Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Стрюкова Д.А., Бичуковой И.Б.
при секретаре Кружилиной А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осинцева А. В. к администрации Находкинского городского округа о признании права пользования служебным жилым помещением и понуждении к заключению договора найма служебного жилого помещения
по апелляционной жалобе истца на решение Находкинского городского суда Приморского края от 20 июля 2012 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осинцев А.В. обратился в суд с иском к администрации Находкинского городского округа о признании права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" и понуждении к заключению с ним договора найма данного жилого помещения, указав в обоснование, что является военнослужащим Службы в ...
25.10.2004 г. решением жилищной комиссии Службы в "адрес" он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении. В связи с освобождением служебного жилого помещения по адресу: "адрес", ранее занимаемого семьей военнослужащего ФИО1, решением жилищной комиссии Службы от 15.12.2011 г. (протокол N) ему на состав семьи из трех человек (он, супруга и дочь), распределена данная двухкомнатная квартира и передана ему по акту приема - передачи, куда он вселился со своей семьей, произвел косметический ремонт, оплачивает коммунальные платежи.
13.03.2012 г. он обратился в администрацию Находкинского городского округа по вопросу заключения договора найма служебного жилого помещения, представив решение жилищной комиссии Службы в ... Однако получил отказ от 04.04.2012 г., который считает незаконным, поскольку контракт о прохождении военной службы заключен с ним после 1 января 1998 г. и поэтому в соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" он и члены его семьи на весь срок военной службы должны обеспечиваться служебным жильем.
Просил признать право на проживание в квартире, расположенной по адресу: "адрес", обязать администрацию Находкинского городского округа заключить с ним договор найма служебного жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу.
Представитель администрации Находкинского городского округа исковые требования не признала и пояснила, что решение жилищной комиссии Службы в ... краю о предоставлении истцу спорной квартиры, не может служить основанием возникновения права пользования данным жилым помещением, относящимся к муниципальному жилищному фонду. Решения о предоставлении истцу спорного жилого помещения и о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд органом местного самоуправления не принималось. В связи с чем, считает требования истца не подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица - Службы в г ... в судебном заседании поддержал исковые требования и пояснил, что истцу, состоявшему на учете в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении, решением жилищной комиссии Службы в ... было распределено освободившееся жилое помещение. Ранее в 2003 г. спорное жилое помещение предоставлялось военнослужащему ФИО1 как служебное. В оперативном управлении Службы в ... данное жилое помещение не находится, однако статус жилья не изменялся и после введения в действие Жилищного кодекса РФ, так как отношения по использованию данного жилого помещения носят длящийся характер.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 20 июля 2012 года в удовлетворении требований отказано.
С указанным решением не согласился истец, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Осинцев А.В. проходит военную службу по контракту в Службе в ... (далее Служба) и состоит в указанной Службе на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 25.10.2004 года.
Жилищной комиссией Службы 15 декабря 2011 года старшему мичману Осинцеву А.В. на состав семьи из трех человек, была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес" (л.д. 12-14).
Администрацией Находкинского городского округа в заключении с Осинцевым А.В. договора служебного найма занимаемой квартиры было отказано (л.д. 9-10).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время данное жилье служебным не является, относится к муниципальному жилищному фонду, решения о включении указанного жилого помещения в специализированный жилищный фонд администрацией г. Находка не принималось.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно статьи 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии со статьей 100 Жилищного кодекса РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества от 10.07.2012 N 4/4, квартира площадью 44,90 кв. м, расположенная по адресу "адрес" находится в муниципальной собственности Находкинского городского округа (л.д.22).
Поскольку доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в установленном законом порядке, истцом не предоставлено, а судом не добыто, суд пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы истца о том, что жилое помещение предоставлено ему в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих", устанавливающей право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей, и что ранее в 2003 году спорное жилое помещение было предоставлено военнослужащему на основании служебного ордера, который освободил его в 2011 году, обосновано не приняты судом.
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определяя основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, устанавливает права и гарантии военнослужащих в жилищной сфере.
Согласно абз. 7 пункта 1 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются в том числе прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Вместе с тем, сам факт освобождения спорного помещения, ранее занимаемого военнослужащим на основании служебного ордера, не является доказательством отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и порядка, установленных действующим законодательством, и основанием для заключения договора найма данного жилого помещения как служебного.
Поскольку на момент обращения истца за заключением договора специализированного (служебного) найма данного помещения 13.03.2012 указанное жилое помещение относилось к муниципальному жилищному фонду социального использования Находкинского городского округа, решения о включении в специализированный жилищный фонд спорного жилого помещения администрацией Находкинского городского округа, осуществляющей управление муниципальным жилищным фондом, не принималось, то оснований для удовлетворении требований истца о заключении договора специализированного (служебного) найма не имелось.
Также судом верно указано, что администрацией Находкинского городского округа решения о предоставлении Осинцеву А.А. квартиры по "адрес", в том числе по основаниям, указанным в статье 49 (часть 3) Жилищного кодекса РФ, согласно которой право на получение жилого помещения по договору социального найма закреплено за категориями граждан, указанных не только в Жилищном кодексе РФ, но и в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации, не принималось, с заявлением о предоставлении данного жилого помещения на условиях социального найма Осинцев А.А. не обращался.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку они являются аналогичными приводимым истцом при обращении в суд и судебном заседании мотивам, им дана оценка судом, и как отмечено выше, последняя является правильной.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 20 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.