Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Емельянова А.Ф.
судей Жуленко Н.Л., Черной Е.А.
при секретаре Филиппове А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 10 мая 2012 года
по иску ФИО1 к ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1", Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка о признании присоединившимся к ФОС, Соглашению N 1, понуждении совершить действия, о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" о признании присоединившимся к ФОС, Соглашению N 1, понуждении совершить действия, о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что с 04.09.2009 года он работает в автоколонне N 1 ОАО ПАТП N 1 в должности водителя автомобиля 1-го класса и с момента трудоустройства по настоящее время управляет автобусом большой вместимости марки "ЛиАЗ 6212". Он является также заместителем председателя профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ОАО "ПАТП N 1".
Его тарифная ставка на момент трудоустройства составляла "данные изъяты" рублей за 1 час работы (7 разряд по отраслевой тарифной сетке). Средняя начисленная (без вычета налогов) заработная плата приблизительно составляет: в 2009 году - "данные изъяты" рублей; в 2010 году - "данные изъяты" рублей; в 2011 году - "данные изъяты" рублей.
Средняя заработная плата состоит из:
- тарифной ставки - "данные изъяты" рублей за 1 час работы (7 разряд по отраслевой тарифной сетке);
- "данные изъяты" рублей за 1 час работы (8 разряд по отраслевой тарифной сетке при работе на регулярных городских маршрутах), до 1-го апреля 2010 года,
- "данные изъяты" рублей за 1 час работы (7 разряд по отраслевой тарифной сетке),
- "данные изъяты" рублей за 1 час работы (8 разряд по отраслевой тарифной сетке при работе на регулярных городских маршрутах), с 1-го апреля 2010 года до 1-го июня 2011 года,
- "данные изъяты" рублей за 1 час работы (7 разряд по отраслевой тарифной сетке),
- "данные изъяты" рублей за 1 час работы (8 разряд по отраслевой тарифной сетке, при работе на регулярных городских маршрутах), с 1-го июня 2011 года по настоящее время;
- доплаты за работу по графику с разделением смены на части в размере 30 % тарифной ставки за отработанное в смене время;
- доплаты за работу на сложных маршрутах - 10 % тарифной ставки за время отработанное на сложном маршруте (пригород, межгород); доплаты за освоение новой техники в размере 20 % тарифной ставки;
- оплаты труда водителя за участие в ремонте подвижного состава в размере тарифной ставки за час работы, по тарифным ставкам закрепленного за водителем автомобиля;
- надбавки за классность: 1-й класс - 25 %;
- денежной компенсации за талоны на молоко в размере 10 рублей за каждый день, отработанный на ремонте;
- доплаты за работу в сверхурочное время за первые два часа работы в полуторном размере тарифной ставки, за последующие часы - в двойном размере тарифной ставки (фактически).
Считает, что установленный ему размер заработной платы, в частности размер тарифных ставок, не соответствует в полной мере положениям трудового законодательства и действующего Отраслевого соглашения, принятого на федеральном уровне, и тем самым нарушаются его конституционные и трудовые права и свободы.
С 01.01.2008 года вступило в действие Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы.
10.11.2010 года на федеральном уровне заключено Соглашение N 1 между Российским автотранспортным союзом и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства "О продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений.
В соответствии с п. 1.5 ФОС, а также ч.3 ст. 48 ТК РФ Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение.
В соответствии с ч.7 ст. 48 ТК РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти Т. Голикова 29.04.2011 года предложила работодателям, не участвовавшим в заключении данного Соглашения, присоединиться к этому Соглашению.
Мотивированный письменный отказ присоединиться к Соглашению от руководства ОАО "ПАТП N 1" не поступил, в связи с этим считает, что ОАО "ПАТП N 1" является присоединившимся к ФОС и Соглашению N 1 и положения этих документов для него являются обязательными.
Пунктом 3.1. вышеназванного ФОС предусмотрена базовая ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта с 01.01.2008 года в размере "данные изъяты" руб. в месяц.
Соглашением N 1 базовая тарифная ставка установлена с 01.01.2011 года в размере "данные изъяты" руб. в месяц.
Распоряжением Губернатора Кемеровской области с 01.06.2011 года тарифные ставки увеличены на 10 % за счет средств областного бюджета.
В соответствии с п.3.5 ФОС оплата сверхурочных работ водителям автобусов, троллейбусов, трамваев, кондукторам, работающим на регулярных пассажирских перевозках, водителям автомобилей, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа по заказам, перевозящих грузы на договорной основе, водителям легковых такси производится не менее чем в двойном размере.
