Судья суда общей юрисдикции Центрального района г. Новосибирска Федорова Е.Д.
С участием секретаря Кокоревой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.Н.Н. к УПФ РФ ( государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области о перерасчёте пенсии с учётом повышенного отношения заработков в размере 1,7 и взыскании и задолженности по пенсионным выплатам в сумме 147156 руб.41коп.,
УСТАНОВИЛ:
В суд поступило исковое заявление Ш. Н.Н. к УПФ РФ по Новосибирскому району Новосибирской области о перерасчёте пенсии с учётом повышенного отношения заработков в размере 1,7 и взыскании и задолженности по пенсионным выплатам в сумме 147156 руб.41коп. ( л.д. 176-180).
В судебном заседании истец поддержал иск в полном объёме и изложенные в нём доводы. Исковые требования обоснованы следующим образом. Ш.Н.Н. за период трудовой деятельности с 1972 года имеет стаж в районах Крайнего Севера (г. Магадан) - 16 лет 3 мес. 1 день (195,03 мес.). Страховой стаж - 23 года 7 мес. 1 день (283,03 мес.). Общий трудовой стаж на 01.01.1991 г. - 17 лет 5 мес. 25 дней (209,83 мес.). Общий трудовой стаж (календарное исчисление) - 20 лет 5 мес. 13дней (245,43 мес.). Общий трудовой стаж (льготное исчисление) - 32 года 9 мес. 7 дней (393,22 мес.) (примечание: РКС 1:1,5 Армия 1:2). Согласно п. 1.6 ст. 28 Закона N173-Ф3, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста - мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. По достижению возраста 55 лет Ш.Н.Н. обратился в Пенсионный фонд РФ о назначений ему трудовой пенсии по старости досрочно. Истец считает, что при назначении ему неверно произведен расчет пенсии, а именно: не учтен стаж работы в районах Крайнего Севера, не применен повышенный коэффициент отношения заработков. Неоднократные обращения истца в Пенсионный фонд ни к чему не привели, в связи, с чем возникла необходимость обращения в суд. Нарушение своего права при назначении пенсии усматривает в следующем. Согласно п.1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
, размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Следовательно, при назначении пенсии Ш. Н.Н. на 18.06.2009 г. подлежит применению редакция N16 от 30.12.2008 года Закона N173- Ф3. Согласно ст.2 ст.5 Закона N173-Ф3, редакция N16, трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части. Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле: РП = СК
х ЗР / ЗП
х СЗП, где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ).
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в "Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Пунктом 7 Разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от 22.04.2003 N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что во всех случаях определения повышенного отношения заработков применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти.
Для Магадана и Магаданской области установлен районный коэффициент - 1,7. При
этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется
на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.В соответствии с разъяснениями Минтруда РФ N 8389-ЮЛ и ПФ РФ N ЛЧ-06- 27\9704 от 27 ноября 2001 г. при отсутствии документов по заработной плате, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на конкретном предприятии.К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Согласно абзаца 3 п.1 ст. 30 Закона 173-Ф3, в случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа. Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного) (пункт 5 ст.30 Закона 173-Ф3.) В соответствии с п.5 ст. 30, стажевый коэффициент Шелунцова Н.Н. при стаже в РКС 16 полных лет составит: СК=0,55 + 0,01 = 0,56. Индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктами 7 и 8 статьи 17 настоящего Федерального закона, за весь период начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии ( пункт 8 ст.30 Закона 173-Ф3). Далее в исковом заявлении приведен расчет пенсии Шелунцова Н.Н. с учетом индексации. По состоянию на август 2012г. сумма недополученной пенсии составляет147156руб.41коп..
Представитель ответчика исковые требования не признала, представив письменные возражения на иск ( л.д. 123-133, 185-193). Истцу назначена досрочная трудовая пенсия. Размер пенсии, подлежащий ежемесячно выплате, определён правильно.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в полном объёме, находит требования истца не подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из нижеследующего.
