алексеевны о признании приказа администрации Ленинского района г.Новосибирска незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Игошева Серафима Алексеевна обратилась в суд с заявлением об оспаривании незаконного решения администрации Ленинского района г. Новосибирска. Просила признать незаконным приказ администрации Ленинского района г. Новосибирска N 2670 от 24.10.2011г. и обязать администрацию поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить в список ветеранов Великой Отечественной войны.
Заявленные требования обосновала тем, что она, будучи вдовой инвалида Великой Отечественной войны, ветераном труда, инвалидом 2 гр., обратилась в администрацию Ленинского района г.Новосибирска с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилой площади как вдову участника Великой Отечественной войны.
Приказом N 2670 от 24.10.2011г. глава администрации Ленинского района г.Новосибирска ей отказал в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включении в список ветеранов Великой Отечественной войны.
В приказе основанием для отказа сделана ссылка на то, что не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ документы, а именно: документы с прежнего места жительства из РС (Якутия) п. Сангар, ул. Кочнева, 29, кв. 3, и не представлены документы с фактического места проживания. Также не принят во внимание представленный договор найма.
Указанное решение администрации она считает незаконным и необоснованным по следующим причинам.
Она является вдовой инвалида Отечественной войны. Это обстоятельство администрацией не оспаривается и подтверждается документально.
В соответствии с п/п 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" ей гарантировано право на улучшение жилищных условий, а ст. 23.2 указанного закона предусматривает порядок обеспечения мер социальной поддержки ветеранов в виде обеспечения их жильем.
Она представила в администрацию документы, подтверждающие, что она не имеет никакого жилья.
До 2002г. она постоянно проживала в г. Волгодонске Ростовской обл. вместе с мужем и сыном. С 1989 года страдает тяжелыми онкологическими заболеваниями, перенесла много операций. После смерти мужа ей было тяжело себя обслуживать. В связи с этим она вынуждена была согласиться на переезд к дочери в Якутию. Там они жили в маленьком поселке Сангар. Это север Якутии. На Севере условия жизни были очень тяжелые. В поселке практически отсутствует ЖКХ. Они жили в муниципальной квартире, которая плохо отапливалась, провалился пол, под который текли фекальные воды. Постоянно приходилось топить печку. Отсутствовала нормальная медицинская помощь. Она там жить больше не могла по состоянию здоровья. Её дочь тоже пожилой человек и им было очень трудно жить в таких экстремальных условиях. Поэтому она уговорила дочку оттуда уехать.
В декабре 2011г. они прилетели в г. Новосибирск. Здесь живет её внучка Мадеева Елена Валерьевна с семьей из семи человек: муж, четверо детей и маленький ребенок у старшей правнучки. Она по состоянию здоровья не может жить с семьей внучки в их доме. Но для получения медицинской помощи и оформления пенсии внучка её зарегистрировала в своем доме по адресу: г. Новосибирск, ул. Расковой, 67.
Они с дочкой живут на съемных квартирах. В настоящее время по адресу: г. Новосибирск, ул. Фасадная, 27 кв. 4. В администрацию были представлены документы из БТИ и Регистрационной палаты об отсутствии у неё жилья в пос. Сангар Республика Саха (Якутия), в г. Волгодонске Ростовской обл., в г. Новосибирске и в Новосибирской области. Ей непонятно, какие документы от неё требует администрация по прежнему месту жительства, т.е. из пос. Сангар РС (Якутия). Справки об отсутствии у неё там жилья администрации предоставлены. Место, где она ранее проживала, является районом Крайнего Севера, которое характеризуется неблагоприятным климатом и тяжелыми жилищными условиями. Поэтому оттуда по государственной программе производится переселение в более благоприятные районы. В программу переселения из районов Крайнего Севера она не может быть включена в связи с тем, что она не имеет северного стажа.
Она не является нанимателем какого-либо помещения по договору социального найма, не является собственником какого-либо жилого помещения, не является членом семьи внучки Малеевой Е.В. У администрации не было законных оснований для отказа в постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включении в список ветеранов ВОВ. Своим решением администрация нарушила её законное право на жилье.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала полностью, пояснив, что на момент проживания заявителя в Якутии той была получена справка, что квартиры в Якутии у нее нет, домовые книги в Якутии не ведутся в принципе, в связи с чем представить выписку из домовой книги невозможно.
Представитель администрации Ленинского района г. Новосибирска заявленные требования не признал, не смог пояснить на вопросы суда на каком основании в приказе в обоснование отказа указаны документы, которые законом не предусмотрены.
Суд, выслушав объяснения и изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Игошева Серафима Алексеевна является вдовой участника Великой Отечественной войны Волкова Николая Егоровича, (л.д.25, 26).
Она проживает на основании договора коммерческого найма в комнате доме 67 по ул. Расковой г. Новосибирска (л.д.24).