Таким образом, тарифные ставки в соответствии с ФОС и Соглашением N 1, применительно к нему, должны быть: - в период с сентября 2009 по март 2010 года - "данные изъяты" рублей за 1 час работы (7 разряд по отраслевой тарифной сетке), "данные изъяты" рублей за 1 час работы (8 разряд по отраслевой тарифной сетке при работе на регулярных городских маршрутах), до 1-го апреля 2010 года., "данные изъяты" рублей за 1 час работы (7 разряд по отраслевой тарифной сетке), "данные изъяты" рублей за 1 час работы (8 разряд по отраслевой тарифной сетке при работе на регулярных городских маршрутах), с 1-го апреля 2010 года до 1-го января 2011 года, "данные изъяты" рублей за 1 час работы (7 разряд по отраслевой тарифной сетке), "данные изъяты" рублей за 1 час работы (8 разряд по отраслевой тарифной сетке, при работе на регулярных городских маршрутах), с 1-го января 2011 года до 1-го июня 2011 года, "данные изъяты" рублей за 1 час работы (7 разряд по отраслевой тарифной сетке), "данные изъяты" рублей за 1 час работы (8 разряд по отраслевой тарифной сетке, при работе на регулярных городских маршрутах), с 1-го июня 2011 года по настоящее время.
Просил признать ОАО ПАТП N 1 присоединившимся к ФОС и Соглашению N 1; понудить руководителя предприятия к выполнению по отношению к нему положений ФОС и Соглашения N 1 в части оплаты труда и установления тарифных ставок согласно предоставленных расчетов; признать его денежные требования обоснованными и удовлетворить их в полном объеме, т.е., взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную ему заработную плату за период с 04.09.2009 года по 31.12.2011 года в сумме "данные изъяты" рублей; компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей; обязать ответчика выплачивать ему в дальнейшем заработную плату в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФОС и Соглашения N 1, а также с учетом положений действующего в ОАО ПАТП N 1 коллективного договора.
В ходе судебного разбирательства истец увеличил исковые требования и просил также взыскать в его пользу с ответчика недоначисленную и невыплаченную ему заработную плату за период с 01.01.2012 года по 29.02.2012 года в размере "данные изъяты" рублей (л.д. 160-164).
Определением суда от 05.04.2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка и в качестве третьих лиц привлечены Кемеровская областная организация профсоюза работников транспорта и дорожного хозяйства и Государственная инспекция труда в Кемеровской области (л.д. 237).
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" ФИО9 исковые требования не признала, заявила о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора (л.д.317).
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка ФИО10 исковые требования не признала, считает Комитет ненадлежащим ответчиком по делу, при этом заявила о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора (л.д.319).
Представитель 3-го лица - Кемеровской областной организации профсоюза работников транспорта и дорожного хозяйства ФИО11 возражал относительно удовлетворения исковых требований.
Представитель 3-го лица Государственной инспекции труда в Кемеровской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении возражал относительно удовлетворения исковых требований (л.д.268).
Решением суда от 10 мая 2012 года постановлено: в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1", Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка о признании присоединившимся к ФОС, Соглашению N 1, понуждении совершить действия, о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда отказать.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, считая, что в данном случае имеет место коллективный, а не индивидуальный трудовой спор, поэтому суд неправильно сделал вывод о пропуске им срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, при этом не учел, что нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по выплате в полном объеме работнику заработной платы сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Кроме того, суд не дал оценки ответам Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 08.12.2011 года N 22-5/394235-2312, начальника Новокузнецкого отдела Государственной инспекции труда по Кемеровской области от 17.02.2011 года, Центрального комитета общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от 11.02.2011 года N ЭЗ-25э, а также не учел положения ФОС, предусматривающие размеры тарифных ставок (окладов) не менее "данные изъяты" руб. в месяц с 01.01.2008 года по 2010 год и не ниже "данные изъяты" руб. в месяц с 01.01.2011 года.
Относительно апелляционной жалобы принесены возражения ОАО "ПАТП N 1" и Государственной инспекцией труда в Кемеровской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ОАО "ПАТП N 1" ФИО9, представителя Кемеровской областной организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства ФИО11, поддержавших доводы возражений относительно жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд установил, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1", работает в должности водителя автомобиля (ЛИАЗ 6212) с 04.09.2009 года по настоящее время, имеет 7 разряд, 1-й класс (л.д. 10-11).
Согласно п. 8 трудового договора N 111/09 от 04.09.2009 года ФИО1 установлен должностной оклад (тарифная ставка) "данные изъяты" рублей за 21 час работы и районный коэффициент - 30 % (л.д. 10).
Согласно п. 4.1. коллективного договора на 2010-213 годы ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" минимальная тарифная ставка рабочего 1-го разряда на момент принятия коллективного договора установлена в размере "данные изъяты" рублей в месяц (л.д. 172).