Назначение трудовых пенсий с 01.01.2002г. решаются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЭ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ( далее Закон от 17.12.2001), который с 01.01.2010 действует в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N213- ФЗ.
В соответствии со ст. 30 и ст.30.1 закона от 17.12.2001г., расчетный пенсионный капитал для исчисления страховой части трудовой пенсии по старости определяется исходя из суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации ( на финансирование страховой части) за периоды деятельности после 01.01.2002г., учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, сформированного из пенсионных прав в денежном выражении за периоды деятельности до 01.01.2002 и суммы валоризации.
При оценке пенсионных прав на 01.01.2002г. имеют значение величина среднемесячного заработка застрахованного лица, общий трудовой стаж на 01.01.2002г..
Согласно п. 2 ст. 30 Закона от 17.12.2001г., расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по одному из закрепленных вариантов по выбору застрахованного лица.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно- полезной деятельности до 01.01.2002г., включаемых в общий трудовой стаж, в соответствии с абзацем 26 п. 3 ст. 30 Закона от 17.12.2001г., производится в календарном порядке по их фактической продолжительности ( за исключением полного навигационного периода и периода работы в течении полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности). Данный порядок аналогичен нормам исчисления размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 N 340-1 " О государственных пенсиях в Российской Федерации" ( в редакции Федерального закона от 21.07.1997 " 113-Ф3 " О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", вступившего в силу с 01.02.1998), действовавшим до 01.01.2002.
При исчислении продолжительности периодов трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона от 17.12.2001, применяется льготный порядок исчисления: работа в районах Крайнего Севера (далее РКС) и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее МКС) засчитывается в общий трудовой стаж в полуторном размере; период прохождения военной службы по призыву засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере.
При назначении органами Пенсионного фонда Российской проверяется выгодность того или иного варианта в каждом конкретном случае.
Оценку пенсионных прав Ш.Н.Н. произведена по наиболее выгодному варианту, по п. 4 ст. 30 Закона от 17.12.2001г.. Общий трудовой стаж определён с учетом льготного порядка исчисления периодов работы в РКС, военной службы и составляет на 01.01.2002г.- 30 лет. При этом общий трудовой стаж в календарном исчислении на 01.01.2002г. составляет 20 лет 5 месяцев 13 дней (смотри Приложение 1 ? таблица трудовой деятельности застрахованного лица).
С 18.06.2009г. по заявлению истца от 11.06.2009г. ему была назначена досрочная трудовая пенсия по старости ГУ Управлением ПФР в Солонешенском районе Алтайского края по подпункту 6 пункта 1 статьи 28 Закона от 17.12.2001г..
Право на назначение пенсии по указанной статье предоставляется мужчинам по достижению 55 лет при условии, если они проработали не менее 15 календарных в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно документам пенсионного дела Ш.Н.Н., общий трудовой стаж, определённый по п. 4 ст. 30 Закона от 17.12.2001г., на 01.01.2002г. составляет 30 полных лет. Соответственно стажевый коэффициент 0,60 ( 0,55 - за 25 лет общего трудового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости + 0,01 ? за каждый полный год свыше 25 лет), а также в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Закона от 17.12.2001г., стажевый коэффициент дополнительно увеличивается на 0,01 за каждый полный год на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности. Стаж на соответствующих видах работ ( работа в районах Крайнего Севера) у Ш.Н.Н. на 01.01.2002г. составляет полных 16 лет ( требуемый стаж в РКС- 15 лет). Следовательно, при исчислении расчетного размера пенсии применяется стажевый коэффициент - 0,61.
Согласно абзаца 3 п. 5 ст. 30 Закона от 17.12.2001г., при определении расчетного размера пенсии в соответствии с п. 4 ст.30 Закона от 17.12.2001г., к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001г..
Расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле РП=ЗРх СК, где РП- расчетный размер трудовой пенсии; ЗР- среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов. Заработок Ш. Н.Н. взят по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
СК- стажевый коэффициент;
РП=705 руб. 19 коп. х 0,61= 430 руб. 17 коп.+ 229 руб. 83 коп. ( размер компенсации)=660 руб. 00 коп.
