Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Беляковой Н.В., Охременко О.В.,
с участием прокурора: Краснопеевой О.В.,
при секретаре: Н.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,
дело по иску прокурора г.Лесосибирска в интересах Сириновой ЕВ к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Лесосибирская центральная городская больница" о перерасчете заработной платы,
по апелляционной жалобе администрации г.Лесосибирска,
на решение Лесосибрского городского суда Красноярского края от 28 августа 2012г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора г.Лесосибирска в интересах Сириновой ЕВ удовлетворить частично.
Обязать МБУЗ "Лесосибирская центральная городская больница" установить заработную плату Сириновой ЕВ не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на начисленную заработную плату.
Обязать МБУЗ "Лесосибирская центральная городская больница" произвести перерасчет с 01 марта 2012 года заработной платы Сириновой ЕВ путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера заработной платы в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера.
Взыскать с МБУЗ "Лесосибирская центральная городская больница" в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору г. Лесосибирска отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Лесосибирска обратился в суд с иском в интересах Сириновой Е.В. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Лесосибирская центральная городская больница" (МБУЗ "ЛЦГБ") о перерасчете заработной платы, возложении обязанности установить размер заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.
Требования мотивировал тем, что Сиринова Е.В. работает в качестве палатной санитарки травматологического отделения МБУЗ "ЛЦГБ". В соответствии с действующим законодательством с 1 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в сумме 4 611 руб. в месяц. С учетом положений ст. 315 ТК РФ заработная плата работников, осуществляющих работу в районах, приравненных к Крайнему Северу, с 01 июня 2011 года должна быть не ниже 8 299,8 руб. в месяц при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда. Однако заработная плата Сириновой Е.В. с учетом надбавок и доплат, в том числе районного коэффициента и северной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, составляет 6 105 руб., то есть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация г.Лесосибирска просила решение суда отменить в связи с неправильным применением и толкованием судом норм материального права. Судом не принято во внимание, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, если заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Кроме того, ответчик является муниципальным учреждением, которое при установлении размера оплаты труда работникам обязано руководствоваться соответствующими правовыми актами муниципального и федерального уровня и не вправе самостоятельно устанавливать систему оплаты труда.
В судебное заседание Сиринова Е.В., представитель ответчика МБУЗ "Лесосибирская центральная городская больница", представитель третьего лица Лесосибирского городского Совета депутатов, представитель третьего лица администрации г.Лесосибирска, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились.
Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края просил рассмотреть данное дело в отсутствие представителя.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Краснопеевой О.В., полагавшей необходимым решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Сиринова Е.В. с 25.10.2011г. по настоящее время работает в МБУЗ "ЛЦГБ" в качестве палатной санитарки травматологического отделения.
Согласно справке о заработной плате Сириновой Е.В. по основной должности начислена заработная плата в марте 2012г. в размере 6 521,70 руб., в апреле 2012г. - 6 424,80 руб., в мае - 7 310,75 руб. с учетом надбавок и доплат, в том числе районного коэффициента и северной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Без учета районного коэффициента и северной надбавки заработная плата Сириновой Е.В. по основной должности составляет в марте - 3 151,70 руб., в апреле - 3 402,82 руб., в мае - 3 622,94 руб.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения (ст. ст. 129, 133, 135, 146, 315, 316 ТК РФ, ст. 1 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" N 82-ФЗ (в ред. от 1 июня 2011 года), пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований прокурора и возложении на ответчика обязанности установить истице размер заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, произвести перерасчет заработной платы Сириновой Е.В. с 01 марта 2012 года.
При этом суд правомерно исходил из того, что для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент и северная надбавка начисляются к заработной плате, размер которой, в соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ, не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01 июня 2011 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 611 рублей. Таким образом, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, заработная плата истца не может быть менее 8 299 руб. 80 коп.(4 611 руб. х 1,8 = 8 299 руб. 80 коп.).
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы администрации г.Лесосибирска о том, что указанные выводы суда основаны на неверном толковании норм материального права.
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20.04.2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом, данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Поскольку заработная плата Сириновой Е.В. без учета районного коэффициента и северной надбавки меньше предусмотренного законом минимального размера оплаты труда, судом правомерно удовлетворены исковые требования прокурора о возложении на ответчика обязанности установить размер заработной платы истцу без учета районного коэффициента и северной надбавки в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, перерасчете с 01 марта 2012 года заработной платы истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что районный коэффициент и процентные надбавки за работу в особых климатических условиях являются составной частью заработной платы, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Ссылки третьего лица на письма Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Красноярского края, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, копии которых представлены в материалы дела, не могут быть приняты во внимание, так как не носят нормативного характера.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на работодателя, являющегося муниципальным учреждением, которое при установлении размера оплаты труда работникам обязано руководствоваться соответствующими правовыми актами муниципального, регионального и федерального уровней, не может быть возложена обязанность по выплате заработной платы в определенном размере, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку по отношению к истцу ответчик является работодателем, который определяет конкретный размер оплаты труда для своего работника и соответственно, не вправе нарушать гарантии, установленные работнику нормами Трудового кодекса РФ.
При этом ответчик, как следует из Устава МБУЗ "ЛЦГБ", является юридическим лицом, имеющим обособленное имущество, самостоятельный баланс расчетный и иные счета в казначействе, печать со своим полным официальным наименованием и другие установленные законом реквизиты.
Кроме того, согласно п.9.2 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы г.Лесосибирска (в ред. Решения Лесосибирского городского совета депутатов от 25.11.2010г. N 86 и от 26.11.2011г. N 191), система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, виды и размеры доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и систему премирования, для работников муниципальных автономных учреждений устанавливается руководителем автономного учреждения по согласованию с учредителем с учетом норм трудового законодательства.
Положения статей 315, 316, 317 ТК РФ предусматривают начисление районного коэффициента и надбавок к заработной плате для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, размер которой не может быть менее минимального размера оплаты труда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующего спорные отношения, и принял по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 28 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.Лесосибирска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.