Тарифные ставки и оклады работников других категорий устанавливаются по согласованию с профсоюзным комитетом на основе тарифных коэффициентов отраслевой тарифной сетки оплаты труда работников автомобильного транспорта (приложение N 2) (л.д. 172).
Согласно п. 4.2. коллективного договора, оплата труда работников осуществляется в соответствии с разработанными и согласованными с профсоюзным комитетом Положениями об оплате труда и премировании все категорий работающих (приложения NN 3-11) (л.д. 172).
Пунктами 4.4.- 4.11. коллективного договора предусмотрены: оплата труда при работе в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, за работу с тяжелыми и вредными условиями труда; а также доплаты за работу с разделением смены на части, за работу в ночное время, за совмещение профессий (должностей) и исполнение обязанностей времени отсутствующего работника, за ненормированный рабочий день; а также надбавки за классность, за разъездной характер работы; а также стимулирующие доплаты и надбавки за сложность маршрута, за выполнение особо важного задания, связи с работой на маршрутах большой протяженности, за руководство бригадой, за работу на устаревшем подвижном составе, за реализацию штрафных квитанций и проездных билетов, за руководство стажерами и др..
Из представленных расчетных листков по заработной плате следует, что заработная плата ФИО1 с момента принятия его на работу начисляется и выплачивается в соответствии с заключенным с ним трудовым договором и условиями действующего коллективного договора, в том числе, выплачиваются предусмотренные коллективным договором доплаты, стимулирующие доплаты и надбавки (л.д. 107-119, 165).
Согласно п. 11.1. Коллективного договора ОАО "ПАТП N1", стороны приняли на себя обязательство, в период действия коллективного договора, не выдвигать новые требования и не конфликтовать по трудовым вопросам, включенным в коллективный договор, при условии их выполнения (л.д. 177.
Доля муниципального имущества в уставном капитале ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" составляет 100 %, собственник имущества - муниципальное образование город Новокузнецк (л.д. 128-142).
ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" находится на бюджетном финансировании (городской и областной бюджеты) в связи с выполнением муниципальных контрактов по перевозке пассажиров автобусами на городских, пригородных и междугородных маршрутах с оплатой за проезд по регулируемым тарифам (л.д. 45-48, 151-155, 169, 225-226, 261, 269-309). Главным распорядителем бюджетных средств является Управление по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка, получателем бюджетных средств - ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (л.д. 151-155, 169).
В 2008 г. было заключено Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы. Соглашением N 1 от 10.11.2010 года в Федеральное отраслевое соглашение внесены изменения и дополнения, в соответствие с которыми срок действия соглашения продлен на 2011-2013 годы.
08.08.2008 года в Российской газете было опубликовано предложение Минздравсоцразвития России работодателям организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта о присоединении к Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы от 24.07.2008 года.
13.05.2011 года в Российской газете было опубликовано письмо Минздравсоцразвития России работодателям организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта о присоединении к Соглашению N 1 о продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы.
Отказы от присоединения к указанным соглашениям от ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" в Министерство здравоохранения и социального развития РФ от органа местного самоуправления и ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" не поступали (л.д. 166-167).
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд исходил из того, что ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1", финансируемое из городского и областного бюджетов, а также орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не участвовали в подписании Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы, а поэтому ФОС и Соглашение N 1 от 10.11.2010 года не действуют в отношении ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" и требования истца о признании ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" присоединившимся к данным Соглашениям, о выплате заработной платы в соответствии с этими Соглашениями являются необоснованными.
Данные выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии со ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
В ст. 45 ТК РФ дается определение соглашения. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 48 ТК РФ в тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Согласно частям 3 и 4 ст. 48 Трудового кодекса РФ действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления.
В силу ч. 7 ст. 48 Трудового кодекса РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в настоящее время это министр здравоохранения и социального развития РФ), имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2007 года (в редакции от 09.04.2010 г.), изданным в соответствии со ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержден Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению.
В соответствии с этим Приказом Федеральная служба по труду и занятости в течение трех календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации в Минздравсоцразвития для размещения на официальном сайте Министерства и опубликования в газете "Ваше право" После опубликования в данной газете и размещения на официальном сайте Министерства стороны соглашения вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития РФ обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли не участвующим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему. Предложение работодателям о присоединении к соглашению составляется согласно приложению к настоящему порядку и направляется Министерством здравоохранения и социального развития РФ для официального опубликования в "Российскую газету".
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то в соответствии с ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса РФ соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
В соответствии со ст. 49 ТК РФ изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.
В том случае, если такое предложение не было опубликовано, действие соглашения не может считаться распространенным на работодателей и работников, не участвовавших в его заключении.