На основании п. 7 ст. 30 Закона от 17.12.2001г., расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660 рублей.
ПК=(РП-450руб.)хТ, где ПК-сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП-расчетный размер трудовой пенсии; 450 руб.- размер базовой части трудовой пенсии по старости ( на 01.01.2002г.);Т- ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости ( п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 21 3акона от 17.12.2001г.).
ПК=(660руб.00 коп.-450 руб.00 коп.) х 186 (ожидаемый период выплаты пенсии на 2009) = 39060 руб. 00 коп.;
СЧ=ПК:Т,
где СЧ-страховая часть трудовой пенсии по старости;
СЧ=39060 руб.00 коп.: 186 =210 руб.00 коп.;
П=БЧ+СЧ=450 руб. 00 коп.+210 руб. 00 коп.=660 руб.00 коп. ;
Таким образом, размер пенсии Ш.Н.Н. с 18.06.2009г. рассчитан правильно и составлял 2668 руб. 83 коп. ( 1950 руб.00 коп.- базовая часть + 718 руб. 83 коп.- страховая часть), что подтверждается распоряжением от 07.07.2009г. ГУ УПФР в Солошенском районе Алтайского края.
При постановке пенсионного дела на учет в УПФР в Новосибирском районе Новосибирской области была допущена ошибка при исчислении размера пенсии.
Пенсия с 01.10.2010г. выплачивалась в размере 4563 рубля 93 коп..
Согласно п. 10 ст. 37 ФЗ от 24.07.2009 N 213- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона " О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в случае обнаружения ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате трудовой пенсии, пенсии по государственному обеспечению и других денежных выплат, установление которых возложено на эти органы, указанными органами производится устранение данной ошибки исходя из норм законодательства Российской Федерации, в том числе приведение размеров этих пенсий и других денежных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление этих пенсий и других денежных выплат в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится с 1-го числа, следующего за месяцем, в котором была обнаружена ошибка.
С 01.05.2011г. размер страховой части пенсии приведен в соответствие и составил 1135 руб. 01 коп., так как ошибка была устранена в апреле 2011. Размер пенсии в мае 4098 руб. 08 коп., в том числе фиксированный базовый размер 2963 руб. 07 коп..
В дальнейшем размер пенсии УПФ индексировался в соответствии с принимаемыми нормативными актами. ( л.д.137а,137б)
П.3 ст. 30 закона от 17.12.2001г. предусмотрены две категории лиц, для которых может быть учтено при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в зависимости от районного коэффициента к заработной плате, повышенное предельное отношение заработков: лица, которые по состоянию на 01.01.2002г. проживали в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате; лица, указанные в абзаце первом п. 6 п. 1 ст. 28 Закона от 17.12.2001г., независимо от места жительства. В частности, к ним относятся мужчины и женщины, достигшие возраста 55 и 50 лет соответственно, которые на 01.01.2002г. выработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют страховой стаж не менее 25 лети 20 лет соответственно мужчины и женщины.
На 31.12.2001г. Ш. Н.Н. проживал в Тайшетском районе Иркутской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пунктом 2 разъяснения Минтруда России от 22.04.2003г. N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденного постановлением указанного Министерства от 22.04.2003г. N 22, при отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера (РКС) и приравненным к ним местностям (МКС) используется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001, т.е.. перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029.
В перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 Тайшетский район Иркутской области отсутствует. То есть на 31.12.2001г. Шелунцов Н.Н. не проживал на территории, отнесенной к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям.
При оценке пенсионных прав по п. 3 ст.30 Закона от 17.12.2001г. общий трудовой стаж у Ш. Н.Н. на 01.01.2002г. составляет 20 лет 5 месяцев 13 дней, менее требуемых 25 лет ( л.д.135-136). Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 п. 1 ст.28 Закона от 17.12.2001г., не проживавшим на 01.01.2002г. в РКС или МКС, повышенное отношение заработков может учитывается свыше 1,2 только при вышеуказанных условиях.