Собственником дома является Мадеева Е.В. (л.д.45).
Приказом администрации Ленинского района города Новосибирска N 2670-од от 24.10.2011 года отказано Игошевой Серафиме Алексеевне в признании её нуждающейся в получении жилого помещения и включении в список ветеранов Великой Отечественной войны. При этом отказ мотивирован непредставлением предусмотренных частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов (пункт 1 части статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), а именно документов с прежнего места жительства из Республики Саха (Якутия), п. Сангар, ул. Кочнева, 29, кв.3. Так же Приказ содержит указание на противоречие представленного заявителем договора найма Гражданскому кодексу, как на основание не принятия его во внимание.
Согласно части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы.
Таким образом, указанные нормы не содержат перечня необходимых для предоставления гражданами документов.
Оспариваемый приказ содержит указание на статью 4 Закона Новосибирской области от 04.11.2005 N 337-ОЗ "Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма".
Согласно действующей редакции статьи 4 указанного Закона на момент вынесения приказа (в ред. Закона Новосибирской области от 15.07.2010 N 521-ОЗ), для принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет), гражданин представляет в исполнительный орган: 1) заявление о принятии на учет по форме, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области; 2) выписку из домовой книги по месту жительства; 3) копию финансового лицевого счета; 4) справку территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемую по каждому дееспособному члену семьи гражданина.
При этом, помимо указанных в части 1 статьи 4 документов, для принятия на учет необходимость предоставления дополнительных документов предусмотрена только для малоимущих граждан; детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; опекунов (попечителей).
Иные категории граждан, признанные федеральными законами и законами Новосибирской области нуждающимися в получении жилого помещения на условиях социального найма, представляют документы, подтверждающие это право (часть 5 статьи 4).
В данном случае администрацией Ленинского района не оспаривается статус заявителя как вдовы участника Великой Отечественной войны, который является основанием, предусмотренным статьёй 21 Федерального закона "О ветеранах", для постановки на учет, как и факт предоставления всех указанных в статье 4 Закона Новосибирской области от 04.11.2005 N 337-ОЗ "Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма".
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ссылки администрации Ленинского района г. Новосибирска на необходимость предоставления заявителем документов с прежнего места жительства из Республики Саха (Якутия), п. Сангар, ул. Кочнева, 29, кв.3 не соответствует требованиям действующего на момент обращения законодательства.
Указание в обжалуемом приказе на противоречие Гражданскому кодексу представленного заявителем договора найма жилого помещения не содержит каких-либо сведений об основаниях этого утверждения - соответственно не может быть принят во внимание.
Кроме того, необходимо отметить, что 2) представление документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является самостоятельным основанием для отказа в постановке на соответствующий учет, поскольку предусмотрен пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, на который администрация Ленинского района г. Новосибирска в обжалуемом приказе не ссылалась.
Поскольку в судебном заседании установлено, что в обжалуемом приказе доводы администрации района основаны на фактическом оспаривании права заявителя на постановку на учет в связи с их оценкой представленных документов, что предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, а отказ мотивирован пунктом 1 части 1 указанной статьи, то требования заявителя о признании оспариваемого приказа незаконным подлежат удовлетворению.
Рассматривая требование заявителя о постановке её на указанный учет, суд приходит к выводу о том, что содержащиеся в оспариваемом приказе ссылки на документы с прежнего места жительства из Республики Саха (Якутия), так же не основаны на действующем на момент обращения заявителя законодательстве (выше указанной статье 4 Закона Новосибирской области от 04.11.2005 N 337-ОЗ "Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма").
Указание на противоречие Гражданскому кодексу представленного заявителем договора найма само по себе не имеет юридического значения, поскольку ничем не обосновано. Кроме того, необходимо отметить, что сделка может быть оспорена только в установленном законом порядке.
Кроме того, рассматривая положения статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которую имеется ссылка в обжалуемом Приказе, суд приходит к следующим выводам.
Указанной нормой предусмотрена возможность принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, не ранее чем через пять лет со дня совершения таких намеренных действий.
Однако оценка указанных действий возможна только, во-первых, при их совершении; во-вторых, совершении намеренно; в-третьих, оформлена в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, а не в соответствии с пунктом 1 указанной части.
При таких обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 197-199, 209, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным приказ администрации Ленинского района города Новосибирска N 2670 от 24 октября 2011 года в части отказа в признании Игошевой Серафимы Алексеевны нуждающейся в получении жилых помещений и включении ее в список ветеранов Великой Отечественной войны.
Обязать администрацию Ленинского района города Новосибирска поставить Игошеву Серафиму Алексеевну на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как ветерана Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 30 марта 2012 года.
Судья (подпись).
Копия верна. Подлинник решения находится в гражданском деле N 2-1557/2012 Ленинского районного суда г. Новосибирска.
Судья: А.В. Калинин
Секретарь: Н.А. Голощапова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.