Предложение о присоединении к соглашению должно было быть официально опубликовано в "Российской газете" (п. 3 Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 N 260).
В письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 апреля 2011 года N 22-5/10/2-4304 "Работодателям организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта" указано, что на федеральном уровне заключено Соглашение N 1 о продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений между Российским автотранспортным союзом и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (от 8 декабря 2010 г. N 157/11-13), опубликовано в газете "Ваше право" (N 5, 2011 г.) и размещено на официальном сайте Минздравсоцразвития России (www.minzdravsoc.ru). Письмо опубликовано в Российской газете N 101 от 13 мая 2011 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в установленном ч. 8 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированные письменные отказы присоединиться к указанным соглашениям от ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1", органа местного самоуправления в Министерство здравоохранения и социального развития РФ не поступали.
Таким образом, Соглашение N 1 о продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений в данном случае считается распространенным на работодателя ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1".
Согласно п. 1.5. Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы настоящее Соглашение является правовым актом, и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется.
Соглашение является основой для заключения, в том числе, коллективных договоров в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта.
Пунктом 3.1 названного ФОС в редакции Соглашения N 1 от 10.11.2010 года базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта установлена с 1 января 2011 года в размере 4330 рублей в месяц. В региональных отраслевых соглашениях рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта на основе базовой ставки, указанной в п. 3.1, с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1 разряда, установленной настоящим пунктом.
Согласно п. 3.3 ФОС указанный в п. 3.1 размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективных договорах.
Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении N 1.
Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже, чем предусмотрено в пункте 3.1.
Учитывая, что по уровню коллективный договор, являясь локальным актом, имеет меньшую юридическую силу, чем отраслевое федеральное соглашение (ст.ст. 26, 40, 45 Трудового кодекса РФ), а в коллективном договоре могут устанавливаться лишь льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (ч. 3 ст. 41 Трудового кодекса РФ), вывод суда о том, что истцу начисляется и выплачивается заработная плата в полном объеме соответствии с коллективным и трудовым договором и отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по начислению и выплате истцу заработной платы в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением в редакции Соглашения N 1, нельзя признать правильным.
С учетом положений ст. 392 Трудового кодекса РФ и п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" по ходатайству ответчика подлежит применению срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, поскольку такой срок не распространяется только на требования работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы.
В данном случае требуемая ко взысканию истцом сумма заработной платы за период с 04.09.2009 года по 31.12.2011 года в размере "данные изъяты" коп. начислена ответчиком не была и ответчик не принимал на себя обязанность по ее выплате, которая сохранялась бы на протяжении действия трудового договора.
Исходя из того, что истец, зная о действии Соглашения с 01.01.2011 года, обратился в суд с иском о применении положений данного Соглашения и взыскании не начисленной и не выплаченной заработной платы за период с 04.09.2009 года по 31.12.2011 года в размере "данные изъяты" коп. только 26.01.2012 года (л.д.2), в пользу истца подлежит взысканию с ответчика задолженность по заработной плате за последние три месяца, предшествующие обращению в суд, т.е. за октябрь-декабрь 2011 года, которая составляет "данные изъяты" коп., а также подлежит взысканию задолженность по заработной плате за период с 01.01.2012 года по 29.02.2012 года в размере "данные изъяты" коп., всего "данные изъяты" коп..
Представленный истцом расчет указанной задолженности (л.д.101, 102, 104, 161, 163) судебной коллегией проверен и является правильным.
Поскольку установлено нарушение трудовых прав истца в части незаконного отказа ответчика в выплате заработной платы по условиям ФОС, в силу ст. 237 ТК РФ ответчик обязан возместить истцу причиненный моральный вред, который с учетом конкретных обстоятельств дела, степени вины нарушителя, степени нравственных страданий потерпевшего, его индивидуальных особенностей, а также требованиям разумности и справедливости, судебная коллегия определяет в размере "данные изъяты" рублей.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом положений ч.1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 1 п.1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере "данные изъяты" руб..
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска в вышеуказанной части.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 10 мая 2012 года отменить, принять новое решение, которым взыскать с ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" в пользу ФИО1 заработную плату за ноябрь 2011 года - февраль 2012 года в сумме "данные изъяты" копеек, компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
Обязать ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" производить начисление и выплачивать заработную плату ФИО1 в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы в редакции Соглашения N 1 от 10 ноября 2010 года "О продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений".
В удовлетворении иска ФИО1 к ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" о взыскании не начисленной и не выплаченной заработной платы за период с 04.09.2009 года по 31.09.2011 года отказать в связи с пропуском срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Взыскать с ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
Председательствующий: А.Ф. Емельянов
Судьи: Н.Л. Жуленко
Е.А. Черная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.