Расчет размера пенсии с повышенным отношением заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, включающие периоды работы в РКС и (или) МКС. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в РКС и ( или) МКС продолжительностью не менее одного полного месяца.
Следовательно, при исчислении расчетного размера трудовой пенсии по п. 3 ст.30 Закона от 17.12.2001г. Ш.Н.Н. можно применить отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) только величиной в 0,407. Кроме того, заработок (01.01.2001г. по 31.12.2001г.), который учитывается при исчислении расчетного размера пенсии не включает периоды работы в районах Крайнего Севера.
С 01.12.2000г. по 01.02.2002г. Ш.Н.Н., согласно записям в трудовой книжке, работал в ОАО "Юртинское", расположенном в п. Юрты. Поселок Юрты Тайшетского района Иркутской области к РКС, МКС не относится.
Порядок определения расчетного размера трудовой пенсии( РП) в соответствии с пунктом 3 ст.30 Закона от 17.12.2001г. следующий.
РП= СК х ЗР/ЗП хСЗП=0,407 (отношение заработков) х 0,55 (стажевый коэффициент) х 1671 руб.00 коп (среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01 июля по 30 сентября 2001 для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная правительством Российской Федерации).
Расчетный пенсионный капитал (ПК) за периоды до 01.01.2002г. в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона от 17.12.2001г. ( до внесения изменений) рассчитывался по следующей форме: ПК=(РП-БЧ)х ТхК, где РП- расчетный размер трудовой пенсии; БЧ- размер базовой части трудовой пенсии (пункт 1 статьи 14 Закона от 17.12.2001); Т- ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости. К- отношение нормативной продолжительности страхового стажа в месяцах по состоянию на указанную дату к 180 месяцам.
Поскольку у Ш.Н.Н. на 01.01.2002г. нет 25 лет трудового стажа, то необходимо величину расчетного пенсионного капитала разделить на число месяцев полного общего трудового стажа и умножить на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа ( абзац 8 п. 1 ст. 30 Закона от 17.12.2001).
На 01.01.2002г. стаж Ш.Н.Н. составляет 20 лет 5 месяцев 13 дней.
РП=СКх ЗР/ЗПх СЗП, где РП- расчетный размер трудовой пенсии; СК- стажевый коэффициент; ЗР- среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; ЗП- среднемесячная заработная плата в российской Федерации за тот же период; СЗП- среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001г. по 30.09.2001г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий (1671 руб. 00 коп.); РП=0,55х 0,407х 1671 руб.= 374 руб. 05 коп. ( расчетный размер трудовой пенсии не может быть менее 660 руб.- пункт 7 статьи 30 Закона от17.12.2001г.
Расчетный пенсионный капитал рассчитывается по формуле: ПК=(РП-450 руб.)хТхК, где ПК-сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП-расчетный размер трудовой пенсии; 450 руб.- размер базовой части трудовой пенсии по старости ( на 01.01.2002г.); Т- ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости ( пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 213акона от 17.12.2001); К- отношение нормативной продолжительности страхового стажа ( в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам.
ПК=(660руб.00 коп.-450 руб.00 коп.) х 186 (ожидаемый период выплаты пенсии на 2009) х 0,81811111(300 мес.:245,43 мес.) - 31955руб. 42 коп.;
СЧ=ПК:Т х К, где СЧ-страховая часть трудовой пенсии по старости;
СЧ=31955 руб.42коп.: 186 х0,81811111=140 руб.55 коп.;
П=БЧ+СЧ=450 руб. 00 коп.+140 руб. 55 коп.=590 руб.55 коп.;
Таким образом, при проверки выгодности исчисления пенсии по пунктам 3,4 ст. 30 Закона от 17.12.2001г., Шелунцову Н.Н. выгодно исчисление оценки пенсионных прав по п. 4 ст.30 Закона от 17.12.2001г..
При исчислении пенсии с применением ИКП был закреплен календарный порядок исчисления стажа ( в т.ч. и периоды работы в районах Крайнего Севера учитывались календарно). Кроме того, размеры пенсий, исчисленных с применением ИКП, увеличению на районный коэффициент в соответствии со статьей 112 Закона N 340 -1 не подлежат.
Федеральным законом от 24.07.2009г. N 213-Ф3 внесены изменения в ряд законодательных актов, в т.ч. В Закон от 17.12.2001, которые действуют с 01.01.2010г...
В соответствии с п. 1 ст. 30.1 Закона от 17.12.2001г., величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 закона от 17.12.2001г., подлежит валоризации (повышению).
Сумма валоризации составляет 10 % величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 Закона от 17.12.2001г. и, сверх того, 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01 января 1991г..
При определении суммы расчетного пенсионного капитала, с учетом которого исчисляется размер трудовой пенсии, в соответствии с нормами статьи 30.1 Закона от 17.12.2001г. определена сумма валоризации. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно-полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 Закона от 17.12.2001г.. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно-полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемая в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.
Таким образом, сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала Ш.Н.Н., осуществлена с применением льготного исчисления общего трудового стажа. Периоды работы Ш.Н.Н. до 01.01.1991г., приходящиеся на работу в районах Крайнего Севера, при определении величины валоризации расчетного пенсионного капитала учтены в полуторном размере, служба в армии - в двойном размере.
Сумма валоризации рассчитана следующим образом. Расчетный пенсионный капитал за периоды деятельности до 01.01.2002 составляет 39060 руб.. Общий трудовой стаж до 01.01.1991г. составляет 17 лет 05 месяцев 25 дней. Соответственно, процент валоризации = 27%, (10% +17%). ПК- 39060 руб. 00 коп. х 27% / 186 (ожидаемый период выплаты пенсии на 2009)хЗ,6784 ( суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии, проведенных в Российской Федерации за период с 01.01.2002г. до 01.01.2010г.) = 208 руб.64 коп.
Таким образом, размер пенсии Ш.Н.Н. с 01.01.2010г. рассчитан верно и составляет 3543 руб. 38 коп., в т.ч. 2562 руб. фиксированный базовый размер.
В настоящее время с 01.04.2012г. с учетом всех индексаций и дополнительных увеличений в соответствии с принимаемыми нормативными актами размер пенсии составляет 4534 руб. 46 коп., в т.ч. фиксированный базовый размер 3278 руб. 59 коп..
Как указывалось выше Ш.Н.Н. до 01.10.2010г. получал пенсию в ГУ УПФР в Солошенском районе Алтайского края. С 01.10.2010г. после перемены места жительства, пенсионное дело было поставлено на учет в УПФР в Новосибирском районе Новосибирской области (место жительство : Новосибирская область, Новосибирский район, ст.Иня-Восточная ). При постановке пенсионного дела на учет, была допущена ошибка в исчислении среднемесячной заработка пенсионера.
Порядок исчисления среднемесячного заработка в Законе от 17.12.2001г. не оговорен. На основании п. 9 ст. 30 закона от 17.12.2001г. при определении расчетного размера трудовой пенсии (РП) продолжает применяться ранее действовавший порядок исчисления и подтверждения среднемесячного заработка, зафиксированный в статьях 100,101 и 102 ( в части исключения из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок некоторых периодов и замены их другими периодами), 103, 104 (ч1), 105,105.1 закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации " ( далее Закон от 20.11.1990), действовавшего до 01.01.2002.
Возможность учесть фактически отработанные месяцы предусмотрена в ст.103 Закона от 20.11.1990г. только для того случая, когда работа продолжалась менее 24 месяцев. Во всех остальных случаях, в том числе, когда вся трудовая деятельность составляет менее 60 месяцев и нет заработка за 2000-2001, среднемесячный заработок пенсионера подсчитывается путем деления общей суммы заработка на 60(24).
Следовательно, если период продолжительности трудовой деятельности застрахованного лица составляет более 60 месяцев, но в силу разных причин застрахованное лицо не может представить сведения о заработке за часть периода, при определении расчетного размера трудовой пенсии среднемесячный заработок пенсионера определяется путем деления общей суммы заработка за имеющиеся месяцы на 60(24), а среднемесячная заработная плата в Российской Федерации на фактическое количество месяцев, за которое представлена заработная плата.
В связи с тем, что заработок Ш.Н.Н., как указывалась выше, не полные 24 месяцев, а 12 месяцев, при определении расчетного размера трудовой пенсии программой ( ошибочно) производилось деление общей суммы заработка на фактическое количество месяцев, то есть на 12 месяцев, а не на 24, в то время как продолжительность трудовой деятельности у Ш. Н.Н. составляет более 60 месяцев.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-Ф3 внесены изменения в Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ " О государственной социальной помощи", в том случае, если общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера (получаемая пенсия, дополнительное материальное (социальное) обеспечение, ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг), иные меры социальной поддержки (помощи), установленные законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении) меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленный в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, то по заявлению гражданина устанавливается социальная доплата в таком размере, чтобы указанная общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте российской Федерации. Указанные нормы вступили в силу с 01.01.2010г..
На территории Новосибирской области на 2010г. в целях установления социальных доплат был утвержден прожиточный минимум пенсионера на уровне 4900 руб.. При наличии указанного права органами социальной защиты населения в 2010 г. устанавливалась региональная социальная доплата. Установление федеральной социальной доплаты осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В Новосибирской области, при наличии права, федеральная социальная доплата стала осуществляться с января 2011г., с 01.01.2010г. по 31.12.2010г. устанавливалась региональная социальная доплата, выплачиваемая органами социальной защиты населения.
На территории Новосибирской области на 2011г. год в целях установления социальных доплат был утвержден прожиточный минимум пенсионера также на уровне 4900 руб. (закон Новосибирской области от 13.11.2010г. N 8-03 "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Новосибирской области на 2011").
У Ш.Н.Н. общая сумма материального обеспечения на январь 2011г.
составляла 5923 руб.53коп. ( 4563 руб. 94 коп. - пенсия + 1359 руб. 60 коп. -ежемесячная денежная выплата ( включая стоимость набора социальных услуг)(л.д.138-139).
Следовательно, истцу с 01.01.2011г. федеральная социальная доплата не предусмотрена.
С 01.01.2012г. на территории Новосибирской области утвержден прожиточный минимум пенсионера на уровне 5560 руб.00 коп. ( закон Новосибирской области от 27.10.2011 N 113-03 " О величине прожиточного минимума пенсионера в Новосибирской области на 2012".)
У Ш.Н.Н. общая сумма материального обеспечения на январь 2012г. составляла 5546 руб.04 коп.. Федеральная социальная доплата (ФСД) выплачивается по заявлению пенсионера и неработающим пенсионерам. Заявление на назначениие ФСД от Шелунцова Н.Н. в УПФР в Новосибирском районе не поступало. С 01.02.2012г. сумма материального обеспечения у Ш. Н.Н. составила 5832 руб. 91 коп. ( 4384 руб. 94 коп.- пенсия + 1447 руб. 97 коп.- ЕДВ (включая стоимость набора социальных услуг).
С 01.04.2012 года у Ш. Н.Н. общая сумма материального обеспечения составляет 6069 руб.31 коп. ( 4534 рубля 46 коп., +1534 руб.85 коп. -ЕДВ (включая стоимость набора социальных услуг).
Оценив собранные по делу доказательства, суд находит расчёты по начислению и выплате истцу досрочной трудовой пенсии правильными, оснований для перерасчёта пенсии суд не усматривает. Переплата пенсии в период с октября 2010г. по апрель 2011г. в последствии с истца не удерживалась.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.192-199,209 ГПКРФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ш. Н. Н. к УПФ РФ ( государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области о перерасчёте пенсии с учётом повышенного отношения заработков в размере 1,7 и взыскании и задолженности по пенсионным выплатам в сумме 147156 руб.41коп.- оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Новосибирский Областной суд с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Федорова Е.Д.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 сентября 2012года.
Судья Федорова Е.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.